Не только СМИ, Интернет, кажется, весь мир, продолжает восхищаться до слёзного умиления избранным папой Римским Франциском, прибывшим из далёкой для Европы Аргентины. Западный мир, включая и Россию, продолжают обсуждаться самые мелкие мелочи его биографии, особенно служения в священном сане в прошлом и настоящем…
В день избрания нового папы Римского на его странице появилось сообщение на латыни «Habemus Papam FRANCISCUM» («У нас есть папа Франциск»). Как сообщают СМИ, в аккаунт @Pontifex в микроблоге Twitter в общей сложности насчитывает более 3 миллионов подписчиков. Английскую версию микроблога папы читают 1,6 миллиона человек, испанскую - 700 тысяч, итальянскую - 330 тысяч. Даже у самой новой, открытой в январе латинской версии есть более 21 тысячи последователей. Микроблог понтифика доступен на девяти языках: латинском, английском, испанском, французском, итальянском, немецком, португальском, польском и арабском. Хотя число католиков в мире - 975.937.000, что составляет около 17,4% населения Земли.
Только в первый день избрания, чтобы послушать и воочию увидеть новоизбранного понтифика, на площадь Святого Петра пришли до 150 тысяч человек, а на первой встрече журналистов с папой Франциском очередь желающих пообщаться с главой Римско-католической церкви растянулась на 1 км, пришли около 5 тыс. репортеров. Даже книги, ранее написанные новоизбранным папой Франциском, а также посвященные ему биографические работы стали бестселлерами онлайн-магазинов в Аргентине и Европе, сообщают масс-медиа.
Новость о том, что избранный папа Франциск отказался покинуть Ватикан на личном лимузине, предпочтя ему микроавтобус, повергла в шок даже самозванного украинского лже-патриарха Филарета, испытывающего греховную слабость к дорогим авто импортного производства… и так далее, и тому подобное…
Если посмотреть со стороны, то всё это избрание понтифика выстроено по законам (правилам) западного театрализованного шоу, а само избрание понтифика - больше походит на глобальную пиар-кампанию Римско-католической церкви, пытающейся вернуть себе доверие своих последователей.
Напомню, что новый глава Римско-католической церкви папа Римский Франциск - первый латиноамериканец (родом из Аргентины), да ещё и первый иезуит на Римском престоле. Он был избран 266-м папой на конклаве, проходившем в Ватикане 12 и 13 марта. Если верить СМИ, во время своей службы в Аргентине он прославился скромностью и непритязательностью: предпочитал ездить на общественном транспорте, сам готовил себе еду и жил в обычном доме, а не на роскошной вилле. Будучи избранным понтификом, он взял себе имя в честь Франциска Ассизского - средневекового святого, основавшего орден нищенствующих монахов - ордена францисканцев. Между прочим, «иезуиты» («общество Иисуса») - своего рода «тайная полиция» Ватикана, орден был создан для борьбы с реформацией (протестантизмом) Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540. Иезуиты также активно участвовали в деятельности инквизиции. В настоящее время иезуиты занимают ведущее положение в идеологическом аппарате Католической церкви. Хотя можно найти утверждение, что в христианско-нравственном отношении слово «иезуит» давно уже означает ложь и лицемерие, прикрытое пустыми высокопарными фразами, поскольку иезуиты не обязаны говорить правду и самым безнравственным поступкам при необходимости всегда готовы найти лицемерное оправдание.
Напомню, что «отставной» папа Римский - Бенедикт XVI покинул престол 28 февраля. Свое решение 85-летний понтифик объяснил тем, что силы и возраст больше не позволяют ему «верно нести свое служение», и пообещал своему преемнику «полное подчинение и уважение». До него последним папой, воспользовавшимся правом отречения от престола, был Григорий XII в 1415 году.
В дни избрания нового понтифика на вопросы журналистки РИА Новости о неожиданном решении Бенедикта XVI оставить папский престол ответил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Этот разговор состоялся до того, как стало известно, что новым папой Римским стал архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, который принял папское имя Франциск.
- Владыка, какое впечатление произвело на вас решение Бенедикта XVI о добровольном уходе с папского престола?
- Для меня, как и для большинства людей, это решение стало неожиданным. Конечно, после его оглашения сразу вспомнили о словах Бенедикта XVI, сказанных им еще в 2011 году в интервью немецкому журналисту Петеру Зеевальду и опубликованных в книге «Свет миру», о том, что в определенных обстоятельствах папа Римский не только может, но и должен добровольно покинуть свой пост. Видимо уже тогда, в 2011 году, папа Бенедикт допускал для себя подобный шаг. И когда, в силу возраста и связанной с ним физической слабости, он посчитал, что уже не может полноценно исполнять свое ответственное служение, он принял окончательное решение об отречении.
Данный поступок свидетельствует, конечно, о большом чувстве ответственности перед Церковью, свойственном Бенедикту XVI. Однако не все однозначно восприняли его в Католической церкви. Нашлись и те, кто сказал, что папа - это отец, а «отец не уходит, он умирает».
Поступок Бенедикта XVI нельзя считать революционным. Он вызвал сенсацию только потому, что был первым за последние почти 600 лет. В истории, однако, такие случаи имели место, и в недавнем прошлом папа Павел VI (1963-1978) рассматривал для себя возможность ухода на покой, - цитируют слова митрополита Илариона РИА Новости.
Однако в комментариях масс-медиа по поводу добровольного ухода папы римского Бенедикта XVI говорилось и о том, что этот шаг понтифик Бенедикту XVI сделал после того, как служба безопасности Ватикана доложила ему материалы по моральному разложению в верхних эшелонах римской курии - среди кардиналов, архиепископов и епископов. Картина была настолько впечатляющей, что понтифик не посчитал возможным предпринять что-либо ещё. Так или иначе, Ватикан охвачен кризисом...
Догмат о «папском примате» является основным принципом Римско-католического вероучения, на нем зиждется доктрина и жизнь, устройство и вся практика Римско-католической церкви».
Например, полный титул папы Римского звучит так: «епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих».
Главенство Христа в Церкви - основополагающий экклезиологический догмат (экклезиология - отрасль христианского богословия, изучающая природу и свойства Церкви).
Протопресвитер Михаил Памазанский («Православное Догматическое Богословие») пишет:
«Истина, что Сам Христос есть Глава Церкви, всегда живо проходила и проходит чрез самосознание Церкви. И в наших ежедневных молитвах читаем мы: Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец (вечерняя молитва св. Антиоха).
Христова Православная Церковь отвергает признание еще другой единой главы Церкви в виде "заместителя Христа на земле", "наместника Христа", "викария Христова", "вице-Христа", как это звание усвоят в Римо-католической церкви Римскому епископу, называя его и основанием церкви, и ее главой, её пастыреначальником и верховным ее первосвященником. Такое присвоение не отвечает ни слову Божию, ни общецерковному сознанию и преданию; оно отрывает церковь на земле от непосредственного единения с Небесной Церковью. Заместитель назначается на время отсутствия замещаемого: но Христос всегда, во все дни, невидимо пребывает в Своей Церкви».
Замечу, что для православного христианина Глава Церкви в собственном смысле - это определение относится исключительно к Господу Иисусу Христу. Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместному или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому.
Есть другой, не менее еретический догмат римско-католического учения о «непогрешимости», вернее «безошибочности», Римского папы, его «неспособности заблуждаться». Остаётся только уяснить, кто из нынешних двух понтификов Рима более «безошибочный» и «непогрешимый»?!
«…Более серьезным и роковым для Рима и для всей церкви явилось стремление римских предстоятелей церкви к утверждению непогрешимости папы в делах веры, получившее свое завершение на Ватиканском соборе 1870 года. Учение латинян о непогрешимости вытекает, говорил Хомяков, из малодушия и неверия. Ведь Церковь есть предмет веры, поскольку она есть Христово Тело и обиталище Духа Святого. У латинян же место невидимого Главы занимает видимый "викариус Дэи", "викариус Христи", вместо же невидимого Духа Божия, живущего в Теле Церкви, они поставили видимого, внешнего оракула истины в лице папы, чтобы подчиняться ему. Перед нами жалкая картина потери мистического понимания существа Церкви и упадка веры в Церковь», - пишет протоиерей Митрофан Зноско-Боровский («Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство», Сравнительное богословие).
Совершенно прав священник Митрофан Зноско-Боровский, констатируя, что «перед нами жалкая картина потери мистического понимания существа Церкви и упадка веры в Церковь», которая отражает, пожалуй, не менее жалкую картинку духовно-нравственной деградации всей западной модели «общества потребления», пронизанного всепроникающей «толерантностью» к пороку и греху во всех сферах жизни западного мира...
P.S.
«Если кто тебе скажет: "Ваша и наша вера от Бога", то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: Един Господь, едина вера, едино крещение" (Еф. 4, 5)».
Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855-1922).
Альберт Битюцкий, Хабаровск