Как сообщалось, рождаемость в России в январе 2013 выросла по сравнению с 2012 годом на 10,5%. Статистические данные прокомментировал в интервью «Русской народной линии» директор Института демографических исследований, кандидат социологических наук Игорь Белобородов.
Во-первых, никакого роста рождаемости нет, его и не предполагалось. Есть временные колебания, и они связаны с определенными обстоятельствами, с возрастной структурой, о которой демографы уже устали говорить.
В 80-х был всплеск рождаемости. Это самый последний период советской истории, когда рождаемость перекрывала смертность, т.е. было небольшое воспроизводство населения с 1986 по 1989 год. В целом в 80-х годах рождаемость была выше как в абсолютных числах, так и в коэффициентах. Соответственно это не может не оказать влияние на ситуацию в настоящее время.
Возрастная структура сложилась так, что потенциально на брачном рынке находится сейчас больше женихов и невест, чем будет лет через пять, когда в этот возраст вступят люди, родившиеся в 90-х. Это будет достаточно мрачная картина. А что будет уж лет через 20, лучше даже и не представлять себе, насколько все будет пессимистично. А в настоящее время именно указанный фактор удерживает страну от полного демографического провала.
Сейчас наше положение незавидно. Мы вымираем. и это не секрет. Далее ситуация будет только ухудшаться. На благоприятную сегодня возрастную структуру накладывается еще один фактор - это то, что стареет модель брака и модель рождения. Люди вступают в брак сейчас позже и, соответственно, рожают детей позже. Поэтому эффект, который был заложен в возрастной структуре во второй половине 80-х годов, может продлиться несколько дольше. Это пока ситуативно и конъюнктурно работает на удержание рождаемости на каком-то стабильном уровне, тем не менее, показывает отрицательное значение. Без этих двух факторов рождаемость могла бы быть ещё ниже, а вымирание быть более стремительным. Это играет роль некоего временного тормоза.
Третий фактор - это миграция. У нас миллионы мигрантов со всего постсоветского пространства и не только. Это средняя Азия, Закавказье, Украина, Молдавия и т.д. Например, ещё в начале 2000-х годов в некоторых дальневосточных регионах фиксировали около 20% рождения от всех детей с признаками явно китайской внешности. Все эти приезжие, так же, как и граждане России, вступают в браки, рожают детей. Соответственно, всё, что фиксируется в демографической сфере, надо отнести и на счет прибывших к нам мигрантов. Часть их них настроена в принципе рожать детей больше, чем коренные жители нашей страны, а это усиливает демографический дивиденд, и не будь их в России, ситуация выглядела бы гораздо печальнее.
С другой стороны, культурные издержки от присутствия столь значительного числа мигрантов уже дают о себе знать. Мы видим это по вспышкам социальной напряженности в различных точках России, и кто знает, чем это обернется в будущем. Самым грамотным решением в этом контексте было бы введение визового режима для республик Средней Азии и Закавказья, оставив при этом свободным въезд для граждан Украины, Белоруссии, Молдавии. Это было бы наиболее продуманным решением.
Можно добавить ещё четвертый фактор. Во всей российской рождаемости присутствует ещё такое явление, как этническая дифференциация рождаемости. Если посмотреть, на какие регионы больше всего повлияло материальное стимулирование рождаемости, то заметно, что это республики, которые и до этого были предрасположены к более высокой рождаемости. Это Чечня, Ингушетия, Алтай, республика Тыва, т.е. там принятые меры привели к увеличению рождаемости именно в этих этнических слоях. На основную часть населения, а именно на славянское население, которого более 80%, и некоторые другие национальные группы (чуваши, карелы, татары и другие) заметного влияния материальное стимулирование, к сожалению, не оказало. Приходится задуматься о том, что такой подход себя не оправдал. А в тех национальных регионах, где такие меры несколько увеличили рождаемость, это тоже лишь временный эффект, что, кстати, доказывает опыт других стран, которые такую стадию проходили, - Швеция, Франция, Бельгия и другие. И в СССР в конце 80-х тоже наблюдалось явление, когда рост рождаемости был подстегнут некоторым улучшением материальных условий. Так что даже для национальных республик это не является панацеей. А к большинству населения, к государствообразующему народу рост рождаемости не имеет вообще никакого отношения.
12. Эксперт, такой эксперт
11. Ответ на 7., дед пенсионер : Самый либеральный либерал
10. Ответ на 8., Посторов:
9. Ответ на 7., дед пенсионер :
8. Re: «Никакого роста рождаемости нет»
7. 5. Валерий :
6. Re: «Никакого роста рождаемости нет»
5. «Никакого роста рождаемости нет»
4. Re: «Никакого роста рождаемости нет»
3. Re: «Никакого роста рождаемости нет»