2/15 марта 1917 г. в 3 часа дня, обманутый и преданный своим окружением, Царь-Мученик Николай II Александрович подписал отречение от Престола в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича. Однако решение Государя об отречении в пользу брата вызвало замешательство в стане временщиков. Великий князь находился в Петрограде под жестким контролем.
На следующий день – 3/16 марта думские заговорщики «уговорили», а по сути дела, заставили отречься от Престола и Великого князя Михаила. Для этого на него было оказано давление практически всем составом Временного комитета Государственной Думы. «Я был поражен тем, что мои противники, вместо принципиальных соображений перешли к запугиванию Великого князя», - писал об этом моменте присутствовавший при отречении В.В.Шульгин. Неопытный в вопросах большой политики, Великий князь поддался нажиму. Черновик акта об отречении Великого князя Михаила Александровича был составлен либералами-масонами Н.В.Некрасовым и В.Д.Набоковым. Причем, это был не просто акт об отречении – это бы хитро составленный документ, согласно которому Великий князь «временно отказывался» от восприятия верховной власти, тем самым парализовав на неопределенный срок всякую возможность не только реставрации монархии, но и предъявления другим лицом права на Престол (ведь откажись он от престола лично, согласно Законам Российской Империи право престолонаследования автоматически переходило бы к следующему по старшинству представителю династии).
Через полчаса по свидетельствам современника, по всему Петрограду клеили плакаты: «Николай отрекся в пользу Михаила. Михаил отрекся в пользу народа» (Михаил Александрович согласно подписанному им документу соглашался воспринять Верховную власть лишь в случае, если такова будет выраженная учредительным собранием воля народа).
Подписанием этого документа завершилась история более чем 300-летнего царствования во славу России Дома Романовых. Династия, начавшаяся в 1613 году с Государя Михаила Федоровича, заканчивала царствовать с отказом воспринять престол Великого князя Михаила Александровича.
Сегодня день памяти архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), скончавшегося в 1819 году. Он родился 6 марта 1766 г. в Москве. Его отец, священник и иконописец, служил в церкви Дмитрия Солунского на Ильинке. Окончил Перервинскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию. В 1789 г. стал преподавателем грамматики и риторики Троице-Сергиевской Духовной семинарии. В 1792 г. назначен префектом Троице-Сергиевской Духовной семинарии и преподавателем философии. В 1794 г. принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. В 1795 г. о.Августин становится ректором Троице-Сергиевской Духовной семинарии. В 1798 г. возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря. В 1801 г. он ректор Московской Духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. 6 февраля 1804 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 28 декабря 1812 г. владыке было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 г. владыка Августин возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода. С 19 февраля 1818 г. - архиепископ Московский и Коломенский.
Преосвященный Августин был замечательным оратором и проповедником своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 г. в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 г. слово по поводу заключения Тильзитского мира, произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи Императору Александру I. Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период Отечественной войны 1812 г. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией. Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем. 14 августа 1812 г. перед шеститысячным московским ополчением он отслужил молебен с водосвятием. 26 августа, в день Бородинской битвы, обносил иконы Владимирской, Смоленской, Иверской Богоматери вокруг Кремля, Китай и Белого города совместно с архиереями Ионою и Пафнутием (Грузинским). Перед приходом в Москву вражеских войск Наполеона преосвященный Августин сделал распоряжение относительно сохранения московских церквей. Самое ценное из них, а также патриаршую ризницу и синодальную библиотеку перевез в Вологду. Чудотворную Иверскую икону вывез во Владимир.
После освобождения столицы от неприятеля преосвященному Августину было поручено восстановить поруганные врагом святыню. С душевной скорбью обозревал он разгромленные и разграбленные церкви и монастыри столицы. В Чудовом монастыре мощи основателя монастыря святителя Алексия после усиленных поисков были найдены в кучах разодранных риз в притворе Благовещенской церкви. С великой радостью преосвященный Августин поставил их на прежнее место. Руки врага сорвали печать и замок с верхней гробницы, заключавшей в себе раку с мощами святителя Петра, митрополита Московского. Преосвященный Августин испросил разрешение Святейшего Синода оставить мощи святителя Петра открытыми навсегда. Открыв раку, он до земли поклонился и облобызал святые останки великого иерарха, потом совершил молебное пение, а по окончании Литургии окропил святой водой материалы, приготовленные для поновления икон в соборе.
Преосвященный Августин был цензором духовных книг, писал на латыни стихи. Николай Лесков в своем очерке «Из мелочей архиерейской жизни» цитирует заметку из журнала «Русский вестник», в которой дается такая характеристика архиепископа: «Преосв. Августин имел много превосходных качеств: он был весьма строг, но справедлив; консисторию держал в ежовых рукавицах, и белое духовенство, в то время грубое и распущенное, его трепетало. Он иногда по-отечески бивал своею тростью, а не то и руками». Но как многие вспыльчивые люди, владыка был отходчив. Кончина преосвященного Августина в 1819 г. была мирна и безболезненна. Перед самой смертью он исповедовался, причастился, соборовался, сам начал читать отходную, но слабость одолела, и он сказал: «Продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь…» и умер. Похороны его происходили при огромном стечении москвичей. Похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
В этот день 2004 года скончался народный артист России Иван Петрович Рыжов. Он родился 25 января 1913 г. в Московской губернии. В 1935 г. Рыжов окончил училище при Московском театре Революции и остался там работать актером. В 1940 г. он пришел на киностудию «Союздетфильм», с 1945 г. работал в Театре-студии киноактёра. В огромном списке сыгранных им персонажей значатся в основном простые русские люди, мудрые и добрые. Даже эпизодические роли Рыжова всегда были колоритными и запоминающимися. Иван Петрович дебютировал в кино в 1939 г. в фильме «Кубанцы». Затем были картины «Кутузов», «Сказание о земле Сибирской», «Илья Муромец», «Дело было в Пенькове», «Тихий Дон», «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень» и многие другие. В 1980 г. Ивану Петровичу было присвоено звание Народный артист РСФСР. И.П.Рыжов скончался в московской больнице им. Боткина. Там же, в маленьком храме при больнице, прошло отпевание.
Сегодня также день памяти Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, отошедшего ко Господу 16 марта 2008 года.
Митрополит Лавр ( в миру Василий Михайлович Шкурла) родился в 1 января 1928 году в небольшой деревне Ладомирова у Свидника в русинской семье. Крестил его архимандрит Виталий (Максименко) — известный почаевский миссионер, впоследствии архиепископ. В 1939 году, в 11-летнем возрасте, он вступил в братство монастыря Преподобного Иова Почаевского (Словакия), в 1944 году стал послушником, в 1946 году вместе с монастырём переехал в Джорданвилль (США, штат Нью-Йорк), где вступил в братию Свято-Троицкого монастыря; принял гражданство США. В 1948 году в Троицком монастыре архиепископом Виталием (Максименко) был пострижен в рясофор, а вскоре и в мантию с именем Лавр. В 1950 году был рукоположён во иеродиакона; в 1954 — во иеромонаха. В том же году окончил Свято-Троицкую духовную семинарию, став преподавателем Священного Писания Ветхого Завета и патрологии. В 1959 году — возведён в сан игумена, в 1966 г— в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии, 13 августа 1967 года и назначен секретарём Архиерейского Синода РПЦЗ. По смерти архиепископа Аверкия (Таушева) в апреле 1976 года, был избран братиею Свято-Троицкого монастыря настоятелем; переведён на Троицко-Сиракузскую кафедру.
20 октября 1981 года Архиерейским Синодом РПЦЗ, на основании определения Собора епископов, был возведён в сан архиепископа; 1 сентября 1984 года последовало решение о предоставлении ему права ношения бриллиантового креста на клобуке. 10 июля 2001 года Архиерейским Синодом РПЦЗ назначен заместителем Первоиерарха РПЦЗ, митрополита Виталия (Устинова). В ходе заседания Архиерейского Собора РПЦЗ 24 октября 2001 года, в день памяти святого апостола Филиппа от семидесяти, архиепископ Лавр был избран пятым Первоиерархом РПЦЗ. 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве вместе с Патриархом Московским Алексием II подписал Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ.
Скончался Митрополит Лавр в Джорданвилле 16 марта 2008 года, в первую Неделю Великого поста, погребён в усыпальнице собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк.
Завтра день памяти святого благоверного князя Даниила Московского.
Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.
Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский.
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.
Он родился 5 января 1847 г. в одном из сел Владимирской области в семье инженера-путейца. Получив образование на физико-математическом факультете Московского университета, Жуковский некоторое время работал преподавателем физики и математики в гимназии, а затем доцентом по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ) и МГУ. В 1894 г. Жуковский был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в 1900 г. выдвинут кандидатом в действительные члены Академии, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете. В 1905 г. Жуковский был избран президентом Московского математического общества.
Под руководством ученого был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. С 1913 г. Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством ученого разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. Во время Первой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.
Он родился 1 сентября 1858 г. в Тамбовской губернии в семье священника. Образование получил в Тамбовской семинарии и на медицинской факультете сначала Московского, а затем Киевского университета. Его специализацией стали кожные и венерические заболевания. В 1899 г. стал профессором Варшавского университета, в 1905 г. в связи с временным закрытием университета перебрался в Киев, где окунулся в самую гущу борьбы с революцией, в чем главную роль отводил православным братствам. Никольский принял активное участие в деятельности монархических организаций, часто выступал с докладами, был участником монархических съездов и конференций. В 1911-12 гг. был председателем Киевского губернского отдела СРН.
После возобновления работы Варшавского университета вернулся в Царство Польское. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в борьбе с немецким засильем в русской медицине. В 1916 г. Варшавский университет в связи с ухудшением военного положения был эвакуирован, медицинский факультет переехал в Ростов-на-Дону. Здесь Никольский встретил революцию и гражданскую войну. Возможно, переезд уберег его от расправы чекистов, ведь многие его единомышленники в Киеве были убиты во время "красного террора" 1918-19 гг. Кроме того, профессия Никольского после колоссального падения нравов, которое принесла с собой революция, была очень востребованной, венерологи ценились на вес золота. Никольский не только уцелел в революционной мясорубке, ему удалось воспитать целую плеяду своих учеников. Скончался и похоронен в Ростове.