И в центре этих споров обречены быть события трагического и героического ХХ века, - века, в котором произошла страшная национальная революционная катастрофа 1917 года, повлекшая ожесточенную братоубийственную войну и великая русская Победа 1945 года, увенчавшая кровопролитную Великую Отечественную войну. Наполненный преступлениями, изменами, кровью и героизмом XX век обречен быть предметом споров сегодня. Ведь от понимания того, что мы пережили в ХХ веке, от извлечения уроков из трагического и героического национального опыта зависит наш путь в будущее. Объединится ли русский народ, восстановит ли Великую державу, которая только и сможет уберечь от соблазнов и напастей нашу Церковь? Или мы на радость нашим врагам продолжим вновь делиться на «белых» и «красных», что завершится новой междоусобицей? Это фундаментальный выбор. Потому и споры о нашем прошлом такие ожесточенные.
И ключевые фигуры этого спора о преемственности или прерывности нашей истории – Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин. Понимание смысла их служения, их подвига (да простят меня идейные антисталинисты) только и может помочь нам понять нашу непростую историю минувшего столетия. По большому счету речь должна идти о примирении Царя Николая и Иосифа Сталина, о понимании того общего великого дела, которое по-разному делали эти два великих творца нашей истории.
К сожалению, сделать это непросто, ведь внешне Царь-Мученик Николай и Иосиф Сталин - два исторических антипода, представители антагонистических сил, действовавших в нашей истории. На это напирают люди, привыкшие мыслить схоластически. Однако и диалектика оказывается бессильной при решении многих проблем истории России первой половины ХХ века. Их можно пробовать решить только используя метод икономии, который часто использовался Церковью при решении сложнейших вопросов ее бытия. Самый свежий пример применения икономии - урегулирование отношений между Русской Православной Церковью во Отечестве сущей и Русской Православной Церковью Заграницей. В случае с примирением Царя-Мученика Николая и Иосифа Сталина можно попробовать воспользоваться тем же методом, ведь речь идет о тех же самых событиях. Использование метода икономии основано на общей любви. В случае с РПЦ и РПЦЗ на любви к Русской Церкви. В случае Государя и Сталина - на любви к России.
Опасность того, что русские патриоты договорятся по поводу Царя-Мученика Николая и Иосифа Сталина понимают наши идейные противники и стараются этого не допустить. Вспомним недавний телепроект «Суд истории» Николая Сванидзе на телеканале «Россия», где патриот С.Е.Кургинян аргументированно защищал Сталина и советскую эпоху и при этом нападал на Государя, которого защищал демократ Л.М.Млечин. Налицо новая попытка столкнуть лбами «красных» и «белых», снова разделить русский народ. Некоторые силы, увидев, что начали заживать раны русского разделения, что красно-белое противостояние уходит в прошлое, испугались и начали резать по-живому, бередить только-только затянувшиеся раны.
К сожалению, в этой опасной для нашего будущего операции принимают участие не только советские патриоты и либеральные демократы. Им, увы, помогают и некоторые православные патриоты. Их усилиями общественному сознанию навязывается лубочное представление о Царской России и одновременно демонизируется фигура И.В.Сталина. Это не только не способствует, мягко говоря, адекватному пониманию Сталина, но и искажает образ святого Царя-Мученика Николая.
Сейчас нередко можно встретить попытки представить Государя то великим полководцем, то великим дипломатом, то великим преобразователем. Авторов этих сочинений не смущают усмешки и насмешки профессиональных историков. Причем, Государь сам себя не дерзал называть полководцем, поэтому так и остался в звании полковника, что свидетельствует о его скромности и адекватности. С «преобразователем» вообще выходит - «курам на смех». Что прикажете считать «великим реформами» Царя Николая II? Виттевскую идею золотого рубля, поставившую Россию в экономическую зависимость от мирового капитала? Или может быть учреждение Государственной Думы, вырванной у Царя революцией и потом сделавшейся рассадником революции? Или может столыпинскую аграрную реформу, разрушившую общину, что современные П.А.Столыпину монархисты считали чуть ли не антигосударственным преступлением Столыпина, подготовившем социальную почву для революции?
При этом, люди, внешне превозносящие таким образом Государя, на деле оказывают «медвежью услугу» национальному и религиозному самосознанию русского народа. Ведь приписыванием Царю-Мученику Николаю не существовавших заслуг затушевывается суть подвига нашего Царя - подвига удерживающего. Смысл подвига Государя состоял не в том, что он успешно руководил страной и предлагал гениальные государственные решения, а в том, что он до конца удерживал Россию от сползания в пропасть. Для понимания смысла его подвига нам важно понять два главных качества Государя. Во-первых, величайшее смирение перед Господом, перед Промыслом Божиим, полное воплощение в своей жизни первой (и самой трудно исполнимой!) заповеди блаженства «Блаженны нищие духом». Во-вторых, его упорство и сильная воля, благодаря чему он держался за Самодержавие до последней возможности, пытался удержать страну и народ (да, что там народ - весь мир!) от катастрофы. Он лавировал между разными группами влияния, стараясь не довести дела до кризиса, шел на уступки то либералам, то консерваторам, то националистам. Они же это лавирование принимали за проявление слабости. Всем этим высоколобым профессорам, всем этим удачливым олигархам, этим прожженным политиканам, амбициозным генералам и остроязыким публицистам было невдомек, что на хрупких плечах этого небогатырского сложения человека держится вся Россия. Что они без него - никто. Щепки, плывущие по воле волн. Они оказались не в состоянии удержать Россию.
Государь был сильным человеком, но это была не сила политика и полководца, это была сила русского духа.
Был ли нереволюционный выход из кризиса, в котором оказалась Российская Империя в начале ХХ века? Все больше убеждаюсь, что, увы, такого выхода не было. Поскольку Государь находился в трагическом одиночестве. У него не было надежной политической опоры. Лишь немногие представители дореволюционной элиты его понимали. Думаю, был слабый шанс на нереволюционный выход из политического кризиса, и он был связан с возможностью создания «николаевской опричнины» из числа Черной сотни. Но этот шанс очень трудно было реализовать. Тема отдельная, не хочу сейчас обсуждать причины провала черносотенного проекта столетней давности. Только коротко. Во-первых, и само черносотенное движение, будучи плоть от плоти русского общества той эпохи, вскоре было поражено расколами и внутренними усобицами, а потому стать твердой опорой Царю не смогло бы. Во-вторых, и это главное, правительство, прежде всего, его глава П.А.Столыпин и высшие сановники не были заинтересованы в интеграции Черной сотни в государственные структуры, что только и могло позволить сформировать из числа черносотенцев опричные структуры, которые могли бы помочь в подавлении революции. Но, повторюсь, нужно обстоятельное обсуждение этой темы.
Одним словом, Российская Империя неизбежно катилась к краху. Вопрос был только один: когда это случится. Ведь когда один Государь, опираясь разве что на великую силу народной инерции, пытается отложить крах, не допустить катастрофы, государственная система долго протянуть не могла. А политическая элита к началу ХХ века уже не соответствовала высоте и глубине миссии, которую выполняла Россия. Общество было поражено какой-то нездоровой сентиментальностью и восторженностью (достаточно вспомнить знаменитую картину Ильи Репина «17 октября», где ликуют неразумные будущие жертвы революции). Дворянство как столп государственного устройства выродилось, перестало понимать свои задачи - быть служилым сословием. Яркий пример - довыборы в Государственный Совет от дворянской курии в 1915 году, когда дворянские выборщики «прокатили» монархистов и избрали либералов. Духовенство и епископат жаждали отделиться от государства, ненависть с синодальному устройству Церкви была чуть ли не повсеместной. Купечество финансировало революционеров. Фабриканты хотели только увеличивать свою прибыль. Крестьяне жили одной мыслью - как бы поживиться землицей за счет помещиков. Рабочие все больше заражались социалистической пропагандой всеобщего равенства. О каком-то смирении и терпении мало кто хотел слышать.
Революция в таких условиях была неизбежной. Ее отодвинула Великая война, с которой правая партия связывала надежду на ободрение и оздоровление общества. Но война оказалась очень затяжной и кровопролитной. А первые неурядицы на фронте обострили все старые социальные болезни. Общество, несмотря на буйные проявления патриотизма в начале войны, оказалось не готово к длительным испытаниям. Народное единство обрести не удалось.
Сейчас в очередную годовщину отречения Государя от Престола по обыкновению вспоминают предательство генералов. Но и тут не обходится без мистификации. Некоторые любят порассуждать о «сорванном триумфе» России, которая, мол, стояла в двух шагах от победы. Но ведь отречение Государя от престола поддержали ВСЕ высшие русские генералы! С кем пришлось бы праздновать триумф Царю? С мусульманином Гусейном ханом Нахичеванским и лютеранином генералом Ф.А.Келлером?! Именно эти два генерала (насчет хана, правда, выдвигаются сомнения) проявили верность Государю, а все русские православные генералы от Великого князя Николая Николаевича до адмирала А.В.Колчака оказались изменниками. Какой тут мог быть триумф?!
А в Государственной Думе против Государя объединилось подавляющее большинство депутатов от социалистов и либералов до столыпинцев-националистов, которые создали так называемый «Прогрессивный блок». И только небольшая кучка монархистов, все время раскалывавшаяся, сохраняла верность Самодержавию. Либеральные антимонархические настроения поддерживали также широкие круги бюрократии и высших сановников. Да что там бюрократия, даже архиереи, даже духовенство приветствовало революцию. Словом, у большинства политического класса и высшего генералитета того времени было свое представление о триумфе. Русское общество было настолько заражено революцией, что триумф мог быть только революционный. Он и состоялся.
Знаменитые слова Царя-Мученика Николая из дневника: «Кругом измена и трусость и обман», - вот это и есть не только диагноз, но и приговор всей политической элите Российской Империи. Только Государь до последней возможности цеплялся за власть, поскольку остро чувствовал, что его падение грозит непредсказуемыми последствиями для России. Придумывал разные аргументы. Вспомнил даже о старообрядцах, которым давал слово…
Но для генералов и политиков все это были пустые слова. Умы представителей политической элиты были заняты другим, они делили будущие должности, готовились «рулить Россией».
И Государь, увидев, что помощи ждать неоткуда, смирился. Он до последнего удерживал Россию на краю пропасти, но когда политики и генералы начали в один голос убеждать, что его отречение нужно для блага России, он махнул рукой, - делайте что хотите.
Тут надо пару слов сказать по поводу спекуляций вокруг якобы подложного Манифеста об отречении. Сейчас эта тема активно обсуждается публицистами. При этом сторонники этой версии не обращают внимания на такой простой аргумент против их гипотезы о подлоге. Если Государь Манифест не подписывал, но документ был опубликован в газетах за его подписью, он не мог об этом не знать. А значит, он наверняка сказал бы кому-то из приближенных, с кем имел возможность общаться относительно свободно почти год после ареста, что Манифест подложный. Ведь это же величайшее государственное преступление! Люди, поднимающие пустой шум из-за якобы подлога, не отдают себе отчет в том, что они таким образом клевещут на Государя, делая его соучастником выдуманного ими государственного преступления. Знал о подлоге и молчал!
Эти люди, руководствующиеся на первый взгляд патриотическими побуждениями, не хотят также подумать над тем, какую свинью они подкладывают нынешней российской власти и какие козыри дают нашим «заокеанским партнерам». Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР, который стал наследником Российской Империи, и на этом основании никто не может усомниться в законности контроля в советскую эпоху шестой, сегодня седьмой части суши. Но коль власть Временного правительства нелегитимна, то уж тем паче нелегитимна власть большевиков. И тогда у мирового олигархата возникает вопрос: на каком правовом основании нынешняя Россия владеет запасами нефти, газа, полезных ископаемых, воды. Этот вопрос уже робко поднимался М.Олбрайт и некоторыми другими генералами закулисы. А тут им на помощь приходят патриоты, поднимающие тему о якобы подложном Манифесте об отречении.
Но Манифест-то, действительно, оформлен неправильно, да и подпись Государь поставил карандашом, а он был опытным человеком. Как это понимать, спросят меня. Вопрос законный. Но ответ на него надо искать в логике борьбы Государя с заговорщиками. Царь понимал, что он - в западне. Он увидел, что многие генералы и руководство Думы - изменники. Но у него оставалась еще возможно надежда на государственный аппарат. Нарочито неправильно оформляя такой важнейший документ, Царь посылал сигнал своим верным подданным, что отречение у него вырвано силой…
Никакой реакции не последовало…
И Государь понял, что у него не осталось верноподданных. Оставалось принести себя в жертву за народ, забывший клятву, присягу и честь…
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
56. Re: Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин
55. 59. ioann210 :
54. статья полезная хоть и не верная
53. Ответ на 58., Лесничий А.Л.:
52. Ответ на 55., ioann210:
51. 55. ioann210 :
50. 54. Потомок подданных Императора Николая II
49. Ответ на 45., Лесничий А.Л.:
48. Ответ на 52., свщ Алексий Бачурин:
47. Ответ на 51., Анатолий Степанов: