«Россию населяет множество народов, которые исповедуют ислам и создали на его основе яркие самобытные культуры, ставшие неотъемлемой частью культуры России. Сегодня мусульмане составляют не менее 15% населения нашей страны (по данным соцопросов – 7-8%, - ред.). И мы считаем, что не менее 15% эфирного времени создаваемого Общественного телевидения должно быть отведено под передачи и фильмы, посвященные разнообразным аспектам жизни мусульманской общины», - говорится в письме Анатолию Лысенко. Равиль Гайнутдин уверен, что без соблюдения этого условия Общественное телевидение не сможет стать каналом полноценной информации о жизни российского общества.
Анатолий Лысенко заявил, что письма он пока не получал, и потому комментировать его отказался. Настоятель храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский отмечает, что считать верующих нужно не по этническому признаку, а по количеству реально посещающих мечети. «Они считают мусульман как в атеистической Франции. Получается 15%. Я не против такого подхода, если тогда 80% эфирного времени будет посвящено православным», - сказал священник.
Прокомментировать просьбу Гайнутдина корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, считает, что «не нужно так жестко позиционировать, столько православных, а столько мусульман». «Точных данных у нас все равно не будет, потому что всякое вероисповедание связано с определенным образом жизни, в котором человек воплощает свои религиозные идеалы. Как это будет выглядеть на общегосударственном телеканале? Это адекватно может отражаться на телеканале, принадлежащем той или иной конфессии. У нас это, например, "Спас" и "Союз", и они как раз не являются государственными. Если мы не можем ввести Основы религиозной культуры в школах, что уж говорить о телевидении. Понятно, что говорить о религии на общедоступном телевидении нужно в контексте культуры. Но кто этим будет заниматься? Как об этом говорить, не вызывая радикализации общественного сознания? Мы же видим, что происходит на Ближнем Востоке. Общественное телевидение, на мой взгляд, должно опираться в первую очередь на культурную традицию», - считает священник.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, не возражает протии того, чтобы мусульмане создавали свои телеканалы, но обратил внимание на то, что о.Владимир сделал абсолютно здравое замечание: «Можно предложить следующий вариант: выделить на общественном телевидении определенный процент под религиозные программы, потому что полностью быть посвященным религиозной тематике оно не может. Например, 20%. И в пределах этих 20% уже делить время между традиционными конфессиями России пропорционально количеству их представителей. Это было бы справедливо. Причем согласно данным переписи населения. А то 15% мусульман это уж очень лихо, даже если иметь в виду приезжих из Таджикистана. Они все-таки не граждане России». «В Литве, например, государственная поддержка традиционным конфессиям выделяется строго пропорционально количеству их приверженцев по переписи. Аналогичная ситуация и в других странах. Здесь фактически то же самое, только речь идет об эфирном времени», - пояснил отец Илия.
Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что освещение религиозной жизни в нашей стране на общефедеральном общественном телеканале должно быть очень ненавязчивым. «Все-таки жизнь современного российского общества далеко не исчерпывается религиозной проблематикой», - подчеркнул он. «Конечно, различные религиозные традиции могут быть представлены на таком телеканале, но в какой пропорции, должно решать руководство телеканала и его общественный или попечительский совет. Важно, чтобы отражалась связь религии с культурой. Понятно, что знакомство с той или иной религиозной традицией будет более полным именно в общекультурном контексте. Конечно, общественное телевидение будут волновать в первую очередь общественные проблемы. Одной из самых важных, на мой взгляд, является катастрофическое снижение культурного уровня нашего общества. Поэтому приобщение аудитории к духовной, культурной традиции могло бы стать одним из главных направлений в работе телеканала», - отметил он.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ, считает логичным, если религия на Общественном канале будет представлена в той же мере, в которой она играет роль в обществе: «Меру эту имеет смысл определять социологам - и, разумеется, не по количеству процентов крещеных или обрезанных граждан страны. И было бы хорошо, если бы разговор о религии шел не в русле этнографии, а с возможностью вдумчивого осмысления ключевых понятий духовной жизни. Покойный Александр Батанов, основатель телеканала "Спас", рассказывал мне, что Патриарх Алексий, благословляя его на создание телеканала, сказал: "Постарайся, чтобы у тебя там было меньше колоколов и попов". Думается мне, Святейший этим советом предостерегал Александра Сергеевича именно от преобладания "этнографического" православия на телеканале. Что же касается Христианства, ислама и других религий... Было бы правильно, если бы вещание на русскоязычные регионы и на регионы с преобладанием ислама или буддизма различалось бы по содержанию религиозного компонента. Еще было бы правильно, если бы все религии, роль которых заметна в российском обществе, были представлены на телеканале, но вот соотношение времени религиозных программ должно соответствовать соотношению значимости каждой из религий в жизни населения именно той части страны, для которой выбран определенный вариант наличия в вещании религиозного компонента».
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, согласен с тем, что «религия как-то должна быть представлена на Общественном телевидении». «Если Православие в нашей стране имеет какое-то отношение к обществу, это должно отражаться и общественным телевидением, - продолжил священник. – Другое дело, что 15% эфирного времени для мусульман это как-то уж слишком. Но, в конце концов, эту проблему должно решать руководство телевидения, - кому сколько времени предоставить. Тема очень серьезная. Здесь священнослужители должны проявить максимум деликатности. Хотя, думаю, всем очевидно, что православная традиция в отечественной культуре гораздо более значима, чем исламская. Конечно, какое-то время на общественном телевидении должно уделяться и исламу, а какое именно, это уж не нам решать».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, уверен, что на создание собственного телеканала мусульмане имеют полное право. «Это относится к религиозным организациям так же, как к любой общественной или коммерческой организации. Надо только зарегистрироваться в соответствии с законами Российской Федерации», - отметил пастырь. «Но мне интересен сам подход Р.Гайнутдина. Можно, конечно, посчитать, сколько у нас верующих мусульман, сколько православных, но ведь в принципе общественное телевидение не является религиозным средством массовой информации. Поэтому оно подчиняется другим правилам и нормам. И эти правила и нормы, насколько мне известно, не предусматривают создания пропорционального участия в этом проекте религиозных конфессий. Другое дело, если это будет определено в соответствующих законах, принятых Госдумой. Тогда и эфирное время будет распределяться в связи с тем духовным уровнем и потенциалом, который имеют наши конфессии», – заключил священник.
Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, полагает, что содержательная часть телеканала должна определяться в первую очередь его учредителями и не противоречить законодательству. «Насколько я понимаю, - сказал пастырь, - Общественное российское телевидение мыслится как общефедеральный государственный телеканал. А у нас по конституции и Церковь, и иные религиозные объединения отделены от государства. Предполагается, видимо, что общественное телевидение должно заниматься какими-то общественными делами, которые не соприкасаются с религией. В таком случае религиозные организации должны иметь свои средства массовой информации, свои телеканалы».
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, считает, что религия должна быть представлена на Общественном телеканале, но «это должно быть направлено на пользу обществу, а не просто отдано под использование различными религиозными группами для пропаганды и саморекламы». «Нужно воспитывать религиозную культуру в обществе, чтобы людей не вовлекали во всякие ужасные псевдорелигиозные культы, пользуясь невежеством и дезориентацией многих людей в этих вопросах. И о традиционных религиях нужно рассказывать больше, чтобы люди не думали, что Пасха это "святить куличи", а джихад это "взрывать вместе с собой невинных людей". Посмотрите, какие печальные события происходили совсем недавно в связи с "концом света". Кто-то боялся и сходил с ума, а кто и бессовестно наживался на этом. Это все свидетельствует о глубокой религиозной дремучести наших сограждан – хотя верить "разрешили" уже более 20 лет назад», - обратил внимание священник.
«Что касается просьбы Гайнутдина, то это, видимо, хитрость такая. Это ведь не 100% религиозное ТВ! Сначала нужно определить, сколько эфирного времени будет отдано на религиозное просвещение, а затем уже это время как-то поделить между конфессиями, соотносясь с количеством верующих», - заключил пастырь.