«15% мусульман это уж очень лихо!»

Православные священнослужители о просьбе Гайнутдина выделить на Общественном телевидении не менее 15% эфирного времени под передачи с исламской тематикой

0
1080
Время на чтение 6 минут
Совет муфтиев России просит гендиректора Общественного телевидения России (должно заработать с 15 мая) Анатолия Лысенко зарезервировать не менее 15% эфирного времени под передачи с исламской тематикой. Свое пожелание председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин изложил в письме главе ОТР, сообщает Regions.ru со ссылкой на «Известия».

«Россию населяет множество народов, которые исповедуют ислам и создали на его основе яркие самобытные культуры, ставшие неотъемлемой частью культуры России. Сегодня мусульмане составляют не менее 15% населения нашей страны (по данным соцопросов – 7-8%, - ред.). И мы считаем, что не менее 15% эфирного времени создаваемого Общественного телевидения должно быть отведено под передачи и фильмы, посвященные разнообразным аспектам жизни мусульманской общины», - говорится в письме Анатолию Лысенко. Равиль Гайнутдин уверен, что без соблюдения этого условия Общественное телевидение не сможет стать каналом полноценной информации о жизни российского общества.

Анатолий Лысенко заявил, что письма он пока не получал, и потому комментировать его отказался. Настоятель храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский отмечает, что считать верующих нужно не по этническому признаку, а по количеству реально посещающих мечети. «Они считают мусульман как в атеистической Франции. Получается 15%. Я не против такого подхода, если тогда 80% эфирного времени будет посвящено православным», - сказал священник.

Прокомментировать просьбу Гайнутдина корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, считает, что «не нужно так жестко позиционировать, столько православных, а столько мусульман». «Точных данных у нас все равно не будет, потому что всякое вероисповедание связано с определенным образом жизни, в котором человек воплощает свои религиозные идеалы. Как это будет выглядеть на общегосударственном телеканале? Это адекватно может отражаться на телеканале, принадлежащем той или иной конфессии. У нас это, например, "Спас" и "Союз", и они как раз не являются государственными. Если мы не можем ввести Основы религиозной культуры в школах, что уж говорить о телевидении. Понятно, что говорить о религии на общедоступном телевидении нужно в контексте культуры. Но кто этим будет заниматься? Как об этом говорить, не вызывая радикализации общественного сознания? Мы же видим, что происходит на Ближнем Востоке. Общественное телевидение, на мой взгляд, должно опираться в первую очередь на культурную традицию», - считает священник.

Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, не возражает протии того, чтобы мусульмане создавали свои телеканалы, но обратил внимание на то, что о.Владимир сделал абсолютно здравое замечание: «Можно предложить следующий вариант: выделить на общественном телевидении определенный процент под религиозные программы, потому что полностью быть посвященным религиозной тематике оно не может. Например, 20%. И в пределах этих 20% уже делить время между традиционными конфессиями России пропорционально количеству их представителей. Это было бы справедливо. Причем согласно данным переписи населения. А то 15% мусульман это уж очень лихо, даже если иметь в виду приезжих из Таджикистана. Они все-таки не граждане России». «В Литве, например, государственная поддержка традиционным конфессиям выделяется строго пропорционально количеству их приверженцев по переписи. Аналогичная ситуация и в других странах. Здесь фактически то же самое, только речь идет об эфирном времени», - пояснил отец Илия.

Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что освещение религиозной жизни в нашей стране на общефедеральном общественном телеканале должно быть очень ненавязчивым. «Все-таки жизнь современного российского общества далеко не исчерпывается религиозной проблематикой», - подчеркнул он. «Конечно, различные религиозные традиции могут быть представлены на таком телеканале, но в какой пропорции, должно решать руководство телеканала и его общественный или попечительский совет. Важно, чтобы отражалась связь религии с культурой. Понятно, что знакомство с той или иной религиозной традицией будет более полным именно в общекультурном контексте. Конечно, общественное телевидение будут волновать в первую очередь общественные проблемы. Одной из самых важных, на мой взгляд, является катастрофическое снижение культурного уровня нашего общества. Поэтому приобщение аудитории к духовной, культурной традиции могло бы стать одним из главных направлений в работе телеканала», - отметил он.

Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ, считает логичным, если религия на Общественном канале будет представлена в той же мере, в которой она играет роль в обществе: «Меру эту имеет смысл определять социологам - и, разумеется, не по количеству процентов крещеных или обрезанных граждан страны. И было бы хорошо, если бы разговор о религии шел не в русле этнографии, а с возможностью вдумчивого осмысления ключевых понятий духовной жизни. Покойный Александр Батанов, основатель телеканала "Спас", рассказывал мне, что Патриарх Алексий, благословляя его на создание телеканала, сказал: "Постарайся, чтобы у тебя там было меньше колоколов и попов". Думается мне, Святейший этим советом предостерегал Александра Сергеевича именно от преобладания "этнографического" православия на телеканале. Что же касается Христианства, ислама и других религий... Было бы правильно, если бы вещание на русскоязычные регионы и на регионы с преобладанием ислама или буддизма различалось бы по содержанию религиозного компонента. Еще было бы правильно, если бы все религии, роль которых заметна в российском обществе, были представлены на телеканале, но вот соотношение времени религиозных программ должно соответствовать соотношению значимости каждой из религий в жизни населения именно той части страны, для которой выбран определенный вариант наличия в вещании религиозного компонента».

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, согласен с тем, что «религия как-то должна быть представлена на Общественном телевидении». «Если Православие в нашей стране имеет какое-то отношение к обществу, это должно отражаться и общественным телевидением, - продолжил священник. – Другое дело, что 15% эфирного времени для мусульман это как-то уж слишком. Но, в конце концов, эту проблему должно решать руководство телевидения, - кому сколько времени предоставить. Тема очень серьезная. Здесь священнослужители должны проявить максимум деликатности. Хотя, думаю, всем очевидно, что православная традиция в отечественной культуре гораздо более значима, чем исламская. Конечно, какое-то время на общественном телевидении должно уделяться и исламу, а какое именно, это уж не нам решать».

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, уверен, что на создание собственного телеканала мусульмане имеют полное право. «Это относится к религиозным организациям так же, как к любой общественной или коммерческой организации. Надо только зарегистрироваться в соответствии с законами Российской Федерации», - отметил пастырь. «Но мне интересен сам подход Р.Гайнутдина. Можно, конечно, посчитать, сколько у нас верующих мусульман, сколько православных, но ведь в принципе общественное телевидение не является религиозным средством массовой информации. Поэтому оно подчиняется другим правилам и нормам. И эти правила и нормы, насколько мне известно, не предусматривают создания пропорционального участия в этом проекте религиозных конфессий. Другое дело, если это будет определено в соответствующих законах, принятых Госдумой. Тогда и эфирное время будет распределяться в связи с тем духовным уровнем и потенциалом, который имеют наши конфессии», – заключил священник.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, полагает, что содержательная часть телеканала должна определяться в первую очередь его учредителями и не противоречить законодательству. «Насколько я понимаю, - сказал пастырь, - Общественное российское телевидение мыслится как общефедеральный государственный телеканал. А у нас по конституции и Церковь, и иные религиозные объединения отделены от государства. Предполагается, видимо, что общественное телевидение должно заниматься какими-то общественными делами, которые не соприкасаются с религией. В таком случае религиозные организации должны иметь свои средства массовой информации, свои телеканалы».

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, считает, что религия должна быть представлена на Общественном телеканале, но «это должно быть направлено на пользу обществу, а не просто отдано под использование различными религиозными группами для пропаганды и саморекламы». «Нужно воспитывать религиозную культуру в обществе, чтобы людей не вовлекали во всякие ужасные псевдорелигиозные культы, пользуясь невежеством и дезориентацией многих людей в этих вопросах. И о традиционных религиях нужно рассказывать больше, чтобы люди не думали, что Пасха это "святить куличи", а джихад это "взрывать вместе с собой невинных людей". Посмотрите, какие печальные события происходили совсем недавно в связи с "концом света". Кто-то боялся и сходил с ума, а кто и бессовестно наживался на этом. Это все свидетельствует о глубокой религиозной дремучести наших сограждан – хотя верить "разрешили" уже более 20 лет назад», - обратил внимание священник.

«Что касается просьбы Гайнутдина, то это, видимо, хитрость такая. Это ведь не 100% религиозное ТВ! Сначала нужно определить, сколько эфирного времени будет отдано на религиозное просвещение, а затем уже это время как-то поделить между конфессиями, соотносясь с количеством верующих», - заключил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00