Известный православный писатель Алексей Солоницын выпустил в издательстве «Зерна» повесть «Ангеловы столпы», в которой поднял актуальные вопросы современной семьи, детей-сирот и ювенальных технологий. Сегодня на РНЛ об этой книге и поднятых Солоницыным проблемах рассуждает поэт, прозаик и публицист Игорь Евсин.
Форпосты любви. Ювенальный фашизм - такое определение со стороны православной общественности получила внедряемая в России ювенальная юстиция, предполагающая изъятие детей у родителей. И это притом, что сегодня нуждаются в помощи около миллиона бездомных, которые сами ушли от родителей и живут в подвалах, чердаках, а то и просто на улице, ночуя то в одном, то в другом подъезде.
Эти несчастные дети чаще всего становятся жертвами сексуальных маньяков, распространителей наркотиков, бандитов и воров. Вот о чем следовало бы думать ювенальщикам, вместо того, чтобы отбирать детей у родителей, которые шлепнули своё чадо за проступок. Но нет, ювенальным фашистам не до брошенных детей, не до социально разрушенных семей, им надо разрушить нормальные семьи, а ещё лучше уничтожить весь институт семьи в целом. И действия ювенальщиков происходят при попустительстве самого президента Медведева, твердящего как попугай, что «Дети - это наше будущее». Впрочем, действуют они и при попустительстве нашего так называемого гражданского общества. И лишь Православная Церковь и её чада реально занимаются проблемами брошенных детей.
В предисловии к своей книге «Ангеловы столпы» Алексей Солоницын пишет: «Создал Центр по лечению детей, в том числе и наркозависимых, иеромонах Анатолий Берестов... Стал спасать детей священник Николай Стремский, усыновив со своей матушкой Галиной ещё в 1990-е годы более шестидесяти детей. Следуя этим примерам, более двухсот детей, в том числе больных, опекает настоятель Свято-Вознесенского монастыря отец Михаил. В Самарской области отец Владимир Краснов со своей матушкой усыновил и воспитывает сейчас более двадцати детей. И это движение ширится».
По сути это есть настоящее русское сопротивление ювенальному фашизму, это есть борьба за наших детей, за наше будущее. Роман «Ангеловы столпы» посвящён участникам этого сопротивления, тем, кто спасает детей в обителях милосердия, которые по слову Алексея Солоницына «можно назвать форпостами православия, форпостами любви». Посвящён подвигу батюшек и матушек, которые, создавая обители милосердия, преодолевают чиновничьи барьеры, борются против равнодушия, трудятся не покладая рук для материального обеспечения взятых под опеку детей и вместе с ними переживают жизненные трудности, радости и горести. Именно так живут и действуют герои книги - иеромонах отец Алексий и матушка Елизавета. Они жертвенно кладут свою жизнь на «алтарь форпостов любви». Отец Алексий даже погибает, защищая свою обитель милосердия. Но эта гибель становится прямым исполнением заповеди Божией о том, что падшее в землю зерно должно умереть, чтобы дать плоды.
Трагическая и в то же время героическая смерть отца Алексия подвигла его воспитанника Алёшу Чуднова, по прозвищу Чудик, дать Господу обет: «Обещаю... что буду стараться быть таким, как отец Алексий... Делать, что он делал... что он не успел сделать». А делание отца Алексея заключалось в спасении душ детей, взятых им на попечение. Алёша Чуднов - сын сидевшей в тюрьме матери и умершего от пьянства отца. И его путь мог быть направлен в мир преступников, если бы не отец Алексей и матушка Елизавета. Впрочем, и другие дети из неблагополучных семей, жившие при них, так же встали бы на воровскую стезю.
Конечно, органы опеки пытались сдать их в детский дом, но как выразился один из детей Игорь Соколов, Соколёнок, и детдом и детская колония, это «всё одно... тюрьма».
Странная позиция. То, что в современных детдомах дети ощущают себя как в колонии, известно и руководителям этих домов и органам опеки. Однако все делают вид, что в них созданы отличные условия для содержания детей. А нынешние ювенальщики так вообще считают, что в будущем детские дома должны заменить полноценную семью.
Но на примере судьбы двух подростков - Пети Жбанкова и Толи Зайцева Солоницын показывает, что такое детдом и какие там бывают отношения. Издевательства и унижения со стороны старших воспитанников и некоторых представителей персонала это ещё не самое страшное, что ожидало попавших в детдом подростков. Толю Зайцева стали насильно вовлекать в связь с педофилом. И тогда он решил бежать. Побег закончился трагически. Толя упал с крыши и насмерть разбился. А Петя отомстил за смерть друга, убив Седого - старшего воспитанника детдома, насильно возившего Зайцева к педофилу. Надо сказать, что беззакония, творящиеся в современных детских домах порой всё-таки имеют общественный резонанс. И тогда поднимается волна разговоров о том, что следует больше отдавать детей приёмным родителям. Что в семьях они будут чувствовать себя лучше.
Благие слова, благие намерения. Однако под их прикрытием зачастую кроется сатанинский «бизнес». Детей просто напросто продают. За огромные суммы. Продают садистам, педофилам, извращенцам. Случаи использования детей для продажи вскрываются всё чаще и чаще. Так под прикрытием благих намерений выстилается дорога в ад.
И вновь хочу сказать - только православная Церковь может предложить истинный, реальный путь спасения детей. Не потому ли на неё и нападают с дьявольским остервенением либеральные правозащитники и ювенальщики. Вспомните хотя бы тот либеральный вой, который поднялся по поводу создания детской общины при Боголюбском монастыре Владимирской епархии. Слава Богу, что тогда Православная церковь сумела отстоять своё право на создание детских домов при храмах и монастырях, право усыновления детей священниками. А вот в книге «Ангеловы столпы» описывается случай, когда иеромонах Алексий, будучи ещё приходским священником отцом Петром, и матушка Елизавета, тогда ещё просто послушница Анна, не сумели отстоять свой «Дом милосердия». Они решили смириться перед чиновниками, закрывавшими его ради того, чтобы продать здание богатому бизнесмену. Причём смирение и терпение - эти христианские добродетели стали одними из причин бездейственности отца Петра и матушки Анны перед натиском чиновников. Оговоримся, что бездейственность эта случилась после активной деятельности закончившийся трагедией. Во время отстаивания «Дома милосердия» погибла его воспитанница Катя Иванова. И здесь есть повод порассуждать на тему христианского смирения и терпения.
Так, отец Василий перед сдачей «Дома милосердия» чиновникам сказал отцу Петру: «Надо терпеть, раз Господь нам испытания посылает. Отдадим мы этот дом, пусть они свою фирму тут открывают. Увидишь, не попустит им Господь неправедности... Будем только усердней молиться». Слова эти были сказаны в то время, когда в администрации после гибели Кати был переполох и чиновники по словам того же отца Василия «трусят и не знают как выпутаться». То есть в момент, когда «враг дрогнул» священники решили проявить терпение и смирение. Это была их весьма странная и, пожалуй, неоправданная позиция, которая привела к печальному результату. Детей у отца Петра и матушки Анны отобрали и поместили в детдом, где, как мы уже говорили погиб Толя Зайцев и, мстя за него, совершил убийство Петя Жбанков.
Однако и этот случай почему-то не повлиял на позицию отца Василия, который продолжал внушать матушке Анне мысли о терпении и смирении. Она же в свою очередь взволнованно вопрошала «А дети? Мы же взялись их спасать, а погубили». На этот вопрос она не получила вразумительного ответа.
«По плодам их узнаете их». Нам постоянно твердят, что лучшие качества православного человека - это смирение и терпение, забывая сказать в отношении к чему эти качества должны проявляться. Ведь когда они проявляются в отношении к личным обидам, бедам и скорбям, это одно, а когда в отношении к внешнему злу - это совсем другое.
Например, именно со смирением вышли на Куликово поле защищать в бою своё Отечество монахи Пересвет и Ослябя. Со смирением перед необходимостью взяться за оружие. Именно с терпением Пересвет вступил в схватку с Челубеем. Ведь терпение, как совершенно справедливо заметила замечательный православный учёный филолог Татьяна Миронова, «это наша стойкость, она готовит нас к самому жесткому отмщению врагам Божиим и супостатам». По её же словам смирение и терпение - «важнейшие качества Воинства Христова, устрашаемого только страхом Божиим и потому не имеющего ни перед кем ни боязни, ни трепета».
Примечательно, что в романе «Ангеловы столпы» об активной жизненной позиции говорит не священник и даже не православный воцерковлённый мирянин, а обыкновенный атеист, художник Егор Пургин. Стоит привести его диалог с верующим телеоператором Леонидом Дёминым, который о кротости и смирении, казалось бы, совершенно справедливо сказал:
- Это вовсе не слабость, а сила духа, вот в чём дело. Обрати внимание, какие у нас герои. Князь Мышкин, недотёпа Обломов, Пьер. Они ищут Бога, а эти, нынешние, что?...
- Здесь я не спорю, - /отвечает Егор Пургин/, - Но, всё же, человек должен сражаться, а не ныть, как у Чехова.
- У Чехова другое. Они не ноют, просто понимают, что пропала жизнь.
- Вот именно! Полжизни дурака валяют, а потом орут, что пропала жизнь! В этом диалоге православный верующий выглядит весьма неубедительно перед атеистом. И это, я считаю, замечательная сюжетная находка писателя Алексея Солоницына. В самом деле, в реальной жизни нам приходится часто слышать проповеди о терпении и смирении, которые выглядят весьма слабо, если не сказать более - отрицательно на фоне творящихся вокруг беззаконий. Если следовать таким проповедям, то надо смиряться перед ювенальной юстицией, электронными карточками, чипированием, принятием Антихристовой печати...
Но, чтобы нам, как героям Чехова не пришлось ныть, что пропала жизнь, что враги одолели нас, мы должны сражаться за свободное исповедание православной веры в своём Отечестве, за возможность жить по заповедям Христовым без боязни быть репрессированными за это. Сражаться, а не слепо следовать тем установлениям властей, которые противоречат Божиим установлениям. Более того, власти, нарушающие Закон Божий, для нас не должны являться властями. А как же слова апостола Павла о том, что «нет власти не от Бога», спросите вы? Скажу дословным, неискажённым переводом этих слов: «не власть если не от Бога», то есть если власть дана не от Бога, а захвачена самочинно, то это не власть. А как узнать от Бога у нас властители или нет? Узнать это можно очень просто - «по плодам их узнаете их». Ювенальная юстиция, «Форсайт-проект», внедрение электронных карточек, разрушение всего лучшего, что было накоплено поколениями русских людей, вот плоды правления нынешней власти.
Впрочем, простите, я отвлёкся от книги, о которой начал говорить...
Да святится имя твое в России. В предыдущей главе я вовсе не хотел сказать, что герои книги Алексея Солоницына занимают пассивную жизненную позицию. Просто их рассуждения на тему о смирении и терпении вызывали меня на несколько отвлечённые от романа размышления. А он, конечно же, насыщен активными жизненными поступками священников и мирян. Поступками, которые можно по большому счёту назвать подвигами во имя спасения детских душ. И главный подвиг совершил отец Алексий, погибнув за созданный им и матушкой Елизаветой Дом милосердия «Берёзонька».
Ещё при жизни он рассказал своим воспитанникам благочестивое народное поверье о том, что когда солнце своими лучами неожиданно разрывает тучи, то это значит, что на землю спускаются ангелы. Потому в народе такие солнечные лучи называются ангеловыми. По ним спускаются ангелы и забирают с собой на небо души праведников. А ещё их называют ангеловыми столпами. И когда дочитываешь книгу Солоницына до конца, то понимаешь, что именно этими столпами и держится наша Русь, Россия. Столпами, которые освящены душами праведников, новомучеников и исповедников российских, как прошлого, так и нынешнего века. Ведь не случайно существует поговорка - в жизни всегда есть место подвигу.
На примере отца Алексия и на примере отца Виктора, героя предыдущего романа Солоницына «Свет, который в тебе» мы видим, что и в наше время свершаются подвиги исповедничества и мученичества за Христа. Впрочем, православный русский человек всегда должен быть готов пострадать за свою веру. А гонения на нашу Церковь по предсказаниям старцев - неотвратимы. И особенно изощренными и злобными эти гонения будут в России. Потому мы, как и герой романа «Ангеловы столпы» отец Алексий, должны молиться, прежде всего, за наше Отечество, за Россию. В книге Солоницына отец Алексий молится словами святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Запомним эту молитву:
«Отче наш, иже еси на небеси!
Да святится имя Твое в России!
Да придет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!
Ты насади в ней веру истинную, животворную.
Истина не может быть сравнена с ложью,
А правда веры с неправедными исповеданиями.
Истина Господня пребывает вовек».
Книгу Анатолия Солоницына «Ангеловы столпы» можно приобрести в интерент-магазине издательства «Зерна»