«В высоких ценах на нефть нет ничего удивительного, - заявил в интервью изданию, комментируя этот прогноз, известный экономист Андрей Паршев. – Это особенность данного природного ресурса. Он ведет себя необычно по сравнению с любым другим энергоносителем, то есть были примеры в истории, когда почти все ресурсы относительно нефти дешевели. Тренд на удорожание идет до сих пор, и такое подорожание не только инфляционное, потому что цена растет даже с поправкой на инфляцию. Бывали кризисы, во время которых цена резко подскакивала, но потом и резко падала. Самый известный пример – это нефтяной кризис 1973 года, связанный с позицией арабских стран, но бывали и другие прецеденты».
По мнению А.Паршева, в среднем нефть будет дорожать, причем возможны и спекулятивные пики, во время которых цена поднимется «до заоблачных высот». «Но я не уверен, что наша страна от таких спекулятивных подъемов имеет очень большую прибыль, - заметил он. – Мы продаем нефть по долгосрочным контрактам, у нас есть обязательства перед соседями и, наверное, по пиковым ценам мы не очень много торгуем».
Отвечая на вопрос, возможен ли в ближайшее время резкий рост, А.Паршев выразил в этом сомнение: «Не видно роста экономик по всему миру; соответственно, потребность в нефти резко не поднимается. Что касается предложения на рынке, то оно не падает, к тому же есть предложения альтернативных видов энергоносителей: это не только сланцевый газ, но и глубоководная нефть, и прочее. Иными словами, сейчас дефицита нет, нет и политических осложнений с поставками нефти, так что никакая паника не начнется».
Причем в отношении России, считает эксперт, «ситуация немножко пессимистичная». «Дело в том, что мы имеем не очень большие запасы нефти по мировым меркам, а добыча у нас лидирует, - отметил он. – Помните известную школьную задачу про бассейн, в который вливается и выливается по трубам вода? Так вот из нашего бассейна нефть уйдет быстрее, чем у некоторых других нефтедобывающих стран. Например, мы придем быстрее Венесуэлы к исчерпанию нефти. Непонятно, что мы будем делать в этой ситуации. У нас высокое необходимое энергопотребление, а точнее, самое высокое в мире. Мы никак не можем от этой нагрузки избавиться. К этому добавляется то, что у нас сельское хозяйство не на подъеме, а в условиях ВТО появились дополнительные сложности. Чем мы будем жить в этом мире? Загляните в любой магазин: отечественные товары надо искать днем с огнем. Это еще наш внутренний рынок, а попробуйте найти наши товары за рубежом! Не надо особых аналитических и прогностических способностей, чтобы понять: по мере снижения добычи и продажи нефти у нас будут наблюдаться проблемы с жизненным уровнем».
Если взять график уровня добычи нефти и график размера поступлений средств от продажи нефти, то рано или поздно кривые пересекутся, сказал А.Паршев. «Благие намерения проводить неоиндустриализацию имеются, однако не видно, чтобы экономическая политика резко изменилась. О необходимости индустриализации говорили двадцать лет. Да даже перестройка начиналась как раз с лозунга ускорения, внедрения и инноваций! Это нужно было делать давно. На мой взгляд, крайне маловероятно, что у нас произойдет качественный скачок в экономической политике», - заключил Андрей Паршев.