В соответствии с Указом Президента Украины от 11 октября 2011 года № 972/2011 «О празднования 150-летия со дня рождения академика В.И.Вернадского», учитывая значительный вклад В.И.Вернадского в развитие науки, и с целью чествования памяти выдающегося ученого 6 февраля 2013 года было принято Решение Президиума Верховного Совета Автономной Республики Крым «О подготовке к празднованию 150-летия со дня рождения академика В.И. Вернадского в Автономной Республике Крым. В соответствии с этим решением был создан Организационный комитет, который разработал цикл мероприятий, посвящённых юбилею русского учёного и мыслителя, которые предполагают:
- цикл публикаций и выступлений на тему "Вернадский и Крым" в средствах массовой информации, проведение научно-просветительских и культурных мероприятий в учебных заведениях, учреждениях культуры Автономной Республики Крым;
- издание фотоальбома "В.И. Вернадский и Таврический университет: движение сквозь время", юбилейного научного сборника "В.И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации", биобиблиографического указателя "Вернадский и Крым";
- проведение 23-25 апреля 2013 г. на базе Таврического национального университета имени В.И. Вернадского международной научной конференции "В.И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации";
- проведение на базе Таврического национального университета имени В.И. Вернадского торжественного заседания, посвященного 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского;
- установление памятника В.И. Вернадскому на территории Таврического национального университета имени В.И. Вернадского;
- проведение торжественной церемонии закладки памятного камня на месте, предназначенном для установления памятника В.И. Вернадскому;
- установление в г. Симферополе мемориальной доски, посвященной В.И. Вернадскому;
- изготовление памятных медалей и знаков, посвященных 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского;
- проведение ремонтно-реставрационных работ зданий-памятников в г. Симферополе, в которых жил и работал В.И. Вернадский.
Также предложено Таврическому национальному университету имени В.И. Вернадского рассмотреть возможность создания благотворительного фонда с целью проведения благотворительных акций, приуроченных к празднованию 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского, в том числе установления памятника В.И. Вернадскому.
Свой план мероприятий, посвященных 150-летию В.И. Вернадского, подготовил Крымский научный центр Национальной академии наук Украины. Он включает в себя:
- возложение цветов к мемориальной доске В.И. Вернадского на здании основного корпуса Крымского научного центра 12 марта 2013 г.
- публичную лекцию доктора физико-математических наук Б.М. Владимирского «Некоторые идеи В.И. Вернадского, ждущие своих исследователей - к 150-летию со дня рождения великого ученого» 13 марта
- проведение 14 марта Дня открытых дверей «Вернадский и крымская наука»
- VI Международную научно-практическую конференцию «Современная теория и поиск эффективных механизмов хозяйствования», которая будет организована Крымским экономическим институтом ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана», Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского и Хмельницким национальным университетом и пройдёт 15-16 марта
- выставку научных трудов В.И. Вернадского из фондов научной библиотеки Крымского филиала Института археологии НАН Украины «В.И. Вернадский и история науки», намеченную на 18 марта
- выставку фотографий и научных трудов В.И. Вернадского, открывающуюся 18 марта
- выставки работ художников и скульпторов: «Крымские маршруты Вернадского», «Время и люди», подготовленные Крымским отделением Национального союза художников Украины, которые будут работать с 19 марта и до конца апреля в Крымском научном центре
- научно-практический семинар «Учение В.И. Вернадского о природных водах...» организуемый 22 марта Крымским бассейновым управлением водных ресурсов и Крымским научным центром
- Круглый стол в Крымском научном центре 25 марта 2013 г. кафедры геоэкологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского «Учение о ноосфере: от истоков до современности».
- электронная презентация в Крымском научном центре Коммунального учреждения Симферопольского городского совета «Музей истории города Симферополя» «По местам В.И. Вернадского в Симферополе» в 3-ей декаде апреля
- международная конференция «В.И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации» 16-18 апреля, соорганизаторами которой выступают НАН Украины, Межгосударственный Союз Академий, Государственный фонд фундаментальных исследований Украины, Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Кафедра UNESCO «Возобновляемая энергия и устойчивое развитие»
- международная научно-практическая конференция «Человек, культура и глобальные вызовы современности в свете идей В.И. Вернадского», организуемая 26апреля в Крымском научном кафедрой культурологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
- презентация кафедрой культурологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского юбилейного номера журнала «Культура народов Причерноморья» 26 апреля
- концерт 26 апреля классической музыки «Музыкальное посвящение В.И. Вернадскому», подготовленный кафедрой культурологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского и Крымским республиканским высшим учебным заведением «Симферопольское музыкальное училище им. П.И.Чайковского
- выпуск в 1-полугодии 2013 г. Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского
- юбилейных номеров журналов «Культура народов Причерноморья», «Таврический вестник информатики и математики», «Геополитика и экогеодинамика регионов»
- освещение и популяризация идей В.И. Вернадского в прессе, на радио, телевидении в течение всего 2013 г. профессорско-преподавательским составом Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Хотелось бы отметить, что Решением ЮНЕСКО юбилей В.И. Вернадского внесен в календарь международных памятных дат 2013 года.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАЗУМА.
Ноосфера Вернадского как цивилизационный скачок в ойкумене
Когда мы говорим о социальной деятельности человека в экологической среде, то последняя определяется в соответствии с традицией, характерной для современной отечественной и зарубежной социальной философии. Суть этой традиции сводится к тому, что экология обозначается как окружающая среда, а не среда обитания; как часть освоенной природы, а не вся природа [См.: 1-14].
При этом термин «экология» (как синоним ойкумены[1]) означает не всю природу, а только ту ее часть, где о-существляется социальная деятельность. (В этом смысле термин «экология» соответствует тому значению, которое закладывал в него Э. Геккель, а именно: среда обитания, - определенная, а не вся природа, - живых организмов). Потому формирование современной парадигмы исследования процесса взаимодействия общества и природы должно происходить не просто с учетом экологических категорий, но, более того - сквозь призму экологической деятельности - деятельности человека в окружающей экологической среде. При этом, экологию необходимо представлять в более широком толковании и не сводить ее только к естественным процессам природной среды. Недостаточно определять экологию лишь как биоприродную среду (жестко придерживаясь биологической концепции Геккеля), т. е. среду обитания биологических организмов. В этом случае фактор человеческой деятельности отодвигается на второй план, а то и вовсе ретушируется. Целесообразно говорить об экологии как окружающей человека среде, в рамках которой находится среда обитания живых организмов или биоэкология.
В английском терминологическом обороте это хорошо прослеживается на примере терминов: Environment - окружение, окружающая обстановка, среда; и Habitat - среда обитания. Таким образом использование терминов «экология», «экологическая среда» и «экологическая деятельность» осуществляется в соответствии с этимологией английского слова «environment».
Вследствие этого целью исследования проблемы становится вскрытие принципиальных сторон понятия «экология» и соотнесение его с понятием «ноосфера».
В качестве исследовательских задач мы в состоянии рассматривать определения понятий, сопряженных с понятием «экология», таких как экологическая деятельность и деятельность в экологической среде, а также выражение специфических признаков понятия ноосферы, фиксирующих отличие понятия экологии.
В определении понятия экологической деятельности необходимо исходить, прежде всего, из того, что экологическая среда фактически является пространством жизни человека. Поэтому любая практическая форма деятельности человека будет иметь объектом воздействия экологическую среду. В этом случае мы должны особо оговориться, что здесь речь идет, прежде всего, о практическо-преобразовательной деятельности человека, но не о социальной деятельности вообще. Как совершенно справедливо отмечает А.Д. Урсул «деятельность есть специфически социальный, человеческий тип отношения к действительности, а экологическая деятельность как ее составная часть выражает аспект отношения общества лишь к природе, т. е. уточняет определенную часть общего содержания социальной деятельности (включающей в себя как субъект-объектные, так и субъект-субъектные отношения и связи)»[1, С. 127].
Жизненное пространство испытывает на себе воздействие не одного только человека, но и множества других живых организмов. Однако эти организмы, скорее сами являются частью жизненного пространства, если понимать под ним естественное соединение и сочетание живой и неживой природы.
Автономность представителей живой природы, в том числе высших животных организмов, по сравнению с человеком ничтожна мала. К тому же степень автономности практически всех живых существ в процессе их филогенеза остается неизменной. Человек же отличается от остального животного мира тем, что его автономность возрастает прямо пропорционально социально-историческому развитию. Поэтому живые организмы выступают как составная часть и элементы используемых человеком природных (естественных) процессов.
В период новой истории происходит коренное изменение функциональной заданности человека в мире природы. Степень автономности человека достигает такого уровня, что он не просто активно воздействует на экологическую среду, а преобразует и формирует ее. А это уже не деятельность в экологической среде, а собственно экологическая деятельность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что собственно экологическая деятельность становится характерной для человека в эпоху формирования, становления и развития индустриального общества. Тем более, сейчас, когда закладывается фундамент «электронно-технотронной» цивилизации. То, что мы называем индустриальным или технотронным обществом, является результатом реализации созидательной функции человека, когда он начинает творить процессы экологической (внешней природной) среды.
Существенное преобразование внешней природной среды происходит в результате создания новых промышленных технологий, становящихся частью экологической среды. Это коренным образом отличается от опосредованного предметно-практической деятельностью воздействия на природу, характерного для предшествующего социально-исторического развития. Основываясь на таком определении, можно говорить о формировании в последние двести лет экологической деятельности как непосредственно преобразующей процессы окружающей природной среды. Отсюда возникает необходимость выработки основополагающих принципов экологической деятельности в современную эпоху.
А.Д. Урсул, определяя содержание экологической деятельности, предлагает включить в него «все взаимодействия субъекта этой деятельности с ее объектом, т. е. экосредой (которые будем называть экологическими взаимодействиями), приводящие к определенным экологическим последствиям, результатам (позитивным или негативным)» [1, С. 127]. Отмечая значимость данного определения, сделанного более десяти лет тому назад, необходимо обратить особое внимание на различия приспособительно-организационной по отношению к природной системе деятельности и преобразующе-созидающего воздействия человека на экологическую среду. В последнем случае мы имеем дело не только с деятельностью в экологической среде, но и с комплексом мер, направленных на создание природных процессов, которые становятся частью экологической среды. Причем, в этом случае, экологическая деятельность предполагает не только приспособление природы к потребностям человека, но и приспособление создаваемых человеком искусственных природных процессов к естественным природным условиям.
Говоря об отличии экологической деятельности от деятельности в экологической среде, мы исходим из того, что не всегда деятельность в той или иной общественной сфере в обязательном порядке приобретает ее атрибутивные черты. Лучше представить этот феномен позволит сравнение экологической деятельности с одной из (многих) форм социальной деятельности - политической деятельностью. Участие в выборах, голосование за того или иного кандидата не является собственно политической деятельностью, хотя и осуществляется в политической сфере. Тем более не может быть отнесено к политической деятельности участие широких народных масс во встрече с политическим деятелем (подданных с государем в древности и в эпоху средневековья или трудящихся с вождем в тоталитарном государстве). Здесь лишь участие в политическом процессе, деятельность в политической сфере.
Экологическая деятельность, как и любая другая форма человеческой деятельности, детерминирована необходимым качеством сознания, позволяющим человеку обрести свойства субъекта деятельности. Субъекта, который не просто изменяет или даже преобразует, а создает экологическую среду. Именно поэтому мы относим формирование экологической деятельности к эпохе промышленной революции. В этот период человек приступает к непосредственному формированию среды обитания, создавая искусственные (в виде промышленного производства) природные процессы. И это качественно отличается от деятельности в экологической среде. Тогда человек в определенной степени являлся и объектом воздействия экологической среды. Он был вынужден в силу этого корректировать свою деятельность в соответствии с условиями среды существования.
Подтверждение этим выводам мы находим в работе М. Хайдеггера «Лекции и сочинения». Он пишет: «На Рейне поставлена гидроэлектростанция. Она ставит реку на производство водяного напора, заставляющего вращаться турбины, чье вращение приводит в действие машины, поставляющие электрический ток, для передачи которого установлены энергостанции с их энергосетью. В контексте этих взаимосвязанных последствий поставки электрической энергии рейнский поток тоже выглядит чем-то пред-ставленным как раз для этого. Гидроэлектростанция не пристроена к реке, как старый деревянный мост, веками связывающий один берег с другим. Наоборот, река встроена в электростанцию. Рейн есть то, чем является он теперь в качестве реки, а именно поставщиком гидравлического напора благодаря существованию электростанции» [Цит. по: 2, С. 48].
Таким образом, М. Хайдеггер показывает одну из наиболее значимых сторон взаимодействия человека и природы в современную эпоху. Образ, созданный им позволяет нам увидеть различие между экологической деятельностью и деятельностью в экологической сpеде. Когда человек строит гидроэлектростанцию, «пристраивая к ней реку» - это экологическая деятельность. Тут налицо создание совершенно новых условий окружающей среды. Можно сказать, что идет процесс создания самой окружающей (экологической) среды. И это уже не простое воздействие на среду, влекущее только побочные изменения. А вот мост «пристроенный к реке» есть не более чем деятельность человека в экологической сpеде. Деятельность, достаточно далекая от того, чтобы устраивать новые процессы в окружающей природе.
Также аллегория М. Хайдеггера обозначает условия экологической деятельности. Они связаны с новым способом взаимодействия человека и природы. А, следовательно, и с новым способом производства материальных благ, необходимых для физического существования человека. Теперь человек не только включается, использует и организует природные процессы, что характерно для земледелия и скотоводства. Он создает (или созидает) процессы, становящиеся частью окружающей природной среды.
Отмечаемое отличие экологической деятельности от деятельности в экологической среде вовсе не означает, что между ними не существует какой-либо исторической связи и каких-либо общих признаков. Фиксируя специфику экологической деятельности мы также обозначаем характерные признаки общества, которое стало складываться с эпохи т. н. «промышленной революции». Основным общим признаком, в то же время, для экологической деятельности и деятельности в экологической среде является хотя бы то, что и та и другая есть формы человеческой деятельности. Потому они активно воздействуют на природное пространство, пусть и с различной степенью интенсивности.
Именно «отторжение» человека от животной среды в процессе эволюционного развития обусловило его потребность во взаимодействии с природой. Уже на ранней стадии исторического развития гоминид древнейший человек должен был включаться в природные процессы, чтобы использовать их продукты для удовлетворения своих потребностей. Сам феномен «включения» присущ, из всего живого, только человеку. Животному нет необходимости «включаться», т. к. оно уже «включено» и является составной частью природных процессов. Например, К. Маркс писал: «Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» [3, С.87]. Включение человека в природные процессы несет, конечно же, определенную степень воздействия на окружающую природную среду. Вначале незначительную, но потом, в результате исторической эволюции, постоянно увеличивающуюся. Таким образом, в историческом прошлом человека просматриваются признаки, которые сейчас характеризуют экологическую деятельность. Это в той же мере верно, как то, что признаки научной деятельности существовали задолго до оформления науки в самостоятельную область знаний.
Следовательно, экологическая деятельность непосредственно направлена на создание жизненно необходимых процессов окружающей (экологической) среды, что приводит к ее существенному преобразованию. Создаются условия, позволяющие функционировать социоприродной системе.
Вместе с тем необходимо отметить, что экологическая деятельность не является самодовлеющим фактором существования человека. Она не обладает такими четко выраженными параметрами как, например, научная деятельность. Экологическая деятельность сама является одним из отличительных признаков созидательной и преобразовательной материальной деятельности людей в современных условиях. В этом смысле экологическая деятельность в некоторой степени производная от современной информационно обеспеченной практическо-преобразовательной деятельности. Такое уточнение позволяет отметить некоторые примечательные особенности. Во-первых, мы видим экологическую деятельность как один из основных элементов глобального процесса взаимодействия общества и природы. Этим, безусловно, отмечается ее значение для современного общества. Во-вторых, обосновывается необходимость нового мышления, как для экологической деятельности, так и для созидательной материальной деятельности в целом. Основанием для этого служат связующие признаки экологической и материальной деятельности, а также произошедшие в них качественные изменения.
Определенным образом экологическая деятельность является выражением социальной свободы личности. В то же время способы такого выражения должны иметь свои ограничения. Это связано с тем, что при наличии современных технологических признаков экологическая деятельность может привести к пагубным последствиям. Например, в случае непродуманного вмешательства в естественные природные процессы («поворот рек» или тотальная мелиорация). Все это необходимо учитывать при выработке принципов современной экологической деятельности человека. Эти принципы призваны стать своеобразным ограничителем, пределом волюнтаристского вмешательства в природную среду.
О том, что такие принципы не просто нужны, но и жизненно необходимы, говорят последствия экологической деятельности человека, создающие глобальную экологическую проблему. К ней можно отнести и опасность радиоактивного заражения - вследствие ли термоядерной войны или катастрофы на одной из АЭС. Принципы, в их оформленном варианте, невозможно выработать представителям одной области знания, тем более одному человеку. Они должны быть итогом совместной работы философов и ученых-специалистов. Причем философам, призванным создавать методологическую базу исследований и деятельности, в этой работе принадлежит решающая роль. В связи с этим можно сослаться на опыт решения экологической проблемы в Западной Германии в 50-х - 60-х годах ХХ столетия. Здесь конкретные действия по решению региональной (в рамках одного государства) экологической проблемы основывались на разработках крупнейших немецких философов, в т. ч. уже упомянутого нами М. Хайдеггера.
На основании сделанных заключений, мы в состоянии утверждать, что экологическая среда формируется в результате деятельности человека в природном пространстве. Причем, если на ранних стадиях социальной истории человек опосредованно воздействует на экологическую среду, преобразуя ее параметры, то с эпохи созидающего способа взаимодействия с природой, знамением которого является промышленная революция, происходит уже формирование экологической среды вследствие созидательной социальной деятельности.
Чем дальше продвигался человек по пути социальной эволюции, чем более технологически автономным он становился в своей деятельности, тем больше возникало биогенных проблем в его отношениях с природной средой. Вследствие этого обнаруживается своеобразный социальный парадокс. - С одной стороны, эти проблемы вызываются все возрастающей степенью «социализации» природы, расширением ойкумены до пределов космического пространства, как отмечал В.И. Вернадский. С другой стороны, их решение только и становится возможным благодаря интеллектуализации общества, - процесса, лежащего в основе и обеспечивающего развитие социальности, в т. ч. в технологической и экономической сферах.
Социальное творчество и созидательные функции человека в экологической среде в современную эпоху воплощаются в том, что он моделирует и создает природные процессы, выступающие в качестве второй социоплагенной природы [См.: 4]. Теперь его активность выходит за рамки организационных функций, хотя и предполагает таковые, но не замыкается на них, как в сельскохозяйственном обществе. Из этого следует, что социальная деятельность человека, продуцируемая качественным развитием его сознания, становится фактором планетарного развития, способом формирования нового мироздания. А значит, необходимо должна меняться мировоззренческая концепция самого человека.
Прежде всего, человеку следует переосмыслить свое место и роль в мире, руководствуясь планетарными параметрами. Ошибочно думать, что процесс такого переосмысления и выработки новых мировоззренческих принципов мог бы совершиться сугубо волевыми методами. Эти изменения, являющиеся по своей сути коренными, сопряжены с формированием нового психогенетического типа человека (о котором, в частности, писал В.И. Вернадский), способного ощущать мир как планетарную целостность и действовать в соответствии с этим. Да и по времени они, то есть изменения, скорее измеряются историческими масштабами, нежели рамками индивидуального человеческого существования. Ведь утверждение нового мировоззрения и формирование социально-психогенетических устоев человека сельскохозяйственной цивилизации заняло промежуток времени от 6 до 8 тысяч лет.
В таком случае понятие экологии (экологической среды) выражает существование той части внешней, по отношению к человеку, природы, которая освоена, преобразована или, в некоторых параметрах, создана в процессе человеческой деятельности. Что касается понятия «ноосфера», введенного в науку П. Тейяр де Шарденом и Э. Ле-Руа и развитого В.И. Вернадским, то оно обозначает, как известно, природную сферу, охваченную разумной человеческой деятельностью, результатом которой является созидание новых условий человеческого бытия. Поэтому понятие «экология», по масштабу своего применения, в т. ч. в историческом плане, является более широким чем «ноосфера». Из этого следует, что ноосферу возможно рассматривать в качестве высшей стадии развития экологии или ойкумены. Ноосфера является той частью экологической и естественно природной среды, которая создана в результате рациональной деятельности человека, а не просто опосредованно социальной деятельностью преобразована.
Следует отметить, что выводы, сделанные В.И. Вернадским в отношении развития ойкумены в целом, её высшего проявления - ноосферы и цивилизации, обосновывают, прежде всего, человеческий фактор не только развития общества, но и изменений в природной среде. Выделяя три основных периода в эволюции живой природы - эволюцию видов, эволюцию биосферы и ноосферу, - В.И. Вернадский отмечает, что в процессе этих эволюционных изменений ведущая роль принадлежит живым организмам, предшественникам рода «человек» - «Homo», значительно более древнему, чем Homo sapiens: «Но ещё до выявления рода Homo мозг его предков или близких к нему организмов достиг уровня, отличавшего его умственную деятельность от других млекопитающих. Sinanthropus pekinensis, которого можно считать предком рода Homo, обладал уже культурой, владел огнём и, по-видимому, речью. Корни геологической силы разума могут быть, очевидно, прослежены глубже эры Homo, далеко вглубь веков, за декамириады до выявления рода Homo.
Влияние самого Homo sapiens на земную поверхность стало сказываться через многие тысячи поколений после его на ней появления» [19, С. 60].
Принципиально важно заметить, что В.И. Вернадский основанием ведущей роли человека и его организмических предков видит в особых качествах их сознания (умственной деятельности), которые и обеспечивают формирование деятельностных способностей человека, благодаря которым он преобразует естественно-природную среду и создаёт общество с её сложной социальной системой, включающей в себя, в качестве доминирующей, сферу культуры и цивилизационные конструкции.
В этом контексте В.И. Вернадский рассматривает и цивилизационные изменения: «Эволюционный процесс получает при этом (когда эволюция видов переходит в эволюцию биосферы - А.Ф.) особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества.
Мы как раз переживаем её яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества (подчёркнуто мной - А.Ф.) - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу» [19, С. 27]. В этом определении совершенно уместно допускать, что термин «человеческий труд» у В.И. Вернадского может трактоваться как тождественный человеческой деятельности.
Таким образом, научно-философское наследие В.И. Вернадского сохраняет свою актуальность и для сегодняшнего дня и дня завтрашнего, когда прогрессивное развитие общества невозможно представить без человеческого фактора, без созидательного потенциала, создающих цивилизацию разума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Олейников Ю.В. В.И. Вернадский и глобальные проблемы современности // Философские науки. - 1988. - N 3. - С. 68-76.
2. Олейников Ю.В. Глобальные проблемы в истории цивилизации // Цивилизация как проблема исторического материализма. Часть I (Социально-философские вопросы цивилизации). - М.: ИФАН СССР, 1989. - С. 44-53.
3. Олейников Ю.В. Глобальные проблемы человеческой цивилизации // Общество, цивилизация, социализм. - М.: ИФАН СССР, 1988. - С. 42-62.
4. Олейников Ю.В. Диалектика научно-технического и социального прогресса // Новое мышление и практика обновляющегося социализма. - М.: ИФАН СССР, 1990. - С. 137- 153.
5. Олейников Ю.В. Об одном из экологических терминов // Человек - природа -искусство. - Л.: Наука ЛО, 1986. - С. 260-261.
6. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. - М.: ИФРАН, 1999. - 160 с.
7. Олейников Ю.В. Природный фактор геополитической стратегии России // Зеленый мир. - 1998. - N 11. - С. 4-6.
8. Олейников Ю.В. Цивилизация и ноосфера (В.И. Вернадский и современность) // Цивилизация: теория, история современность. - М.: ИФАН СССР, 1989. - С. 119-136.
9. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. - М.: Наука, 1987. - 161 с.
10. Олейников Ю.В. Экологические ограничения развития человеческой цивилизации // Цивилизация и общественное развитие. - М.: ИФАН СССР, 1987. - С. 32-46.
11. Салтовський О.І. Основи соціальної екології: Курс лекцій. - К.: МАУП, 1997. - 178 с.
12. Урсул А.Д. Hа пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. - 1991. - N 5. - С. 3-16.
13. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М.: Наука, 1990. - 270 с.
14. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция, космос, человек (Общие законы развития и концепция антропокосмизма). - Кишинев: Штиинца, 1986. - 270 с.
15. Урсул А.Д. Экологическая безопасность развития: проблемы и перспективы // Социально-политические науки. - 1991. - N 12. - С. 3-11.
16. Подорога В.А. «Фундаментальная антропология» М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология ХХ века. М.: Наука, 1986. - С. 34-49.
17. Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., Т. 26, Ч. 1. - 486 с.
18. Дворжак Й. Земля. Люди. Катастрофы. - К.: Вища школа, 1989. - 238 с.
19. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.
Анатолий Филатов, директор Центра этно-социальных исследований Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, кандидат философских наук, доцент[1] Ойкумена - осваиваемая и создаваемая человеком среда обитания, как часть внешней природы.