Резолюция Совета Безопасности ООН № 2094 была одобрена 7 марта. Общая направленность нового пакета санкций против КНДР нацелена на пресечение торговой и финансовой деятельности, которая может быть использована Пхеньяном для развития своих ракетных и ядерных программ, пишет «Российская газета».
Так, страны-члены ООН отныне обязаны отказывать КНДР в предоставлении финансовых услуг, а также отказывать в проведении операций с наличностью, если существуют опасения, что эти средства могут быть использованы для ракетно-ядерной программы Севера.
Если существуют подозрения, что на борту северокорейских судов или самолетов существует запрещенная санкциями продукция, то суда должны подвергаться обязательному досмотру в случае захода в иностранные порты, им должны отказывать в проходе через морское пространство или в пролете через воздушные коридоры других стран.
Определенным новшеством, которое достаточно унизительно для КНДР, стали положения, касающиеся дипломатов Северной Кореи. Резолюция № 2094 отдельно прописывает усилить наблюдение за деятельностью официальных представителей КНДР на предмет выявления попыток использования ими дипломатических привилегий для обхода санкций, ввоза в страну запрещенных товаров, в частности, предметов роскоши. Расширен также «черный список» официальных лиц и организаций КНДР, на которые наложены санкции, теперь в нем значатся 12 граждан и 19 структур КНДР.
Кроме того, Совет Безопасности ООН предупредил КНДР, что в случае проведения той новых ракетных запусков или ядерных испытаний ее ждут новые международные санкции. Одновременно ООН призвала Пхеньян присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, из которого Северная Корея вышла несколько лет назад, а также вернуться к шестисторонним переговорам по ядерному разоружению Пхеньяна.
Комментируя решение СБ ООН, генеральный секретарь организации Пан Ги Мун отметил, что «единогласным решением Совет Безопасности подготовил эффективные и достойные доверия меры, которые четко продемонстрировали волю международного сообщество не позволить КНДР продолжать работы по созданию ракетного и ядерного оружия».
Оценивая действия ООН, эксперты отмечают, что они стали компромиссом между жесткой позицией США и более умеренным подходом Китая. КНДР получила достаточно ощутимый политический и дипломатический удар. В то же время, что касается экономической эффективности мер, то они вряд ли окажут существенное влияние на Северную Корею. Все возможные каналы были перекрыты уже давно, а Пекин, на долю которого приходится больше половины всей внешней торговли Пхеньяна, дал понять, что не пойдет на полное прекращение связей с КНДР и свертывание экономического сотрудничества.
Первые ответные меры Пхеньяна не заставили себя ждать. Комитет по мирному объединению нации от имени КНДР заявил, что Северная Корея аннулирует все соглашения, которые были заключены с Южной Кореей и были направлены на повышение мер взаимного доверия и отказа от агрессии в отношении друг друга.
Одновременно стало известно, что накануне лидер КНДР Ким Чен Ын посетил артиллерийские подразделения, которые расположены напротив южнокорейского архипелага Енпхендо. Это, а также ряд воинственных заявлений Пхеньяна в последние дни дали основания южанам опасаться возможности проведения Северной Кореей новых вооруженных провокаций. Минобороны Южной Кореи уже предупредило, что на любые атаки ответит уничтожением «источника агрессии, сил поддержки и командования».