Власти Венесуэлы планируют забальзамировать тело Уго Чавеса и поместить его в Музей революции в Каракасе, пишет Российская газета.
Об этом заявил накануне вице-президент Николас Мадуро. Помощь в бальзамировании тела лидера Боливарианской революции могут оказать российские специалисты, имеющие самый большой опыт бальзамирования в мире.
Напомним, отечественные технологии бальзамирования применяются с момента смерти Владимира Ленина в 1924 году. В 1953 году специалисты Научно-исследовательского и учебно-методического центра биомедицинских технологий работали с телом другого советского лидера - Иосифа Сталина.
Помимо прочего сотрудники спецлаборатории помогли забальзамировать в Болгарии Георгия Димитрова (в 1949 году), монгольского маршала Чойбалсана (в 1952 году), Клемента Готвальда из Чехословакии (в 1953 году), вьетнамского лидера Хо Ши Мина (в 1969 году), ангольца Агостиньо Нето (в 1979 году), президента Гайаны Линдона Форбса Бернхема (в 1985 году), и северокорейского лидера Ким Ир Сена (в 1995 году). Специалисты из КНДР учились у российских коллег, после чего в 2011 году применили знания на практике, забальзамировав Ким Чен Ира.
Мы попросили дать оценку решению властей Венесуэлы о бальзамировании тела Уго Чавеса заведующего кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятеля Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии во имя святителя Василия Великого игумена Луку (Степанова).
Видимо, один из самых древних примеров забальзамированного лидера государства - это египетский фараон Тутанхамон. Социалистическая идеология почему-то возобновляет эту древнюю языческую традицию, создавая новых кумиров из останков дорогих для себя правителей. Как и многое в мире, подобное явление вызывает противоречивые чувства. Бальзамирование тела президента и восторги о человеке, заботившемся о благе народа под флагами социалистических идей, совмещенных с христианской нравственностью, вызывают двойственное отношение.
С одной стороны, восторженное отношение к заслугам президента напоминает начало православной монархии, где, действительно, по крови преемственный и благодатию Божией помазанный на Царство Государь является самым искренним попечителем о своих верноподданных, об их душевном спасении и телесном благоустройстве. Поневоле хочется видеть в некоторых значительных лицах истории последнего времени какое-то подобие православной монархии. Но, к сожалению, социалистическая идеология, политические манипуляции все же охлаждают пыл излишней восторженности и дают понимание, что совсем не случайно попускается подобное «продолжение правления» нехристианским по духу бальзамированием и выставлением для поклонения. Ясно, что здесь присутствует не христианская традиция, а новое язычество.
Мы нашим православным благочестием научены воздавать честь сосуду души - телу - возвращая в землю то, что из земли взято, при чине погребения. Но основное внимание, конечно, в отношении всякого христианина направлено на посмертную участь души. Потому молитвы ко Господу об упокоении составляют главнейшее содержание посмертного поминовения и почестей.
Я думаю, не случайны те эмоциональные высказывания, которые многие видели по телевидению, о том, что «после Христа и Боливара самый великий - Уго». Слишком короткий синодик святых представляется в этом случае. Ясно, что так могут рассуждать люди, оторванные от церковной традиции. Между Христом и любым действительно благодатным, благословенным правителем есть еще благодатная жизнь Церкви, Царица Небесная со святыми, от века Богу угодившими, с подвижниками благочестия, которые представляют для нас тот дух, ту традицию, в которой и должен действовать всякий очередной подвижник благочестия, всякий очередной благоверный князь или княгиня, всякий очередной святитель. Он не сам по себе будет хорош, а в связи с тем, что он стоит на плечах гигантов, продолжает золотую цепочку преемственности православной традиции.
А здесь мы видим явно иную традицию, которую благодатной не назовешь, хотя нас искренне умиляет любовь народа к своему почившему правителю, и хотелось бы видеть и в нашей стране нечто похожее. Но еще более хотелось бы видеть, чтобы наши правители вернулись к следованию той благодатной традиции как правления, так и подчинения, которой 2000 лет богата наша Православная Церковь.