«Сближение христианских и социалистических идеалов не случайно»

Православные священнослужители о религиозных взглядах Уго Чавеса

0
959
Время на чтение 4 минуты
Скончавшийся 5 марта президент Венесуэлы Уго Чавес, ставший символом сопротивления глобальному доминированию США, о своих религиозных взглядах говорил так: «Он (Иисус) был со мной в трудные времена, в самые страшные моменты жизни. Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой – он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Ибо кто мог бы сказать, что Иисус был капиталистом? Нет. Иуда был капиталистом, взяв свои сребреники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом».

Прокомментировать этот взгляд на Христианство, а также ответить на вопрос, как соотносятся религия и идеи социализма, корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает, что с «идеями социализма учение Христа соотносится так же, как и с идеями капитализма, монархизма и вообще с любыми идеями социального строя». «К ним оно просто не имеет отношения, - сказал отец Александр. – Иисус Христос никогда не поднимал политических, экономических и социальных проблем. Поэтому для апостола Павла, например, совершенно безразлично, какую социальную нишу занимает человек. В послании к коринфянам Он объясняет: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван (к Богу – авт.). Рабом ли ты призван, не смущайся… Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов" (1 Кор. 7, 20-22). Христос и не поднимал все эти вопросы, потому что никакая политическая система не преображает обезбоженную человеческую душу. Вне Бога же человек всегда "есть раб греха" (Ин. 8, 34), будь он свободен всеми вместе взятыми политическими свободами».

«Сын Божий не для того пришел на землю, чтобы установить какие-то правильные законы и порядки, а чтобы Бог и человек, наконец, встретились. Это исполнилось в Самом Богочеловеке Иисусе Христе, а после Его победы над грехом и смертью такому единению с Богом может быть причастен любой человек. Подобная Встреча может состояться при любых политических, социальных и экономических укладах: они лишь внешняя композиция жизни и сами по себе не могут ни спасти душу, ни погубить её. Поэтому Иисус Христос о них ничего и не говорил», - заключил он.

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, прежде всего заметил, что «хороший был парень Уго Чавес – симпатичный и харизматичный». «Царство ему Небесное!» - пожелал отец Димитрий. «Мама его желала видеть сына священником - и если бы он немного подучился, подобных вещей не говорил бы. Его коммуно-христианские идеи – это все-таки натяжка. Они затеняют самый смысл учения Христова. С этим мог бы согласиться разве что человек, который вообще ничего не знает о Евангелии. Просто Христос настолько обаятельная для всего человечества фигура, что игнорировать Его никак нельзя. Поэтому все и хотят записать Его в свою команду – и рокеры, и политики. Вот и наш Геннадий Андреевич нечто подобное говорит. Конечно, это можно говорить людям, которые, что называется, не в курсе дела. А на самом деле учение Христово противоположно идеям социализма», - считает пастырь.

«Это не значит, что христиане и коммунисты не могут сотрудничать в добрых делах, - пояснил священник. – Вполне возможно сотрудничество в добрых делах, но, конечно, не идеологическое. Всегда можно найти общий язык и точки соприкосновения. Комманданте Чавес умел их находить. В нем это было очень органично».

Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, подчеркнул, что Уго Чавес «был не только великим патриотом своего народа, но и одним из последних независимых лидеров, противостоящих построению будущего глобалистского духовного концлагеря». «Да простит Господь раба Своего и упокоит его душу», - сказал пастырь.

«Конечно, слова Чавеса о Христе-революционере можно понимать только как политическую агитку политика-популиста, - продолжил пастырь. – Но сближение христианских и социалистических идеалов не случайно. Все мы прекрасно знаем, что идея утопического социализма рождалась в христианской среде (Томас Мор даже признан святым в Католической церкви), идеал коммуны ориентировался на первую христианскую общину. Та уродливая практика построения "справедливого общества", которую мы помним, доказывает лишь одно: что без Бога, без Церкви, без Евангелия все самое лучшее обезображивается и превращается в уродство. Тем не менее, если уж говорить об идеях, в идее социализма (психологически очень несовершенной) больше нравственной правды, чем в капитализме. Могут ли социалисты быть союзниками православных? В деле обуздания безудержной алчности олигархов, в заботе о страждущих, в патриотизме и противостоянии содомскому разврату – думаю, да. Но вообще-то идеология и религия – разнонаправленные векторы развития личности. Религия это вертикаль, а горизонтали могут быть разными».

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, в свою очередь считает, что в чем-то с Уго Чавесом можно и согласиться: «В каком-то смысле Христос действительно революционер, потому что естественный порядок греховного мира требует изменения, т.е. революции. Только Христос революционер не для земной, а для небесной жизни. Мы знаем, что первая христианская община имела все общее. Но это, безусловно, не единственный способ существования Церкви. Подражать первой христианской общине, конечно, хорошо - но это должно быть абсолютно добровольно. Собственно, Христос этому и не учил. Так сложилось естественным образом у Его первых учеников. В учении Христа мы не найдем, что для спасения души необходимо все иметь общее. Но, очевидно, что для спасения лучше все-таки поменьше всего иметь. Христос прямо говорит: "Раздай имение свое и иди за Мной". Иметь все общее – это уже нечто иное, не имеющее обязательного значения в качестве учения Христова, хотя это тоже вошло в опыт Церкви в первохристианские времена. Главное различие между Христианством и социализмом в том, что социализм - это наведение порядка на этой грешной земле, а Христианство говорит, что это невозможно, что исправление настанет только в Царствии Небесном».

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, напротив, полагает, что идеи социализма противоречат Христианству в корне. «Христианство смотрит на человека как на образ Божий и для него безразличен социальный статус человека. А социализм зациклен на классовой борьбе и уравниловке. В основе христианской борьбы лежит борьба с грехом, а не с людьми того или иного социального положения. Социализм не предполагает духовной жизни и индивидуальности. Аргументов можно приводить много, однако все они говорят об одном – социализм и христианство несовместимы», - заключил он.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18