Прокомментировать этот взгляд на Христианство, а также ответить на вопрос, как соотносятся религия и идеи социализма, корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает, что с «идеями социализма учение Христа соотносится так же, как и с идеями капитализма, монархизма и вообще с любыми идеями социального строя». «К ним оно просто не имеет отношения, - сказал отец Александр. – Иисус Христос никогда не поднимал политических, экономических и социальных проблем. Поэтому для апостола Павла, например, совершенно безразлично, какую социальную нишу занимает человек. В послании к коринфянам Он объясняет: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван (к Богу – авт.). Рабом ли ты призван, не смущайся… Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов" (1 Кор. 7, 20-22). Христос и не поднимал все эти вопросы, потому что никакая политическая система не преображает обезбоженную человеческую душу. Вне Бога же человек всегда "есть раб греха" (Ин. 8, 34), будь он свободен всеми вместе взятыми политическими свободами».
«Сын Божий не для того пришел на землю, чтобы установить какие-то правильные законы и порядки, а чтобы Бог и человек, наконец, встретились. Это исполнилось в Самом Богочеловеке Иисусе Христе, а после Его победы над грехом и смертью такому единению с Богом может быть причастен любой человек. Подобная Встреча может состояться при любых политических, социальных и экономических укладах: они лишь внешняя композиция жизни и сами по себе не могут ни спасти душу, ни погубить её. Поэтому Иисус Христос о них ничего и не говорил», - заключил он.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, прежде всего заметил, что «хороший был парень Уго Чавес – симпатичный и харизматичный». «Царство ему Небесное!» - пожелал отец Димитрий. «Мама его желала видеть сына священником - и если бы он немного подучился, подобных вещей не говорил бы. Его коммуно-христианские идеи – это все-таки натяжка. Они затеняют самый смысл учения Христова. С этим мог бы согласиться разве что человек, который вообще ничего не знает о Евангелии. Просто Христос настолько обаятельная для всего человечества фигура, что игнорировать Его никак нельзя. Поэтому все и хотят записать Его в свою команду – и рокеры, и политики. Вот и наш Геннадий Андреевич нечто подобное говорит. Конечно, это можно говорить людям, которые, что называется, не в курсе дела. А на самом деле учение Христово противоположно идеям социализма», - считает пастырь.
«Это не значит, что христиане и коммунисты не могут сотрудничать в добрых делах, - пояснил священник. – Вполне возможно сотрудничество в добрых делах, но, конечно, не идеологическое. Всегда можно найти общий язык и точки соприкосновения. Комманданте Чавес умел их находить. В нем это было очень органично».
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, подчеркнул, что Уго Чавес «был не только великим патриотом своего народа, но и одним из последних независимых лидеров, противостоящих построению будущего глобалистского духовного концлагеря». «Да простит Господь раба Своего и упокоит его душу», - сказал пастырь.
«Конечно, слова Чавеса о Христе-революционере можно понимать только как политическую агитку политика-популиста, - продолжил пастырь. – Но сближение христианских и социалистических идеалов не случайно. Все мы прекрасно знаем, что идея утопического социализма рождалась в христианской среде (Томас Мор даже признан святым в Католической церкви), идеал коммуны ориентировался на первую христианскую общину. Та уродливая практика построения "справедливого общества", которую мы помним, доказывает лишь одно: что без Бога, без Церкви, без Евангелия все самое лучшее обезображивается и превращается в уродство. Тем не менее, если уж говорить об идеях, в идее социализма (психологически очень несовершенной) больше нравственной правды, чем в капитализме. Могут ли социалисты быть союзниками православных? В деле обуздания безудержной алчности олигархов, в заботе о страждущих, в патриотизме и противостоянии содомскому разврату – думаю, да. Но вообще-то идеология и религия – разнонаправленные векторы развития личности. Религия это вертикаль, а горизонтали могут быть разными».
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, в свою очередь считает, что в чем-то с Уго Чавесом можно и согласиться: «В каком-то смысле Христос действительно революционер, потому что естественный порядок греховного мира требует изменения, т.е. революции. Только Христос революционер не для земной, а для небесной жизни. Мы знаем, что первая христианская община имела все общее. Но это, безусловно, не единственный способ существования Церкви. Подражать первой христианской общине, конечно, хорошо - но это должно быть абсолютно добровольно. Собственно, Христос этому и не учил. Так сложилось естественным образом у Его первых учеников. В учении Христа мы не найдем, что для спасения души необходимо все иметь общее. Но, очевидно, что для спасения лучше все-таки поменьше всего иметь. Христос прямо говорит: "Раздай имение свое и иди за Мной". Иметь все общее – это уже нечто иное, не имеющее обязательного значения в качестве учения Христова, хотя это тоже вошло в опыт Церкви в первохристианские времена. Главное различие между Христианством и социализмом в том, что социализм - это наведение порядка на этой грешной земле, а Христианство говорит, что это невозможно, что исправление настанет только в Царствии Небесном».
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, напротив, полагает, что идеи социализма противоречат Христианству в корне. «Христианство смотрит на человека как на образ Божий и для него безразличен социальный статус человека. А социализм зациклен на классовой борьбе и уравниловке. В основе христианской борьбы лежит борьба с грехом, а не с людьми того или иного социального положения. Социализм не предполагает духовной жизни и индивидуальности. Аргументов можно приводить много, однако все они говорят об одном – социализм и христианство несовместимы», - заключил он.