Как заявил президент узбекской диаспоры в Северо-Западном федеральном округе Алиджан Хайдаров, «это будет не карающая дружина, а дружина, которая будет рассказывать нашим соотечественникам, как себя надо вести на территории России, что можно делать, что нельзя». «Одного узбека, одного таджика, одного азербайджанца поставить по одному – и будет нормальная дружина, будет порядок», – считает почетный консул Таджикистана в Санкт-Петербурге Назар Мизода. Договоренность о создании совместной дружины уже есть между четырьмя диаспорами – узбекской, таджикской, киргизской и казахской.
Между тем, как отметил полпред Президента в СЗФО Николай Винниченко, сейчас в Петербурге каждый пятый житель – гастарбайтер. Причем за последние дни в северной столице произошли две массовые драки мигрантов с применением оружия.
Прокомментировать идею «мигрантских дружин» корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, заметил, что ситуация представляется ему абсурдной: «Вроде бы у нас есть законная власть. Есть министерство обороны, которое защищает нас от внешнего врага, есть МВД, ФСБ, МЧС и т.д. – масса разнообразных силовых ведомств. Они пожирают огромные бюджетные средства. А от таких предложений веет каким-то бредом. Так ведь дело дойдет до организации дружин из китайцев и африканцев каких-нибудь».
«Если система власти не работает, ее надо реформировать, - убежден священник. – Ответственным за сложившуюся ситуацию надо просто подать в отставку. А они только усложняют проблему. Мало нам этнических криминальных группировок? Возникает риторический вопрос – а кто присмотрит за "смотрящим"? В Чечне у нас был "незаконные бандформирования", а теперь будут законные? Это какой-то бесконечный порочный круг. Если у правительства проблемы с преступностью, то их надо решать в формате закона, который мы сейчас имеем. Именно в соответствии с законом у нас должна быть полиция, "которая нас бережет", а не этнические дружины. Мы все-таки живем в России. Хотелось бы надеяться, что и дальше будем жить в России».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что главная причина недовольства местного населения мигрантами заключается в том, что те «не желают интегрироваться в нашу культуру». «Это приводит к дестабилизации русского мира», - подчеркнул он. «Что сами мигранты хотят организовать дружины по охране порядка, эту проблему, конечно, не решит до конца, но хотя бы как-то сгладит. Конечно, эти дружины должны работать под контролем МВД. И это уже задача МВД – скоординировать их действия, направить их на благо общества. На мой взгляд, они могли бы внести существенный вклад в борьбу с распространением криминала среди гастарбайтеров, - в частности с распространением наркотиков, - послужить инструментом интеграции приезжих в наше общество. Это, по-моему, наиболее важная задача. Насколько это будет эффективно, зависит уже от МВД», - считает отец Александр.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, считает эту идеей «неплохой». «Конечно, эти группы должны находиться под полным контролем правоохранительных органов. Вот, например, при казачьих дружинах обязательно находится сотрудник органов. Главная задача подобных дружин – это помощь правоохранительным органам, а не самостоятельная деятельность по наведению порядка. Самое главное, чтобы их деятельность была разумно организована, чтобы они действительно помогали, а не принимали участие в каких-то внутренних этнических разборках», - подчеркнул он.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, признал, что смысл в этом предложении, возможно, и есть. «В других странах положительные результаты принесло использование групп полицейских, подобранных по национальному признаку, работающих в соответствующих районах с представителями соответствующих диаспор. Они лучше знают национально-бытовую специфику и часто служат своеобразными посредниками. Но эти группы встроены в собственно полицейские структуры. Если же речь идет о добровольных помощниках полиции из числа мигрантов, то они, безусловно, должны быть под контролем. Если они будут действовать сами по себе, то получится обратный эффект, потому что они тогда будут "разбираться" со всеми, кто их не устраивает», - отметил отец Валерий. «Идея в принципе понятна, но пока не вполне ясно, как она будет работать. Здесь обязательно нужно учитывать особенности национального менталитета, клановые отношения и т.д.» -заключил священник.
Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, считает, что «мигрантские дружины» «заполонят неповоротливую Россию и будут жить по своим законам, как это происходит уже сегодня во Франции с мусульманским нашествием». «Ныне войны можно вести без войны под разными благовидными предлогами и разными способами, - напомнил он. – Россию спаивают, разворовывают, развращают, духовно уничтожают и веру "толерантности" насаждают. Не хотите рожать? - мы своих родим и заполоним вашу страну. Не хотите хранить своей веры? - и тут мы вам "поможем". Не знаете, как с нами справиться? - мы знаем! А порядок нужен и в первую очередь в голове, чтобы хотя бы для того, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли. На этот раз разрушаем Родину без революции, просто путём вливания в её тело инородной крови. Чтобы резус-факторы не конфликтовали в одном теле, надо, чтобы кровь текла в разных направлениях, пока не встретится в сердце – для взаимного обогащения и пользы», - сказал пастырь.