Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон заявил в интервью порталу, что «православная жизнь за два десятилетия прямо или опосредованно, но повлияла на духовную и нравственную жизнь каждого».
«Многие островитяне приняли таинство крещения, повенчались, крестили своих детей и, может быть, тоже их повенчали. А самое главное – стабильной стала потребность в храмах и в молитвах. Вот, например, наши священники каждый год окормляют призывников на сборном пункте облвоенкомата. Поначалу появление священнослужителей парни воспринимают с иронией. Потом выясняется, что каждому из них хотелось бы иметь с собой крестик и иконку, услышать напутствие священника. Поэтому 20 лет островной епархии нужно рассматривать как достаточно большой отрезок, в который многое вместилось. И хочется еще раз воздать должное труду первых священнослужителей и прихожан, которые оказывали всяческую поддержку, особенно в первые годы, когда не было ни одного храма», - продолжил архиерей.
По его словам, сейчас ситуация иная, все больше появляется новых церквей – то уже не приспособленные под них здания, а именно церкви. «Меня радует то, что строятся не просто храмы, а храмовые комплексы, как, например, храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в Южно-Сахалинске. Там на территории храма люди могут набрать освященной воды. Дети могут поиграть на приспособленной детской площадке. Люди просто ходят туда отдыхать – на огороженной территории чисто и аккуратно. Ограда церкви является еще и духовной оградой… И за этой оградой люди по-другому начинают смотреть на мир и на окружающих, приходят к пониманию того, что не все в мире измеряется материальными ценностями», - добавил епископ.
Он рассказал, что как-то один прихожанин-предприниматель попросил его отслужить молебен – потому что все в жизни идет очень уж хорошо. «Это была просьба удивительная, глубоко духовная, и к ее осознанию тоже нужно было подойти. Понять то, что называется помощью Божией. Особенно ее пониманием отличаются наши военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, которым приходится нести службу в горячих точках. И что еще радует – островитяне изменяют свое отношение к венчанию, одному из главных таинств Русской Православной Церкви. К его пониманию тоже нужно пройти определенный путь… Это не дань моде и не гарантия от разводов. Одним словом, наши люди становятся более воцерковленными. Это значит, что у людей не слепая вера в обряды, а именно осознанное движение души, после которого они приходят в храм сами, без всякой агитации. Можно сказать, что голод духовный утолен. Но не до конца», - подчеркнул архипастырь.
Он отметил, что осталось много нерешенных вопросов. Например, до сих пор священники не могут вести постоянные богослужения в каждом маленьком населенном пункте, а приезжают туда только по определенным дням. «А потребность в молитве, в таинствах и требах может возникнуть в любой момент. И потребность эта есть, пусть не всегда видимая», - добавил владыка.
Он подчеркнул, что Церковь со светской властью делает одно дело. «Да, она никак не регламентирует деятельность Церкви, но это не означает ведь, что власть отделена от своего народа, который в массе своей православный. Это не означает, что власть отделена от тех нравственных и духовных принципов, которые идут от Православия и являются базисными принципами становления и поддержания стабильности и порядка в нашем обществе. И мы чувствуем понимание этого и поддержку наших усилий со стороны властей региона. При этом задача Церкви – дополнить тот труд, которым занимаются социальные и общественные институты. Например, помочь в работе с теми, кто находится в доме престарелых, – эти люди нуждаются в духовном окормлении, простом человеческом общении. Это называется соработничеством власти светской и духовной», - продолжил епископ.
Он отметил, что «мы не можем подменить социальные и государственные институты так же, как и они не могут заменить труд священника, но вместе, в совместной работе создается стабильность и нравственность в обществе».
«Наше соработничество многопланово. Мы работаем, например, по программам противодействия распространению наркотиков, – думаю, нет нужды доказывать, какую опасность они несут стабильности общества. В нашем духовно-просветительском центре силами участников ассоциации православных учителей преподается русский язык для иностранцев. При СахГУ действует студенческий православный клуб. Давно уже известно и завоевало популярность братство Александра Невского. Мы участвуем в программах поддержки материнства и детства. Помогаем женщинам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, планируем вести на постоянной основе консультации в тех учреждениях, где делают аборты, – чтобы помочь еще раз подумать и не сделать такой страшный шаг… Недавно у нас в епархии заработал отдел по работе с коренными малочисленными народами Севера Сахалинской области… Это очень важное служение, ведь аборигены Сахалина живут часто в отдаленных местах. Им не хватает общения. И тут я хочу напомнить слова святых отцов, которые говорили: ты делай дело Божье, а Господь устроит твои дела… В следовании этому принципу я вижу корни успешного взаимодействия со светской властью», - подчеркнул владыка Тихон.
Он добавил, что планы епархии на будущее - продолжить начатое предшественниками – строить храмы и продолжать воцерковление, может быть, на уже более глубоком уровне. «Словом, вместе с обществом идти по пути духовно-нравственного развития. Ведь, как говорят, Бог не в бревнах, а в ребрах. Считаю, нам важно продолжать работу по поддержке нормальных межэтнических отношений на островах. Не могу не поделиться планами создания при областном онкодиспансере православного сестричества из тех людей, которые смогли преодолеть онкологическое заболевание. Они станут опорой для медперсонала, а их пример будет хорошей поддержкой для пациентов. Ведь вера в исцеление и позитивный настрой, отсутствие уныния много значат при борьбе с недугами», - сказал епископ.
«Убежден в том, что если все стороны жизни будут охвачены вниманием наших прихожан, то это станет залогом успешной реализации наших идей соработничества на благо всего общества», - заключил владыка Тихон.