Это случилось не потому, что в зале собрались какие-то известные в патриотической среде люди (их было как раз не очень много), и не потому, что в выступлениях участников съезда прозвучали какие-то необыкновенные идеи. Нет. Главная причина – участие в съезде главы Администрации Президента Сергея Иванова, а самое важное, - неожиданный приход самого Президента России Владимира Путина. Это превратило съезд в важнейшее событие не только для современного патриотического движения, но для общественно-политической жизни страны.
Президент продемонстрировал, что слышит озабоченность родительской, православной общественности, готов к диалогу и, подразумевается, рассчитывает на поддержку. Неожиданный приход Путина на съезд Кургиняна не только кардинально меняет ситуацию в сфере борьбы против ювенальной юстиции, но и служит важным знаком изменения вектора политической жизни в стране.
Однако кургиняновский съезд стал и своего рода камнем преткновения для православно-патриотического движения. Это связано с тем, что в патриотической среде отношение к Сергею Ервандовичу далеко не однозначное. Поэтому оценки как самому съезду, так и деятельности С.Е.Кургиняна и его движения «Суть времени», представители которого собственно и составили большинство участников съезда, даются разные, если не сказать диаметрально противоположные. Некоторые заговорили уже о возможном расколе родительского и православно-патриотического движения.
Противники Кургиняна обвиняют Сергея Ервановича в том, что он просто «снял сливки», не принимая активного участия в черновой работе родительского движения. Понял, мол, где можно извлечь политические дивиденды, и, используя свои связи в Кремле, пытается возглавить родительское движение. Они говорят, что ставка Владимира Путина на Сергея Кургиняна – серьезная политическая ошибка, ставка эта, мол, Путину ничего не даст. Обращая внимание на то, что созданную на съезде структуру «Родительское сопротивление» возглавила супруга Сергея Ервандовича, обвиняют Кургиняна в превращении родительского движения в «семейный политический бизнес». Крайние противники Кургиняна подозревают его в том, что он выполняет задачу «слить родительское движение». Противники Кургиняна из церковной среды обращают внимание, что Сергей Ервандович – человек далекий от Церкви, а по своим политическим взглядам он – розовый, поэтому никаких перспектив сотрудничество с ним православным патриотам не сулит.
Сторонники Кургиняна, напротив, говорят о нем, как о талантливом политическом менеджере, который не только сумел в короткий срок создать влиятельную общественную структуру движение «Суть времени», но и выбрал правильную тактику действий, которая принесла успех. А теперь, получив поддержку власти, Кургинян становится несомненным лидером патриотического движения. Поэтому родительскому и патриотическому движению надо становиться под его знамена, иначе придется прозябать в маргинальности. Некоторые самые неумеренные почитатели талантов Сергея Ервандовича празднуют победу, говорят, что те, кто не пришел к нему на съезд, проиграли, что линия Кургиняна на создание «третьей силы» оправдала себя, а тех, кто выступал с «тупых охранительных позиций», власть сегодня не замечает. Некоторые и вовсе цинично говорят, что надо идти «под Кургиняна», поскольку он сейчас получит финансирование, а значит можно что-то «урвать» и на свои проекты. И проч., и проч.
Впрочем, довольно. В мою задачу не входит дать полный перечень суждений и мнений в среде патриотической общественности о Сергее Ервандовиче Кургиняне. Моя задача предложить к обсуждению некий алгоритм действий для единомышленников, чтобы кургиняновский съезд, действительно, не стал поводом к расколу православно-патриотического движения.
Собственно, может быть три логически возможных алгоритма наших действий.
Первый. Мы начинаем войну против С.Е.Кургиняна, «Сути времени» и примкнувших к ним структур, типа АРКС, или, в мягком варианте, организационно и информационно игнорируем их. Не думаю, что это – правильный путь, особенно после того, как власть подняла Кургиняна на такую высоту. Православно-патриотическое движение предстанет в общественном мнении как группа неудачников, в глазах власти как непереговороспособные маргиналы, в глазах Священноначалия как раскольники. Словом такой алгоритм действий не принесет пользы ни стране, ни самому православно-патриотическому сообществу.
Второй. Мы, «задрав штаны», бежим к Кургиняну, стройными рядами вливаемся в его «Родительское сопротивление» и «Суть времени», провозглашаем Сергея Ервандовича несомненным лидером патриотического движения. И создаем на базе его структур мощное общественное движение. Думаю, и этот путь – тупиковый. С.Е.Кургинян в силу своих политических и религиозных взглядов не может стать объединяющей фигурой для православно-патриотического движения. А те, представители православно-патриотического движения, которые уже сотрудничают с Кургиняном – В.Семенко, О.Леткова, И.Медведева, Т.Шишова, Н.Бондаренко, В.Лебедев – вряд ли в состоянии привести под знамена Кургиняна православно-патриотическое движение, в лучшем случае незначительную часть его.
Третий. Самый разумный и политически правильный алгоритм действий – сотрудничество. Что собственно изменилось после кургиняновского съезда? Да, Сергей Ервандович усилил свои позиции в глазах власти и патриотического сообщества. Да, у него, наверное, появятся новые возможности, в том числе и финансовые. Но этого явно недостаточно. Сам Сергей Ервандович, как умный человек и прекрасный аналитик, не может не понимать, что он сможет охватить своим влиянием только ту часть аудитории, которая разделяет его политические (просоветские) и религиозные (видимо, мягко атеистические) воззрения. А это создает поле для сотрудничества с православно-патриотическими общественными организациями и информационными ресурсами.
Нам сейчас надо всем вместе собраться и подумать, как использовать новую политическую ситуацию, которая сложилась после посещения В.В.Путиным кургиняновского съезда. Использовать для укрепления патриотических позиций в обществе. Чтобы этот «аванс Путина», который дал православным патриотам талант на развитие, приумножить и вернуть власти вскоре сторицей. Чтобы это событие стало воистину переломным на пути возрождения нашего Отечества, осознания себя самобытной цивилизацией, а не окраиной Европы или пешеходным мостиком в Азию.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
201. Ответ на 199., Субъект:
200. Ответ на 200., Лебедевъ:
199. Ответ на 199., Субъект:
198. Ответ на 198., Silvio63 :
197. Ответ на 195., Silvio63:
196. Ответ на 197. Лебедевъ
195. Ответ на 193., Silvio63 :
194. Ответ на 194., Silvio63 :
193. Ответ на 192., Субъект:
192. Ответ на 189., Лебедевъ: