Такой ответ владыка дал на вопрос зрительницы, должен ли взрослый поститься за младенца и прочитать за него молитвенное правило, прежде чем подходить с ребенком к Причастию.
«Это было бы очень хорошо, - сказал митрополит Лонгин. – Дело в том, что причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в некое, я бы сказал, чуждое Церкви действие. Почему? Мы, люди старшего поколения, помним, как трудно было привести в церковь ребенка – и младенца, и отрока, поскольку за этим бдительно следили соответствующие инстанции, и люди потом имели неприятности на работе или учебе. Когда в храм ходить стало можно, все мы радовались увеличившемуся количеству детей в храмах. Однако сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией: многие родители знают, что ребеночка можно и нужно причащать, но при этом причащают родители, которые сами очень малое или вообще никакого отношения к церковной жизни не имеют. Когда служишь, выходишь с Чашей ― видишь в городских храмах буквально толпу таких родителей, которые вот только что с мороза забежали в храм с ребенком, может, гуляли с ним рядом где-нибудь. Ребенок или кричит, или спит, но вот давайте его срочно причащать... Это превращается буквально в профанирование Таинства. Причем сами родители абсолютно индифферентны. Видно, что им самим никогда в голову не приходило причащаться».
«Все, что Церковь делает с детьми, особенно в младенческом возрасте, - делается по вере родителей, - напомнил владыка. – Почему мы сейчас говорим, что нельзя крестить просто так, когда принесли ребенка люди, совершенно не понимающие, что такое Крещение и что после этого должно измениться в их жизни, жизни ребенка? Мы стараемся сейчас отказывать таким людям, крестя только тех младенцев, родители которых являются воцерковленными людьми и подходят к таинству осознанно. Точно так же и с причащением. Очень больно это видеть, есть даже какой-то момент поругания святыни, когда дети кричат, родители не знают, как их успокоить, и тут же, причастив, бегут из храма. Хорошо, если их остановят и заставят хотя бы перед тем, как дать соску, дать запивку, а они отмахиваются. Это очень неприятно».
Поэтому, продолжил архиерей, он понимает тех, кто советует прежде чем причащать младенца, «если не попоститься, то хотя бы часть правила ко причащению прочитать, чтобы самому подготовиться внутренне». «Я уверен, что это было бы здорово. Обязательного требования нет, но если бы такая привычка привилась у наших верующих людей, это было бы очень хорошо», - отметил архипастырь.
Отвечая далее на вопрос, как часто причащаться взрослому человеку, митрополит Лонгин заметил: «Причащаться каждый человек должен исходя из интенсивности его церковной жизни. Есть люди, которые ходят в церковь регулярно: каждое воскресенье они в храме, и все праздники, и не только на Литургии, но и на всенощном бдении, весь год соблюдают среду и пятницу, все посты, читают дома Евангелие, молятся, стараются все время хранить память о Боге. Я думаю, что таким людям можно причащаться раз в неделю или раз в две недели, в зависимости от их устроения. Этот вопрос всегда решается индивидуально с духовником. А если человек ходит в церковь гораздо реже, знает, что он впадает в какие-то грехи, я думаю, здесь нужно воздерживаться от очень частого причащения. Хотя, конечно, причащаться нужно чаще, и чем чаще, тем лучше, ― но при условии готовности к причащению, очищения своего сердца исповедью, чтения молитвенного правила. Не механического вычитывания: вот я встал и вычитываю каноны и акафисты… Молитва тогда называется молитвой, когда она имеет отклик в человеческом сердце, когда человек действительно может сказать: "Да, я помолился". Не просто вычитал (ведь есть даже такое выражение "вычитать правило"), а действительно помолился. Тогда Господь как-то извещает человека, и он идет к Причастию в умиротворенном состоянии, в добром расположении».
«Как не утратить страха Божия? Это очень сложный вопрос, потому что страх Божий можно утратить, причащаясь часто, ― и еще легче его утратить, причащаясь редко. Эта опасность подстегает и мирян и, в еще большей степени, священников, потому что и для священника непросто сохранять чувство благоговения. У всех нас есть такая особенность: мы привыкаем ко всему, и достаточно быстро. А Бог, Церковь, богослужение – это то, к чему ни в коем случае нельзя привыкать, в плохом смысле этого слова. Человек должен поддерживать в себе ощущение новизны и постоянного присутствия пред очами Божиими. Это результат правильного устроения и правильной духовной жизни. Это непросто. Состояния уныния, богооставленности, то, что называют сердечным окаменением, думаю, испытывал каждый человек. Если мы вспомним святителя Тихона Задонского, у него месяцами были уныние и отчаяние, но он боролся с ними. Если человек имеет постоянство, надежду на Бога, то Господь помогает ему эти состояния преодолевать», - заключил митрополит Лонгин.