Нонсенс: Сердюков - это НЕДОНОСИТЕЛЬ-НЕСВИДЕТЕЛЬ-НЕСОУЧАСТНИК
Фрагмент 1. Это и есть вопрос вопросов. Вопрос ребром; вопрос честный; вопрос неудобный и почти крамольный. Вопрос, как показывает ход событий, - к окончательному решению которого мы не продвинулись ни на йоту. Поскольку не преодолено заблуждение концептуального уровня.
Системная коррупция, о которой не сказал только немой, - вовсе не тождественна укоренённой массовой коррупции. В развитом Государстве, каковым Россия, несомненно, является, факт наличия системной коррупции несводим к линейной констатации в виде фигуры речи: воруют все, или все берут. Сама терминология: системная коррупция, - практически всё объясняет. Налицо очередной парадокс нашего мышления. Налицо некое умозрительно-интуитивное панорамное и главное - верное видение ситуации, которое даёт верный термин, эту ситуацию адекватно определяющий. Парадоксальным образом возникает опережающий верный вывод; причём предшествующая его выработке интеллектуальная работа как бы «забывается». Или, точнее, никак конкретно не «расшифровывается». Не описывается. Не раскрывается смысл того самого интуитивно-умозрительного латентного исследования, которое, как некая интеллектуальная вспышка только на выходе даёт верный термин - «системная коррупция». То есть термин - есть одновременно итог и начало исследования.
Методология прочтения парадоксальным образом «забытого» понимания ситуации более чем очевидна. Системная коррупция как объективная данность возможна только в режиме самовоспроизведения. Что, в свою очередь, даёт следующий вывод. Вывод, имеющий вид бинома:
- коррупция исходит либо непосредственно от Верховной власти Государства, прежде всего от непосредственного Носителя Верховной Власти;
- либо коррупция живёт и активно самовоспроизводится в рамках субсистемы. Субсистемы, в данном случае по факту ставшей НАД и ВНЕ Государства.
Причём эта над- и вне- государственная субсистема должна быть совершенно особого рода. А именно: она должна иметь сферу деятельности, официально, то есть легально и гласно, относящуюся к коррупции. Больше того, - это должна быть институция, которую само Государство полагает находящейся в нём, в Государстве, и которой Государство поручает антикоррупционную деятельность. Вот эта мутировавшая субсистема и генерирует системную самовоспроизводящуюся коррупцию. Пришла пора быть честными перед самим собой. Возможны только два варианта, объясняющие природу и происхождение системной коррупции: либо коррупцию генерирует Кремль, либо коррупцию генерирует Генпрокуратура. Во благо Государства Российского, - должна быть решительно отброшена ложная политкорректность. Нет Кремля без Президента - нет Прокуратуры без Генпрокурора. Речь, естественно, идёт вовсе не о том, что либо сам Путин, либо лично Чайка сознательно коррупцию организовывают и коррупцию поощряют. Отнюдь нет. Вопрос в том, какая из этих систем и кто персонально в точке её апогея утратили двуединство субъекта-объекта. Именно в этом пункте ментально-статусного целепологания и самоопределения и происходит своего рода «отпочкование». От иерархически многоуровневой, но тем не менее, монолитной и однородной властной элиты происходит отделение гиперамбициозной квазисамостной субэлиты. Именно здесь и берет старт гонка влияний. И при ближайшем рассмотрении такой системной структурой оказывается именно Прокуратура. Институция, ставшая (над- и вне-) государственной субсистемой. Из чего следует конкретный и однозначный вывод: Прокуратура должна быть незамедлительно возвращена в лоно Государства. Что означает создание совершенно иной, абсолютно новой Прокуратуры. Ибо невозможно гнойный аппендицит лечить посредством лечебных процедур. Воспалившийся аппендикс необходимо решительно удалить. Современная Российская Прокуратура давно и неизлечимо больна. В своём нынешнем виде и качестве такая Прокуратура представляет угрозу национальной безопасности России.
Исторически так сложилось, что для высшей политической элиты России, политика - это власть. В то время, как для российской субэлиты политика - это влияние. «Чистая власть» - самодостаточна. В отличие от неё влияние предполагает и требует наличие финансового ресурса. В первую очередь, именно двухприродной трактовкой сущности политики и объясняется феномен живучей системной коррупции, генерируемой субсистемой. Различные эпохи характеризуются доминированием той или иной конкретной субэлиты и производной от неё субсистемы, генерирующей системную коррупцию. Феномен данного исторического момента в том, что наиболее влиятельной субэлитой России ныне оказалось прокурорское сообщество. В свою очередь, наличие конкурентоспособной, влиятельной бизнес-субэлиты делает коррупцию неизбежной. Поскольку налицо старт-ап конкуренции влияний.
Фрагмент 2. «Было принято решение об освобождении от занимаемой должности министра обороны Сердюкова». Для абсолютного большинства граждан России, получающих достоверную информацию только из СМИ, это заявление прозвучало как гром среди ясного неба. Вслед за тем пошли сообщения об открытии уголовного дела в связи с бесславной деятельностью «Оборонсервиса». И только потом, значительно позже, уже в статусе экс-министра Сердюков был приглашён на допрос в качестве свидетеля.
Поражает наша всеобщая вовлечённость в данном случае в ментальном плане, - в жизнь под флагом системной самовоспроизводящейся коррупции. Ведь на самом деле возникла коллизия весьма странная и удивительная. Даже не Прокуратура России, а Следственный Комитет, - структура с удивительным статусом НЕЗАВИСИМОСТИ от независимой от государства Генпрокуратуры (?!) наглядно демонстрирует скрупулёзное соблюдению принципа презумпции невиновности. Согласно которому нет никаких оснований причислять г-на Сердюкова к числу даже подозреваемых.
Буквально закрывать собой бреши в госслужбе, в госуправлении и правоохранении, как это делает Путин, - качество редкое и весьма похвальное. Но при этом следует отметить - качество вынужденное форс-мажорными обстоятельствами. Путин в очередной раз принял огонь на себя. Но вот вызвала огонь на Президента именно институция Прокуратура. Именно Генпрокуратурой наш Президент оказался поставлен в ситуацию, когда абсолютно нечем объяснить: на каком основании молниеносно снят с должности Министр обороны ядерной державы? Чем кончится следствие, - мы доныне не знаем. И узнаем только, когда оно на самом деле закончится. И так о результатах следствия пока ничего не известно никому, включая, а точнее даже начиная, с Президента страны. Поскольку Прокуратура и Следственный комитет, как институция, не подчиняются никому, кроме своих непосредственных руководителей. Президент, избранный всенародным голосованием, не имеет права вмешиваться в работу структуры, глава которой не избирается всенародно, а лишь назначается. Как же распорядилась Прокуратура своей независимостью, своим де-факто отделением от государства?
Ведь очевидно, что независимость предполагает совершенно иной порядок действий. А именно: сначала возбуждается уголовное дело в связи с выявленными фактами злоупотреблений в Минобороны. И первый, кто об этом узнает непосредственно от Генпрокурора Чайки - это Президент России Путин. Который, в свою очередь, равнонеукоснительно соблюдая и принцип презумпции невиновности и интересы Российской Армии и Российского Государства, - временно отстраняет Министра обороны от должности. Поскольку достоверная оценка и понимание ситуации возможны только после окончания следствия и завершения суда. Теоретически вполне возможно, что статус экс-министра обороны по данному делу, а это статус свидетеля, - не изменится. Стоит задуматься - и что тогда? Кто прав - и кто не прав? Генпрокуратура и Следственный комитет - или Президент? Если перед законом Сердюков кристально чист - почему он тогда уволен? А если Сердюков серьёзнейшим образом навредил обороноспособности России - почему он не посажен?
Поистине, - если бы не было дела «Оборонсервиса», то его следовало бы выдумать. Поскольку это во всех смыслах феноменальное дело чётко и наглядно показывает несовпадение, отдельность интересов Государства и интересов институции Прокуратура. Системная коррупция... нужна самой Генпрокуратуре. Поскольку каждый новый доказанный факт её проявления может наказать только институция правоохранения. Верховная власть России такими полномочиями НЕ ОБЛАДАЕТ. Неужели непонятно, что перед нами странный механизм дискредитации Верховной власти? Давно необходим полный демонтаж нынешней неприемлемой модели Институции Правоохранения. Прокуратуры - прежде всего. Влияние Прокуратуры растёт прямо пропорционально размаху системной коррупции. Это - нонсенс!
Новой России для её подлинного обновления и фундаментальной модернизации необходимы новая философия правоохранения, новое правосознание, новая Прокуратура. Необходима новая «прокурорская ментальность».
К великому сожалению, наблюдая за делом «Оборонсервиса», мы имеем сегодня злокачественный развращающий пример востребованности влияния. Влияния по факту. Влияния, достигнутого почти по принципу презумпции невиновности: не пойман - не вор... Мы явственно видим аморальную идеологему: «любой ценой стать влиятельным. То есть стать прежде всего богатым. Вполне возможно Прокуратура будет к тебе снисходительна. Влиятельный человек достоин уважения, не правда ли? Да, есть риск, что Президент выгонит тебя с госслужбы. Но для влиятельного человека это не смертельно...» Инновации в сфере технологии, несомненно, важны и необходимы. Но без решительного оперативного вмешательства по удалению эпицентра самовоспроизведения коррупции - и инновации будут работать прежде всего... на самовоспроизводство коррупции. Это по природе антигосударственный «боковик жизни» должен быть наглухо завален и забетонирован.
Фрагмент 3. То есть мы, оказывается, уже не замечаем угрожающей асимметрии в понимании сути происходящего - двумя мощными ветвями государственной власти. Сам ход разбирательства даёт основание утверждать, что Власть Судебная де-факто не принимается в расчёт, попросту игнорирует мотивы увольнения Путиным Главы силового ведомства №1 (!). Но, если российская государственная машина работает асинхронно в столь ответственной ситуации, - нужно принципиальнейшим образом разобраться, кто конкретно виноват в этом недопустимом сбое. Думается, не для того дана полная свобода рук Прокуратуре, чтобы эту свободу демонстрировать ради её демонстрации. И, если в данном случае есть то, что есть - значит, мы имеем серьёзный вызов непосредственно в лице самой Прокуратуры, как таковой. Что недопустимо. Ибо это есть прямая угроза первоосновным устоям Государства.
Наша общая привычка жизни под флагом коррупции делает невидимыми очевидные факты. В самом деле: может ли в принципе ГЛАВА госструктуры иметь статус свидетеля по фактам особо крупных хищений и злоупотреблений служебным положением в руководимой именно им структуре? Ведь если её ГЛАВА что-либо видел и знал, и не пресёк незаконные действия - он соучастник. Если знал, не пресёк и не сообщил ни высшему руководству, ни в прокуратуру - само такое поведение квалифицируется как преступление, как НЕДОНОСИТЕЛЬСТВО. Если же Глава ведомства ничего не видел и не знал? Тогда это просто НИКТО. НИКТО до степени несвидетеля (?). Таким образом, чистая аналитика как бы заново приводит нас к сегодняшней картине происходящего. И применительно к фигуре экс-министра, она приобретает вид абсурдной триады: НЕДОНОСИТЕЛЬ - НЕСВИДЕТЕЛЬ - НЕСОУЧАСТНИК. Может ли такое быть? В условиях жизни, в атмосфере системной коррупции - да, может. Поскольку сами эти условия жизни генерируют своего рода парад влияний. Как бы само собой выходит так, что наиболее влиятельная фигура получает возможность охраняться от... правоохранения!
А дальше возникает вопрос - кем это положение вещей принято? Всеми нами без исключения. Потому что мы все без исключения согласились с реальностью и истинностью открыто заявленной формулы абсурда. Экс-министр - это НЕДОНОСИТЕЛЬ - НЕСВИДЕТЕЛЬ - НЕСОУЧАСТНИК. Всеми нами эта формула абсурда единодушно и без колебаний принята. Следовательно, парад влияний продолжается. Следовательно, коррупция по-прежнему самовоспроизводится и будет самовоспроизводиться. Законом (!) поставленная вне- и над- Государством Прокуратура - телепортирует вовне, за сферу Государства и Закона наиболее влиятельные фигуры Российского государства. В результате мы даже не замечаем, что с точки зрения некоррупционного общества экс-министр Обороны априори не может быть СВИДЕТЕЛЕМ. НЕ МОЖЕТ! С точки зрения нашего коррупционного общества - может! Поистине: «царь хороший - бояре плохие»...
На сегодняшний день только Президент Путин до конца исполнил свой долг. Он уволил с должности министра НЕДОНОСИТЕЛЯ - НЕСВИДЕТЕЛЯ - НЕСОУЧАСТНИКА Сердюкова. Путин - классический тип Человека ВЛАСТИ. Вот он, определённо, - вне сферы коррупции и вне сферы стяжания влияния. Путин - та реальная точка опоры, которая жизненно необходима, чтобы сдвинуть Россию на бескоррупционный путь жизни.
Но нужен ещё и Рычаг. Рычаг, которого ныне нет. Нужна новая Прокуратура. Новая - во всех смыслах. Иначе и дальше будет то, что есть, когда для Государства г-н экс-министр предстаёт как г-н НЕМО. Как г-н НИКТО. А для отделённой от Государства Прокуратуры г-н Сердюков - свидетель. Именно феномен наличия одновременно двух философий права создаёт двойные стандарты. И далее создаёт почву для самовоспроизводства коррупции. Которую персонально никто не генерирует; которая генерируется как бы сама собой. Генерирует системную коррупцию сам тип, само устройство нынешней Прокуратуры. Подобно тому, как определённые условия содержания заставляют курицу нести яйца без петуха, самостоятельно. Новой России нужна Новая Прокуратура. Новой Прокуратуре - нужен Новый Генпрокурор.
Владимир Сурин, директор аналитического Центра изучения общественно значимых проблем
12. Ответ на 2., Георгий:
11. Re: Кто виноват в самовоспроизводстве коррупции?
10. Ответ на 2., Георгий:
9. Автору
8. Ответ на 6., Clucks :
7. Владимир Сурин считает, что России нужна новая прокуратура
6. Ответ на 4., Андрей Карпов:
5. Re:«Кто виноват в самовоспроизводстве коррупции?»
4. Re: Кто виноват в самовоспроизводстве коррупции?
3. На злобу дня.