«По нашим оценкам, до 2020 года России понадобится порядка 40 млн иностранных рабочих. Если у нас открытые границы, то мы предлагаем регулировать миграционные потоки за счет так называемых кампусов. Это будут структуры временного проживания рядом с крупными городами, пока мигранты не адаптируются», — говорит он.
По замыслу Шайхутдинова мигрант, приезжая в Россию, помещается в ограниченное поселение, расположенное вне города. Там врачи обследуют его на наличие социально опасных заболеваний, а чиновники проверят, заключил ли он контракт с каким-либо работодателем и знает ли он русский язык. Если всё в порядке, то всего через несколько дней мигрант будет вправе покинуть лагерь. Не знающие русский язык гастарбайтеры будут вынуждены там остаться до тех пор, пока не выучат определенный минимум. Задержат и тех, у кого нет контракта. Если никто из работодателей по истечении определенного срока не заинтересуется приезжим, он будет депортирован. Больных депортируют сразу.
Шайхутдинов добавил, что в этих временных поселениях необходимо создать не только достойные жилищные условия для гастарбайтеров, но и всю необходимую инфраструктуру, наладить транспортное сообщение с городами и промышленными центрами. Детали концепции будут обнародованы в ближайшее время.
Завлабораторией миграции института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская эту идею сочла рискованной: «Изолированное поселение мигрантов никогда нигде не увенчивалось успехом. Это чревато возникновением гетто. Миграция и так в многом держится на мафиозных сетях. А это только укрепит такие сети, укрепит коррупцию внутри коллектива мигрантов. Потом эти поселения превратятся в гнездо преступности».
Осенью 2012 года с идеей создания адаптационно-фильтрационных лагерей для мигрантов выступила думская фракция ЛДПР. Лидер фракции в Госдуме Игорь Лебедев тогда говорил, что при помощи таких учреждений нужно максимально сократить контакты коренного населения с приезжими. Однако поддержки у депутатов инициатива не нашла.
«Как бы вы прокомментировали идею «фильтрационных лагерей» для мигрантов? Какими бы были последствия ее осуществления?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что миграционная политика должна проводиться, в первую очередь, в интересах нашей страны и нашего народа.
«Прежде чем приглашать гастарбайтеров, нужно обеспечить работой местное население, а чтобы люди работали, им нужно платить достойные зарплаты. Только при отсутствии безработных и при действительном недостатке рабочих рук можно приглашать иностранцев, и уж тогда ответственность за их содержание и обеспечение всем необходимым ложится на работодателей. Каждый приглашенный должен пройти все необходимые тесты еще до пересечения границы и заключить индивидуальный контракт с работодателем. Все это должно быть прописано в законодательстве и строго исполняться. Думаю, что до лагерей дело вполне можно не доводить», - подчеркнул священник.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, заявил, что ему эта идея совсем не близка.
«Это больше похоже на провокацию. В лучшем случае это элементарный пиар, чтобы обратить на себя внимание, а то давно что-то про "Гражданскую платформу" Прохорова ничего не слышно. Такие лагеря, кроме новых проблем, совершенно ничего не обещают. Проблемы, связанные с мигрантами, можно решать честно, по-человечески. Конечно, необходимо пресекать нарушения с их стороны, но достаточно просто соблюдать уже существующие правила и законы. Достаточно, чтобы эта система нормально работала. Но этого нет из-за коррупции. А в лагерях она еще и возрастет. Не думаю, что к такого рода предложениям нужно относиться серьезно», - считает отец Илия.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, заявил, что идея создания таких лагерей напоминает антиутопию вроде «1984» или «Обитаемого острова».
«Но ведь там должны действовать и какие-то правовые нормы в отношении иностранных граждан. А так открывается широкое поле для злоупотреблений. Надо, по-моему, четко и ясно, на законодательном уровне сформулировать достаточно высокие требования для всех желающих жить и работать в России, в том числе и языковые и культурообразующие. Если человек приезжает к нам, он должен пройти через систему тестов и экзаменов еще у себя на родине. Это гораздо лучше "фильтрационных" лагерей. Сразу будет ясно, готов ли человек жить и трудиться в России. Озаботиться этим должны страны, из которых к нам едут гастарбайтеры. Это их проблемы. Зачем нам эти кампусы для будущих дворников? Это, на мой взгляд, ловушка», - подчеркнул священник.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что сама идея фильтрационных лагерей не нова. Она взята из Европы.
«Но при нашем уровне коррупции вряд ли от них будет какой-то толк. Как говорится, пересадить лимон на русскую почву можно, только он не принесет плодов. Так что это предложение - очередная благоглупость наших либералов. Въезд в Россию по трудовой визе с соответствующим сертификатом, выданным консульством, - по-моему, так должно быть. Это самый надежный фильтр. При этом не будет никакого унижения человеческого достоинства. А любой лагерь это всегда унижение, опасность бунта, напряженность в отношениях с местным населением – по Евроньюз подобные сюжеты регулярно показывают», - заключил о. Валерий.