Специально под эту программу в соответствии с распоряжением правительства Москвы водится штатная должность начальника штаба специализированной народной дружины. Одна бригада «охотников на нелегалов» будет состоять из нескольких дружинников и инспектора ФМС как представителя власти и профильного ведомства. Всего же планируется привлечь несколько сотен добровольных помощников. Единственная форма поощрения, запланированная для них – бесплатные проездные на общественный транспорт. «На сегодняшний день у нас есть список на 122 человека. Из них с 40 мы провели занятия. В перспективе численность патруля может быть увеличена до 300 или даже до 600 человек. Есть и такие планы», - сообщил замначальника УФМС по Москве Николай Азаров.
Работать патрули будут преимущественно в центре города, на вокзалах, стройплощадках, рынках, торговых центрах, а также в жилом секторе. По словам главы департамента региональной безопасности Алексея Майорова, главное отличие новых народных дружин в работе с нелегалами заключается в систематическом характере мероприятии: «Раньше эта работа также проводилась московской народной дружиной, но в основном в ходе тематических рейдов и непостоянно».
«По статистике половина из всех раскрытых преступлений в столице совершается иногородними. В том числе 17% - выходцами из ближнего зарубежья. Представьте, если бы не эти проценты, в Москве вообще был бы самый минимальный уровень преступности в России. Естественно, такое положение заставляет нас принимать дополнительные меры, - заявил начальник столичного полицейского главка Анатолий Якунин. - За год привлечено к административной ответственности за нарушение правил пребывания в стране свыше 33 тысяч иностранных граждан, из которых почти три тысячи выдворены за пределы государства. При этом удалось снизить преступность среди иностранных граждан на 2%».
Между тем, у «правозащитников» идея добровольческих патрулей вызвала озабоченность. «В обществе большой накал ксенофобии, и патрули только будут способствовать ее развитию, - заявила глава фонда "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. - Участниками этих патрулей обычно становятся агрессивные люди, нормальному человеку не придет в голову искать кого-то на рынке. В итоге мигрантов будут держать в еще большем страхе, чем сейчас, что едва ли скажется хорошо на их положении». «До сегодняшнего дня общественные рейды проводило движение "Светлая Русь". Они приходили ночью в подвал, куда управляющая компания заселила дворников, стучали в дверь, потом светили перепуганным людям в лицо фонариками и спрашивали: "Кто ты такой?" Это не борьба с миграцией, а охота на людей», - заявляет глава информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева.
Прокомментировать идею добровольческих патрулей для борьбы с нелегальной миграцией, корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», назвал эту идею «очень разумной». «Другое дело, - добавил он, - что при нынешнем уровне коррупции на низовых уровнях правоохранительных органов это все может превратиться в паровозный свисток. Ведь все места дислокации, все точки распространения поддельных документов, все тусовки, все объявления видны всем гражданам, пользующимся метро и передвигающимся по городу не в автомобилях с тонированными стеклами. Это не требует специального "выявления", а просто последовательной работы и реальной воли властных структур. Никаких затруднений с этим не будет. Интернет переполнен соответствующими материалами».
«Понятно, что эта проблема существует только при полном попустительстве правоохранительных органов, чья цель – простое вышибание денег из мигрантов, а вовсе не наведение порядка в этой области. Есть опасения, что при таком отношении к ситуации со стороны правоохранителей, вся эта кампания будет иметь показной характер и никакого толка не будет. Очень хочется надеяться, что это будет не так, и эту проблему нелегальной миграции удастся решить хотя бы частично, в том числе и с помощью добровольных дружин», - надеется священник.
«А ксенофобия в нашем обществе потому и зашкаливает, что структуры, которые должны заниматься этими проблемами по своим прямым обязанностям, либо не хотят этим заниматься, либо не могут, - отметил он. – А люди с повышенным уровнем агрессии, работая в таких дружинах под контролем, смогут направить свою энергию в мирное русло. Это все-таки лучше, чем самовольно отлавливать мигрантов и избивать их в подворотнях».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, предложил сначала выяснить, кто платит «правозащитникам». «В чьих интересах на самом деле они выступают? Их деятельность направлена против России. Практически вся русофобская масса сконцентрировалась под прикрытием правозащиты», - подчеркнул пастырь.
«Нелегальное пребывание на территории Российской Федерации – нарушение закона, что должно пресекаться и наказываться. Если граждане желают помогать государству в пресечении преступлений и правонарушений, этому следует радоваться и видеть в этом развитие гражданского общества. Недовольны этим могут быть только ненавистники России и гражданского общества. Если среди граждан, помогающих правоохранителям есть такие, кто нарушает закон, то и они, конечно, должны отвечать по закону. Люди не ангелы – начиная с Президента и кончая последним заключенным. Но мы все должны помогать друг другу становиться лучше. Если кто-то хочет помочь правоохранителям в их нелегкой и часто неблагодарной работе, это можно только приветствовать», - считает отец Макарий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, также не сомневается, что с нелегальной миграцией нужно бороться. «Это серьезная и важная задача. Правила должны соблюдаться. В то же время их можно модифицировать. Представить, что кто-то добровольно и безвозмездно возьмется выполнять функции правоохранительных органов по охране порядка и решению проблем, связанных с нелегальной миграцией, довольно сложно. Одно дело, например, добровольная помощь по поддержанию порядка на рынке, чтобы не было обмана покупателей, - а проверка документов, выявление правонарушителей это уже другое дело, это уже прямая обязанность соответствующих органов. Либо должно быть действительно какое-то очень сильное желание из чистого и доброго сердечного побуждения заниматься этим бескорыстно, либо это свидетельствует о каких-то психических нарушениях или о преследовании нехороших целей, связанных со злоупотреблением положением. Во втором случае, конечно, неизбежны серьезные проблемы, особенно если желание работать в этих патрулях обусловлено ксенофобскими настроениями», - считает священник.
Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, считает, что проблема «неоднозначна». «На подсознательном уровне запечатлевается картина коррупции, насилия, вымогательства, мести, избиения мигрантов. Может я и ошибаюсь - и был бы рад ошибиться, но почему-то за этим сразу представляется несправедливость. Да и где взяться справедливости? С другой стороны - не секрет, что мигрантов сейчас столько, сколько представить себе раньше было невозможно. Такое ощущение, что нас без войны завоёвывают, а мы смотрим и вместо того, чтобы менять ситуацию, начав с семейных ценностей, начинаем создавать ДНД», - сказал он. «Да, мы поможем мигрантам, раздадим им листовки о том, как стать легальными, дадим им образование, воспитаем их детей, накормим. Затем нас начнут учить, как нам жить и верить, а в итоге, как в сказке про лису и зайца, выгонят. Даже глазом не моргнут, при первой же возможности уничтожат в собственной же стране, - не мечом и кровью, а нашей безалаберностью и наивностью. И это, к сожалению, тенденция», - заключил священник.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, одобрил идею создания народных дружин: «Если кто хочет жить и работать в России он должен иметь соответствующие документы, - тогда никакие патрули ему страшны не будут. А по поводу высказываний о "накале ксенофобии в обществе" стоит задуматься, кто же накаляет общество. Чаще всего это те, для кого Россия - не родной дом, а титульная нация с ее культурой - лишь преходящее явление. Может быть, стоит тогда успокоить законными методами дающих повод для накала ксенофобии?»