Ученые также обнаружили, что чрезмерное увлечение ТВ в детстве связано с агрессивными качествами личности во взрослой жизни. Вырастая, такие дети чаще испытывали негативные эмоции, и чаще становились пациентами психологов и психиатров из-за антисоциального поведения. При этом связи у этих особенностей с социо-экономическим статусом семьи, агрессивностью в детском возрасте или влиянием родителей исследователи не нашли.
«Антисоциальное поведение - большая проблема для общества. И хотя мы не утверждаем, что телевидение является причиной всех его проявлений, но наши выводы позволяют предположить, что сокращение просмотра ТВ-программ может помочь в снижении показателей такого поведения», - цитирует издание слова доктора Ханкокса.
Американская Академия педиатрии рекомендует, чтобы дети смотрели качественные программы на ТВ, и не более 1-2 часов в день. Родителям следует ограничивать «общение» ребенка с телевизором, отмечают исследователи.
Прокомментировать выводы ученых мы попросили председателя Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии Василия Васильевича Семенцова.
«Всем тем, кто хотя бы соприкасался с учебником по психологии для первого курса, известно, что из всех доступных человеку каналов информации быстрее всех работает восприятие с помощью зрения. Но как известно из Священного Писания - вера от слышания. Когда человек все воспринимает зрением, в частности все новости из телевидения, то он приучается недослышать. Вот сказано: "ушами будете слышать и не услышите!" (Матфея 13: 14-16). Когда одновременно смотришь и слушаешь, то по-настоящему не слышишь того, что говорят тебе, но кажется, что ты всё уже понял и надо бежать дальше. И эта иллюзия всезнайства, информированности, которая создается при помощи телевидения или легкого переживания смертей и трагедий, которые очень любят показывать по ТВ, мешает нравственному слуху человека, лишает его понимания того, что нельзя нарушать Заповеди, нормы и законы общественные. Ему уже кажется, что все это ерунда и сойдет с рук, "кадр промелькнет" и никто ничего не заметит. В этом потоке суеты, которая очень легко воспринимается зрительно и жизнь становится "легкой", появляется безответственность, хаос в восприятии мира, "кто смел, тот и съел", кто урвал, тот молодец.
В этом плане хорошо бы сберечь радио, потому что когда человек слушает, то его представления являются иными, у него просто физического времени больше для того, чтобы перевести воспринятую на слух информацию в какие-то представления, понять о чем идет речь, обдумать. Особенно, когда в речи повторяются какие-то ключевые понятия, меняется интонация диктора или лектора. Это слышат и услышат, не будет суеты, скоропалительного восприятия того, что надо понять и чему надо поверить, а в чем надо усомниться и отринуть. Таким образом, не будет мешанины в головах и в сердцах у людей. Когда, услышав, отрицают и сомневаются в том, во что надо поверить, и совершенно доверчиво воспринимают то, что увидели по телевизору, потому что все так делают и все суетятся, все взрывают и убивают массово и ничего от этого не происходит.
По телевидению любят показывать потоки насилия, извращений человеческой жизни, потому что это хорошо покупается. Там получается замкнутый круг. Те, кто подсел на этот "теленаркотик", который называется "хлеба и зрелищ", это известно всем демагогам и руководителям толпы, требуют этих зрелищ всё больше и больше. Им уже и хлеб не нужен, только беззаконных зрелищ, которые иллюзорно недоказуемы и дают им возможность считать, что они такие же, как все. Так получается извращение человеческой природы, которое в обыденном языке называется озверением или скотством, но уже часто воспринимается как норма. Опять же это объясняется потоком информации, который вливается в некритически настроенные умы и уже загрязненные и жаждущие грязи человеческие сердца.
В сочетании "средства массовой информации" слово "масса" очень уместно, если перевести на язык этимологии, язык образов, то это глагол "мешать". Это помешательство, когда все перемешано и получается хаос. Антоним этому "личностное общение", когда обращаются к каждому по имени, лично. Это обращение надо услышать. Давайте от глагола "слушать" образуем имя существительное "послушник", "послушный человек". Родители воспитывают в детях послушание, это хорошо. А от слова "зрение" происходят слова "позреть", "позорник". Позорные вещи, которые показывают по телевидению, очень легко усваиваются и заражают. Послушание через телевидение не воспитаешь, а наоборот отвратишь от него».