Прокомментировать данные соцопроса корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что эти симпатии связаны с тем, что «в историософском измерении СССР ближе к имперской России, нежели Россия современная». «Очень важно, что в СССР хотя бы отчасти сохранялись нравственные принципы России дореволюционной, - просто потому, что были еще живы их носители. Кто-то дожил до сороковых, кто-то – до пятидесятых-шестидесятых. Они передавали свой опыт, культуру и нравственные принципы новым поколениям. Во многом благодаря им наука и образование в СССР достигли такого высокого уровня», - сказал священник.
«Нравственный климат не был разрушен совдеповской идеологией, - продолжил отец Олег. – Моя первая учительница Таисия Андреевна – из "бывших", как тогда говорили, - была для всех образцом нравственности. Тогда же, еще в первом классе, я узнал, что она была искренне верующим человеком. Совдеповская химера перемалывалась в первую очередь людьми старой закалки, получившими еще имперское образование, и в гораздо меньшей степени – диссидентами. А сейчас мы в кризисной ситуации. Возрождаются идеалы Февраля. В 1991 году произошла буржуазная революция. Сейчас все делается, чтобы максимально снизился уровень образования и культуры».
«Вся надежда сейчас на церковную традицию, - только она способна сохранить нравственность и культуру. Только взяв лучшее из имперского наследия России, из XIX века – Золотого века русской культуры, - мы получим надежду на развитие в будущем. Повторюсь: людям ближе СССР не из-за коммунистической ностальгии, а потому, что тогда была еще жива связь с имперской традицией и культурой. Вот что мы должны сейчас возрождать, преодолевая кривизны буржуазной революции: искоренять коррупцию, поднимать экономику. Надо осознать слова Писания "Остановитесь на путях ваших. Рассмотрите и спросите, где путь древних, чтобы вам идти по нему"», - заключил священник.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, отметил, что он может объяснить такие данные, только недоверием народа к тем процессам, которые происходят у нас с начала 90-х. «Многие молодые люди, родившиеся уже после "перестройки", считают, что прошлое в нашей жизни было намного лучше. Другие сравнивают многие вещи и видят, что наше время характеризуется чередой кризисов во всех областях нашей жизни и поэтому идеализируют советское прошлое. Я помню советское прошлое. Оно было не то что не идеальным, а ужасным. И дело здесь не в экономической жизни, а в той атмосфере лжи, в которой мы жили. Мне и сегодняшнее время не нравится, и советское прошлое не нравится. Я не склонен их сравнивать. Не считаю, что сейчас лучше – наоборот, я вижу очень многие вещи в общественной жизни, которые приобретают просто другие маски, другие личины. И возврат к советскому прошлому мне не нравится, и деградация современной жизни мне тоже не нравится. Реставрация прошлого это миф, а уж тем более советское прошлое – не тот идеал, к которому нужно стремиться», - подытожил священник.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, заметил, что человеку всегда кажется, что прошлое лучше настоящего: людям свойственно забывать плохое и помнить хорошее. «Но и действительно жизнь в советские времена была поспокойней, - согласился он. – Чувствовалось, что милиция тебя защищает, а не использует в качестве источника для личного обогащения. Ведь сейчас такое впечатление, что милиция занимается исключительно вымогательством. Раньше она гасила конфликты между людьми даже на уровне бытовых пьяных скандалов, а сейчас как бы говорит: "Разбирайтесь сами, это не наше дело". И действительно тогда все высшее образование было бесплатным, а сейчас и за среднее надо платить. Чтобы получить хорошее образование, сейчас нужно заплатить хорошие деньги. Это все, конечно, не значит, что нужно возвращаться в Советский Союз. Это означает лишь, что отдельные положительные элементы, доказавшие тогда свое преимущество, могли бы принести немало пользы и в наше время».
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, заметил, что причин таких симпатий может быть несколько: «Во-первых, люди соскучились по сильной власти, которая умеет принимать жесткие решения. Во-вторых, возможно, кто-то из отвечавших уже успел забыть, как он стоял в очереди за самым необходимым, боялся окрестить ребенка, высказать свои мысли вслух, - а кто-то этого времени просто не застал и идеализирует его, плохо его себе представляя. В-третьих, я не доверяю опросам современных известных социологических центров, которые зачастую ангажированы».
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, отметил, что «после всех мучений, скорбей и печальных открытий 1990-х и 2000-х, когда пытались построить новое государство и натворили массу ошибок, - после всего этого в обществе и появились сожаления, что мы отошли от устроенного мира и бросились в плавание, которое неизвестно чем закончится». «Конечно, искания 90-х были по-своему оправданы, но нам так и не удалось выстроить систему, которая должна в нашей стране существовать. Это уже вопрос к нашему национальному менталитету. Ведь до сих пор существует воровство, система "откатов". Пока мы этого не преодолеем, мы не придем к тому идеалу, к которому стремимся. На мой взгляд, экономическая система должна крепко стоять на двух ногах: и на государственном регулировании, и на частном капитале. Нужно найти гармоничное сочетание этих двух факторов. Это, конечно, и проблема власти. Потому что любой человек, входящий во власть даже с благими намерениями, перемалывается существующей сейчас системой власти», - считает отец Никон.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), объясняет симпатии к СССР тем, что тогда были реальные социальные гарантии. «Бесплатное образование, бесплатное медицинское обеспечение были реально гарантированы. Сейчас ни образование, ни здравоохранение, ни ЖКХ бесплатными назвать нельзя. Более того, мы сталкиваемся с явным неравенством. Так, гастарбайтерам не нужно платить ни за жилье, ни за образование, ни за здравоохранение, поэтому их легче нанять, например, за пять тысяч, чем российского гражданина за пятнадцать тысяч. А гастарбайтер пошлет свои деньги семье на свою родину, где на все расходы этих денег хватит. Это все признаки нелюбви властей к собственному народу, которому уже не так уверенно живется на своей земле. С большой силой проявляется и социальное неравенство, социальное расслоение общества, огромный разрыв между бедными и богатыми, а социальные гарантии при этом сведены к минимуму», - отметил он.
«Очень важно, что тогда была единая для всех идеология, - продолжил священник. – Она была неверной и безбожной, но все же существовало единое нравственное пространство. Сейчас же пытаются призывать к благородству и самопожертвованию, а телевидение проповедует абсолютно противоположные идеалы. До раздражения пропагандируется богатый образ жизни, но доступен он очень немногим, тем более, что он неоправдан и ненужен. Как следствие – в голове каша из старых возвышенных идеалов и навязываемых новых. Все это создает тоску по старой жизни».
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, признался, что его не очень удивляют результаты опроса: «Думаю, что у большинства советский период ассоциируется со стабильностью жизни, а сейчас её как раз и не наблюдается. Большинству людей ведь нужно исключительно материальное благополучие. Даже веру многие воспринимают через призму земного благополучия. Господь говорил таким людям: "Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились". (Иоан.6:26) А о том, как советская власть относилась к духовным вопросам, люди и не задумываются. А в прошедший воскресный день как раз была память Новомучеников и Исповедников Российских, - об этих страницах советской истории до сих пор люди, к великому сожалению, знают очень мало».