Автор публикации отмечает, что позиция украинской власти сводится к тому, чтобы добиться выполнения тех условий ассоциации с ЕС, которые не задевают политические темы, прежде всего «проблему Тимошенко и Луценко», а по этой и некоторым иным проблемам убедить Евросоюз изменить своё отношение.
Кроме проблемы Тимошенко, большая часть остальных условий ассоциации находится в экономической области. Здесь украинская сторона выполнила почти все требования ЕС, показателем чего является согласованный и парафированный текст той части Соглашения об ассоциации, который касается зоны свободной торговли с ЕС. Более того, соответствующий анализ показывает, что украинская сторона выполнила почти все кабальные требования ЕС в торгово-экономической области и сдала практически полностью свои экономические интересы, отмечается в статье.
Текущие требования ЕС к Украине сам Фюле классифицирует так: «10 декабря Совет по вопросам иностранных дел в своих выводах совершенно четко обозначил не только готовность и решимость государств-членов ЕС подписать с Украиной Соглашение об ассоциации, но и указал три сферы, где должен быть достигнут прогресс. Так называемое политически мотивированное правосудие – одна из них. Вторая – устранение пробелов в избирательном законодательстве, и третья – проведение реформ, заложенных в повестке дня об ассоциации».
Исходя из слов Фюле, В.Пироженко предполагает, что политическая часть соглашения об ассоциации как раз и состоит преимущественно из названных первых двух блоков проблем. Отдельные проговорки самого Фюле и других официальных представителей ЕС показывают, что принципиальными в плане срочности выполнения являются все те требования, которые так или иначе влияют на ход борьбы за власть на Украине.
По опубликованному на Главкоме неофициальному списку из 19 требований ЕС к Украине (выполнение которых необходимо для подписания Соглашения об ассоциации) видно, что ключевыми являются: «проблема Тимошенко», реформа избирательного законодательства, выполнение решений Европейского суда по правам человека, реализация судебной реформы, включающей в себя не только определённые стандарты внедрения УПК и УК, но и реформу собственно судебной ветви власти.
Срочное выполнение Украиной этих требований создаёт условия для почти гарантированной победы евроориентированной и антироссийской оппозиции в 2015 году, что обеспечивает такое же почти гарантированное отдаление Украины от своих естественных политических, экономических и военных партнёров – стран Таможенного союза.
Так, требование прекращения «политически мотивированных» приговоров означает выход ключевых фигур оппозиции (Тимошенко и Луценко) на свободу и возвращение их в политику, что гарантирует проигрыш В.Ф.Януковича в 2015 году. В данных условиях требования по реформе судебной системы со стороны ЕС имеют своей целью создание механизмов, препятствующих повторению таких прецедентов при нынешней власти в отношении иных деятелей оппозиции, даже в случае наличия оснований для уголовного расследования и т.д. Быстрое выполнение решений Европейского суда по правам человека нацелено, прежде всего, на создание условий для выхода Тимошенко и Луценко на свободу (как раз в соответствии с решением ЕСПЧ), отмечается в статье В.Пироженко.
Остальные требования можно отнести к не столь срочным для выполнения, поскольку они либо не носят принципиального с точки зрения борьбы за власть характера, либо не имеют чётких формализованных критериев выполнения. Как, например, борьба с коррупцией либо принятие решительных мер для улучшения делового и инвестиционного климата. Очевидно, что недостаточный приток капиталов из-за границы может иметь множество иных причин, нежели «неблагоприятный инвестиционный климат».
Во время встречи с еврокомиссаром обсуждалось состояние выполнения плана действий по либерализации визового режима. По словам Н.Азарова, Ш.Фюле положительно оценил достижения Украины в этой сфере. Здесь, скорее всего, нет принципиальных препятствий для выполнения Украиной требований ЕС. Визовый вопрос, как следует из заявлений Азарова, в данный момент решается правительством, хотя решаться он может достаточно долго.
Сам Азаров, видимо, не без оснований считает, что «на сегодня фактически существуют все условия для подписания соглашения. Есть желание Украины, есть поддержка государств-членов ЕС, которая закреплена в выводах Совета ЕС от 10 декабря 2012 года. Украина подтверждает свою приверженность европейскому выбору – и не на словах, а конкретными делами, путем внедрения реформ».
Но у Партии регионов имеются неустранимые и принципиальные разногласия с еврочиновниками. Именно по перечню требований ЕС, касающихся упрощения условий для взятия власти оппозицией, подчеркивает автор статьи.
Прежде всего, с точки зрения еврочиновников, нет прогресса по «проблеме избирательного правосудия», т.е. по «проблеме Тимошенко-Луценко». «…Сейчас настроения в этом отношении на самом деле не очень оптимистичные. У нас было четкое понимание и ожидание того, что после парламентских выборов миссия Кокса-Квасьневского будет способна не только продолжить свою работу, но и принести больше хороших новостей в сфере решения проблемы политически мотивированного правосудия. Но этого не произошло. Вместо этого мы видим в последние недели эскалацию в отношении Тимошенко и Луценко».
В конце прошлого года появились основания считать, что ЕС начинает уступать свои принципиальные позиции в этом вопросе. Тогда была проявлена инициатива по встрече в верхах с Украиной 25 февраля. Киеву были высказаны обнадеживающие обещания подписать Соглашение об ассоциации на встрече в верхах организации «Восточное партнёрство» осенью 2013 г. Но нынешний визит Фюле и «19 требований» показали, что ЕС просто смягчил риторику в отношении украинской власти накануне ожидавшегося и отложенного визита президента Украины в Москву 18 декабря прошлого года. «По сути, для украинских правящих кругов ничего не изменилось в ультимативном и оскорбительном отношении к ним ЕС», - подчеркивается в публикации.
Сам ЕС, видимо, вполне определился с приоритетами в отношении Украины. Учитывая плохо скрываемую заинтересованность Евросоюза к скорейшему введению зоны свободной торговли (ЗСТ) с Украиной и принимая во внимание текущий кризис ЕС, очевидно, что основная цель нарождающейся Евроимперии – не допустить для себя потери стратегического по своему значению украинского рынка сбыта продукции широкой номенклатуры и возможности кредитовать украинские закупки этой продукции после банкротства основных секторов украинской экономики.
Любые перспективы продления власти правящими силами с их постоянными колебаниями в сторону России и Таможенного союза создают для реализации долгосрочной стратегии ЕС в отношении Украины периодическую угрозу. Поэтому ЗСТ для ЕС недостаточно. В ситуации дальнейшего разрушения украинской экономики под давлением кризиса либо в ходе работы самой ЗСТ с ЕС действующая власть вполне может переориентироваться в сторону Таможенного союза. В этой ситуации лишь гарантия прихода на Украине к власти в 2015 году антироссийской оппозиции (а вся украинская оппозиция является в большей или меньшей степени антироссийской) на фоне действия ЗСТ с Евросоюзом создаёт для последнего некие гарантии ослабления экономической конкурентоспособности Украины и удержания украинского рынка сбыта, пишет В.Пироженко.
«Интерес и расчёты ЕС понятны. Очевидно также, что интерес Евроимперии никак не совпадает ни с интересом украинской экономики в целом, которую после введения ЗСТ с ЕС ждёт практически неминуемое банкротство (как это уже происходит с целыми отраслями украинской экономики по мере вступления в действие норм ВТО), ни с интересом каждого гражданина Украины в отдельности (профессиональных евроинтеграторов в расчёт не берём)», - подчеркивается в статье.
Тем временем глава Кабмина Н.Азаров пообещал учесть результаты недавней встречи с Ш.Фюле при доработке плана первоочередных мероприятий по евроинтеграции Украины в ЕС на 2013 год.