Замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин в своем выступлении на научно-практической конференции на факультете журналитики МГУ в минувшее воскресенье назвал журналистику бизнесом. Задача работников пера, по мнению Волина, - зарабатывать деньги для тех, кто их нанимает, пишет сайт «Актуальные комментарии».
Волин пояснил, что студентов следует учить тому, что по окончании учебы они «пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать и как писать, а что не писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит».
Заявление Волина вызвало острую общественную реакцию. В Интернете активно обсуждаются слова замминистра о том, что «любой журналист должен твердо помнить: у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой».
«К тому, что журналистика - это бизнес, меня привел весь мой опыт работы в журналистике. Он же говорит, что истинно независимое СМИ - это такое СМИ, которое коммерчески успешно. Если вы экономически не зависите от того, что вы профессионально делаете, то есть от своего бизнеса, то вы зависите от того, кто дает вам денег. А тот, кто платит, всегда имеет возможность заказывать музыку», - заметил замминистра.
Он считает, что основными проблемами современного профильного образования являются, с одной стороны, полная неготовность студентов к реальной жизни и завышенные ожидания, а с другой - нежелание в достаточной степени разобраться в теме, над которой они работают.
«Вторая проблема - это неумение и нежелание глубоко погрузиться в тему, о которой пишешь, говоришь или снимаешь репортаж. Иногда тебе звонит журналист, задает вопрос, и ты понимаешь, что человек вообще не в теме. Это не журналист. Это подставка под диктофон», - подчеркнул Волин.
Между тем представление академического сообщества, призванного научить студентов профессии журналиста, об этой области, по словам чиновника, не соответствует действительности. Речь идет, прежде всего, о влиянии владельца издания на редакционную политику, - неминуемой, по мнению Волина, практике, к которой преподаватели никак студентов не готовят. Идти против мнения человека, обеспечивающего сотрудника зарплатой, является, по словам замминистра, «неэтичным» и непрактичным.
В этой связи чиновник заявил, что в образовательную программу следует включить курс практического медиабизнеса, который бы затрагивал вопросы экономики в области медиа и сочетал теоретические и практические занятия. При этом, как считает Волин, преподавать такой предмет должны люди, имеющие богатый практический опыт работы в СМИ, такие как главные редактора «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца» Владимир Сунгоркин и Павел Гусев или глава «Известий» Арам Габрелянов.
Волин напомнил, что его выступление состоялось в выходной день, и подчеркнул, что высказал не позицию министерства, а свою личную точку зрения. Замминистра вместе с этим сообщил, что Минсвязи планирует обсудить совместно с Минобрнауки и профильными вузами новый образовательный стандарт для учебных заведений, занимающихся подготовкой журналистов, чтобы в будущем готовить более «профессиональные и востребованные индустрией кадры».
«Мы начинаем сейчас обсуждение с Минобразования и рядом профильных вузов страны, каким должен быть образовательный стандарт. Понятно, что требуются перемены. И понятно, что любые перемены будут вызывать сопротивление. Но если мы хотим иметь профессиональные и востребованные индустрией кадры, то на это придется пойти. Или дело кончится тем, что индустрия сама начнет их себе готовить по собственным программам. Как в свое время это стали делать продюсеры, снимающие сериалы. Опыт есть», - заключил Алексей Волин.
Союз журналистов России опубликовал на своем сайте заявление в связи с выступлением А.Волина.
«Российских журналистов снова назвали сферой обслуживания, чей труд абсолютно ничем не отличается от работы пекаря и сантехника, а претензии на некую общественную миссию нашей работы - заблуждением и бредом. Не в первый раз. Называли и «журналюгами», и «продажными писаками», «колесиками и винтиками», и просто врагами самодержавия или иной, богом или исторической логикой, освященной власти. Изменились ли от этих слов и частоты их употребления значение и суть профессии? Ничуть. Журналистика как была, так и остается глазами и ушами общества, а аудитория прекрасно отличает честных и принципиальных авторов от тех, кто стремится не служить общественным интересам, но прислуживать власть предержащим. Слово правды в нашем отечестве всегда высоко ценилось, отчасти и потому, что плата за него в годы деспотии и безвременья была очень высока. Наши коллеги это знают не понаслышке, знают наши читатели и зрители, и родные тех, кто отдал жизнь, выполняя свой профессиональный долг. Но вот авторитет власти, которая стремилась девальвировать и задушить свободное слово, принижать роль журналистов, свести ее к обслуживанию своих (или чужих) интересов - неизменно падал. И в России, и в других странах. Это исторический факт», - говорится в заявлении.
«Шельмование журналистики, принижения ее роли - старый политтехнологический прием, известный каждому выпускнику факультетов журналистики. Его сверхзадача - скрыть от общества истину, замазать реальную картину ложной и увести от решения насущных проблем. Эффективность таких технологий невелика и недолговечна, об этом говорит вся история 20 и 21 века. А вред обществу и государство велик. От того, что чиновник, по долгу службы обязанный защищать общественные интересы, в том числе и в области СМИ и коммуникаций, наступил на хорошо известные грабли, журналистика не перестанет выполнять свою миссию. Как сто, пятьдесят и десять лет назад, так и сегодня журналистика - глаза и уши общества, - напоминает о важнейших ценностях и об ответственности каждого за свое решение, о справедливости, законности и здравом смысле. Мы неоднократно говорили об этом, повторим еще», - сказано в документе.
Совершенно очевидно, отмечается в документе, что «сегодня журналистика переживает серьезный системный кризис, главной причиной которого является потеря доверия к ней со стороны читателя, телезрителя, радиослушателя». «Ее перестают уважать, и часто - заслуженно. Но неуважаемая журналистика - социально опасна. Безответственная журналистика - социально опасна. И восстановление доверия к слову жизненно необходимо не только тем, кто сам живет этим словом. Пресса - испытанный механизм взаимодействия внутри общества, установления в нем мира и согласия; разрушение этого механизма неминуемо приведет к непредсказуемым последствиям. Поэтому мы вправе надеяться на помощь в нашей борьбе за восстановление социального авторитета журналистики», - сказано в заявлении.
«Мы обращаемся за поддержкой к международным организациям: эта проблема - не только российская, с ней сегодня сталкиваются все без исключения страны, в той или иной степени. И решать ее надо вместе. Мы обращаемся за поддержкой к органам власти: подавление, унижение прессы может принести краткосрочные политические выгоды, но в перспективе смертельно опасно и для самой власти. Мы обращаемся к владельцам изданий. Серьезные газеты, журналы, телепрограммы сегодня приносят им все большие убытки, но, целенаправленно отучая потребителя от них, владельцы стремительно желтеющей прессы рискуют в один прекрасный момент погубить свой бизнес вообще. Мы обращаемся к самим журналистам. Только вернувшись к бездарно растраченным ценностям, мы способны обеспечить свое профессиональное будущее. И чтобы восстановить уважение к себе, надо научиться уважать самих себя», - подчеркивается в заявлении.
Журналисты надеются, что серьезный разговор о будущем журналистики и российских СМИ все же состоится. В ближайшие месяцы СЖР проведет несколько дискуссий под лозунгом «Формула доверия». Авторы заявления выразили надежду, что в них примут участие как эксперты, так и коллеги-журналисты, а также чиновники и представители широкой аудитории. «Нет в стране важнее проблемы, чем восстановление утраченного во многом доверия. И журналисты на этой работе не отказываются от своей традиционной, глубоко укорененной в национальной истории роли. Что бы про нас ни говорили», - подчеркивается в заявлении, которое подписал Секретариат Союза журналистов России.
Позже А.Волин заявил агентству РИА Новости, что острая общественная реакция на его выступление в МГУ демонстрирует глубину разрыва между представлениями российских академических кругов о медиарынке и реальной ситуацией в отрасли. «Этот нешуточный общественный резонанс связан с тем, что, к сожалению, мы имеем очень большой разрыв между представлениями академических кругов о том, что из себя представляют медиарынок и профессия журналиста, с тем, что происходит на самом деле», — прокомментировал Волин реакцию на свое выступление.
«Я, в общем, пытался объяснить, скажем так, либеральной аудитории при помощи рыночных механизмов, каким образом работает СМИ, а аудитории это не понравилось. Бывает», — добавил замминистра, который приехал в Израиль для участия в Иерусалимской международной книжной ярмарке.
Он пояснил, что основной посыл его выступления сводился к тому, что «работа журналиста — это работа в бизнес-среде, и что медиа является бизнесом». «Поэтому если мы хотим, чтобы медиа развивались, они должны быть коммерчески успешными. Все остальное — это было производным от этого выступления. Но оно зачастую встречает или непонимание, или возражения со стороны ряда представителей, людей, которые или учат студентов, или выступают, или считают себя экспертами по медийному рынку», — сказал Волин.
12. Московский комсомолец Волин
11. Re: [Видео] «Шельмование журналистики - старый политтехнологический прием»
10. Ответ на 6., Сава :
9. Re: [Видео] «Шельмование журналистики - старый политтехнологический прием»
8. Замминистра Волин и продажность
7. Красивое заявление союза журналистов России
6. Ответ на 5., Соболев:
5. re:
4. Ответ на 2., Владимир Анатольевич:
3. Ответ на 1., Леонид Болотин: