Епископ Герцеговинский позиционирует себя «бискупом». Дескать, всё едино

Павел Тихомиров о заявлении владыки Григория (Дурича) во время экуменического молебна

0
1256
Время на чтение 4 минуты

Архиерей Захолмско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви, епископ Григорий (Дурич), во время экуменического молебна, который проводился в православном соборе Св. Благовещения в Дубровнике совместно с тамошним римо-католическим бискупом Мато (Узиничем), публично позиционировал себя «герцеговинским бискупом», причем сделал это в эфире местного хорватского телевидения.

В прошлом году владыка, которого считают одним из сильнейших фигур молодого поколения архиереев СПЦ, уже отметился в том же Дубровнике, принеся хорватскому народу «покаяние за преступления сербов». «Покаяние» было принесено в ходе совместного с тем же бискупом Узиничем экуменического молебна в Соборе Вознесения Блж. Девы Марии, римо-католическом Кафедральном соборе Дубровника.

А теперь новое заявление, вызвавшее в сербских СМИ не меньший резонанс:

«Для нас, христиан, очень важно: существует различие между христианами, различие в вере, в учении… Но 11 веков мы были вместе. Знаем Христову заповедь: "Да будут все едины", и это цель христианской жизни. Но точно так же знаем, что мы не можем сделать этого шага. Это знает бискуп дубровницкий, и я, как бискуп герцеговинский, должен сделать шаг…».

Зададимся вопросом: все ли едино: называть себя епископом или бискупом?

Кто-то, как, например, обозреватель религиозных вопросов Живица Туцич, никакой проблемы в термине «бискуп» не видит, полагая, что «понятие «бискуп» отличается от понятия «епископ» только в сербском языке». По словам этого аналитика, в русском и греческом языке нет особых слов для обозначения римо-католических епископов, а «православные поляки своего епископа называют бискупом».

Реакцией на слова герцеговинского архипастыря и белградского придворного комментатора стало «Слово о словах» хорошо известного в Сербии и за ее пределами мыслителя Владимира Димитриевича:

«Человек смотрит на мир не глазами, а словами. В химической лаборатории я гляжу на все вокруг, но если нам неведомы понятия химии, все вокруг просто обращается в банки да склянки. Потому переселенцы из далеких стран первым делом дают имена горам, рекам и лесам – иначе вновь обретенные пространства кажутся неприрученными.

"Границы моего языка – это границы моего мира", - говорил философ Витгентейн.

Зато всякий тоталитаризм навязывает людям мертвый язык, неприспособленный для мыслительной деятельности: "самоуправление", "объективные трудности и субъективные слабости", "критика и самокритика", "братство-единство" и т.п. Теперь же вместо "четырех С" средневекового сербского герба (трактовавшихся как Само Слога Србина Спасава – Лишь в Единстве Спасение Сербов), на постмодернистском гербе нынешней Сербии стоит "четыре Т": Толерантность, Тендер, Транзит, Транспаренция… И почему нужно говорить "транспарентность", когда есть понятное слово "прозрачность", обозначающее тоже самое? Говорили бы о прозрачности, и все бы стало прозрачно, а так пускают в глаза пыль непонятных слов…

Владыка ГригорийИ вот один аналитик из "Другой Сербии" утверждает, что нет ничего страшного в том, что один епископ сербской Церкви назвался бискупом, поскольку, дескать, в западных языках "бискуп" как раз обозначает "епископ". Так в английском языке словом "bishop" называется всякий епископ, в том числе и православный».

Однако в сербском языке все иначе. В сербском языке словом «бискуп» обозначается католический архиерей, но вовсе не православный.

Да, христиане были когда-то едины, однако с тех пор католические епископы, прежде всего, хорватские, принесли сербскому народу и сербским епископам столько всего, что слово это обрело недвусмысленную смысловую окраску.

Кстати, слово «усташа» некогда употреблялось сербами Герцеговины совсем в ином контексте. Вот пример: у меня есть изданная в Австро-Венгрии в 1911 году книжица из серии «Народна Бiблїотека» – «Ґерцеґовiнськi оповiдання», перевод рассказов Светозара Чоровича с сербского на русинский. Один из рассказов повествует о сербских усташах – повстанцах против турок.

Итак, некогда слово «усташа» употреблялось сербами в значении «повстанец».

Пользовался этим словом и свт. Николай. Однако после Ясеновца ни один нормальный серб не станет использовать это слово, ибо в памяти народной оно прочно ассоциируется с геноцидом независимой Державы Хорватской.

Таких ассоциаций не возникает у того, чье сознание укоренено в таком смысловом пространстве, где что «епископ», что «бискуп» – все едино. Помня же вышеприведенные слова о том, что границы мира совпадают с границами языка, можно сделать вывод о том, что и «бискуп Герцеговины», и интерпретатор его заявления, скорее всего, на пути  выпадения из среды, составляющей Сербский Национальный Корпус.

А балканские реалии таковы, что вслед за выпадением из национального корпуса следует и отпадение от Церкви…

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8., иерей Илья Мотыка:

адогматизм

Дорогой отче, с праздником! Я ценю ваш такт, намек на мое «осиповство» и «адогматизм», разрекламированные нашими местными нефарисеями из числа тех, кто смысл христианской жизни видит в беспощадной борьбе с мнимыми «еретиками». Шут с ними. Итак, что касается буддизма, то безусловно, это мировоззрение достаточно привлекательно в силу того, что преподает технологию достижения того, что можно было бы назвать бесстрастием. Можно было бы назвать «бесстрастием», но мы назовем не «бесстрастием», но «апатией». Ибо буддист, как все мы знаем, занят искоренением не страстей – т.е. всего того, что порабощает нас греху, но вытаптывает в душе своей все «привязки к иллюзиям», т.е. все чувства как таковые. Тем не менее, даже и это не главное, наверно. Главное, как мне кажется, заключается в том, что подлинная духовная жизнь отличается от «православной йоги» тем, что лейтмотивом становятся слова прп. Исаака Сирина: "Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны" (Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М.1858. Слово 34. С.217.) Именно в этом – весь ненавидимый любителями схоластики Осипов. Вот, как он комментирует вышеприведенные слова аввы Исаака: «Последнее высказывание открывает собой еще одну важную страницу в понимании духовной жизни и ее законов: не добродетели и подвиги сами по себе приносят человеку благо Царствия Божия, которое "внутрь нас есть" (Лк. 17, 21), но происходящее от них смирение. Если же смирение не приобретается - бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели. Но научает человека смирению только труд исполнения заповедей Христовых. Так выясняется одна из сложных богословских проблем о соотношении веры и так называемых добрых дел в вопросе спасения». (Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины», Гл. 8. «Духовная жизнь» http://www.wco.ru/biblio/books/osip14/H43-T.htm) Кстати, это слова из одной из тех книг, которые сожгли наши горе-опричники. Пользуясь случаем, замечу, что я вовсе не отвергаю догматы и каноны, но присоединяюсь к тому мнению, что эти документы носят вспомогательный характер. Служат нам указателями верной дороги к приобретению – с Б.помощью – покаянного настроя. Короче говоря, уберегают нас от впадения в разнообразные прелести. Однако фарисейство «христианское» - что у наших братьев старообрядцев, что у наших братьев «антимодернистов» - заключается в том, что они (как я уже говорил выше) восприняли суть спасения в ревностном отстаивании Буквы. Ну ладно. А теперь по поводу существа вопроса, который мы обсуждаем с Ранко Гойковичем. Дело в том, что вал обновленчества, который захлестнул Сербскую Церковь нельзя связывать с плодами одной лишь «шмемановщины». Очень удобно найти «жртвеног jараца» (козла отпущения) и – как водится – свалить на него все, что можно. Действительно, труды прот.А.Шмемана необычайно популярны в сербской церковной среде. Именно они воспринимаются там в качестве альтернативы всему тому, что было переписано нашими схоластами из католических учебников эпохи контрреформации. До книжки-книжками, а народную речь в богослужение и пр. элементы обновленчества в сербской Церкви начал вводить вовсе не страшный и ужасный протопоп из США, но… прп.Авва Иустин Попович. Тут мы подходим к очень деликатному вопросу. Я лично глубоко почитаю и самого прп.авву Иустина, и его богословские труды. Впервые я познакомился с его «Догматикой» в одном скиту в западной части края Косово и Метохия, где мне доводилось выполнять довольно специфическое послушание: помогать насельницам скита и служащему иеромонаху общаться с представителями международов – в скиту была база португальских кфоровцев. Прп. Иустин является автором «Догматики», но он же и является тем, кто вдохновил некоторых своих последователей к тому, что мы называем «проповедью сверхчастого причащения». Полгода назад мне предложили переводить книгу, посвященную теме Евхаристии в мироощущении прп.аввы, но я извинился и отказался заниматься переводом. Книга представляла собою гимн Евхаристии, но при этом совсем ничего не говорилось о выявлении страстей, борьбе с ними, обо всем том – что традиционно составляет существо аскетической практики Русской Церкви. (Я не владею греческим языком, поэтому не могу сказать ничего по поводу того, как к этой проблеме относятся греки, но, к примеру, переводы о.Порфирия Кавсокалевита просто обескураживают. Ибо там тот же самый гимн любви, но борьбы со страстями нет. Про митр. Зизилуса молчу, там все понятно, но ведь даже писания сверхпопулярного у нас старца Паисия – это, в общем-то, ликбез. Безусловно, необходимый на определенном этапе, но необходимый совсем уж непритязательному читателю). Гимны Евхаристии, безусловно являются проявлением того настроя, который сформировался как реакция на «латинское пленение». Однако, теперь уже – по прошествии некоторого времени – стало ясно, что борьба с криптокатоличеством в Православии привела к торжеству протестантского настроя. Это не значит того, что нужно переиздавать катехизисы и учебники 19 века. Наши «антимодернисты» удивительным образом напоминают именно старообрядцев, т.е. тех, кого они ненавидят так же люто, как и проф. А.И.Осипова. А вот как раз проф. А.И.Осипов всю свою проповедь построил именно на том, что мы должны четко и трезво понимать: в чем заключается смысл христианской жизни. Надеюсь, я смог убедить Вас в том, что «осиповцы» вовсе никакие не «адогматисты» и не криптобуддисты. Еще раз с праздником! Спаси Вас Христос!
Павел Тихомиров / 15.02.2013, 02:50

8. Павлу Тихомирову

Уважаемый Павел вы забыли еще про одно важное искушение как адогматизм. Суть его не важно как верит человек, лишь бы он творил добрые дела. Если не разбирать метафизику, то и буддизм вполне хорош. Буддистская практика духовной борьбы весьма привлекательна своим технологическим совершенством. Но это бестолковая деятельность не имеющая вечного смысла. Добрые дела без правой веры утопия. Деятельность без цели, смысла и награды.

7. Ответ на 6., ranko:

плоды деятельности прот.А.Шмемана, а также и ...прп. Иустина Поповича.

В Сербии очень популярны книги прот. Александра Шмемана. Но ведь взгляды прот. Александра были, условно говоря, протестантствующими, т.е. антилатинскими. Тем не менее, современники наши, которые выросли на этих книгах, настроены достаточно проватикански. Возможно, все дело в том, что человек, решающийся на некоторые изменения церковного уклада, воспринимает вирус скепсиса, и в дальнейшем этот вирус отравляет восприятие, лишая человека трезвомыслия. А там уже все равно: в какую сторону уклоняться – хоть влево (искушение обновленчества), либо вправо (искушение ревнительства, перерастающее в фарисейство).
Павел Тихомиров / 14.02.2013, 10:33

6. разные плоды

Экуменизм экуменизму рознь. Дерево познается по плодам. Одно дело - плоды деятельности свт.Николая, другое дело - плоды деятельности прот.А.Шмемана, а также и ...прп. Иустина Поповича. Ибо без внятного аскетического понимания сути спасения в конце концов получаем либо фарисейское законничество, и искушения, рождаемые им; либо то или иное обновленческое искушение. Так самые сильные искушения в сербской церковной жизни пришли как спутники деятельности самых ярких учеников аввы Иустина: епископов Афанасия, Артемия, Иринея и митр.Амфилохия... " С ученикам св.Николая Сербского так не случилось и не возможно случится. Ученики аскетическо дела вл.Николая стали настоящой опорой СПЦ в трудное время комунизма.
ranko / 14.02.2013, 09:31

5. Re: Епископ Герцеговинский позиционирует себя «бискупом». Дескать, всё едино

Вот поэтому имеет смысл просить святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла рукоположить настоятеля Никольской церкви в Берсеневке игумена Кирилла Сахарова в епископы и назначить его во вновь учрежденную епископскую кафедру в Риме. о.Кирилл думаю найдет общий язык с католиками-традиционалистами, как он нашел его со старообрядцами.

4. Ответ на 3., ranko:

Каждому свое.

дорогой Ранко, новым папой, скорее всего станет некто, кто является воплощением всего антиконсервативного - с т.зрения традиционного европейца. Наверное, католиков ждет крах. В этой ситуации мы, православные, должны вести осознанную политику православноцентричного экуменизма - дабы привлечь симпатии католиков-консерваторов, которые, по-видимому, начнут отшатываться от будущего гиерлиберального папы. И в сложившейся ситуации деятельность либеральных мамоннаноцентричных экуменистов (типа обсуждаемого архипастыря) наносят неизгладимый вред для дела Христианского экуменизма. Ведь если искренние западные христиане захотят объединяться с нами - но уже не с целью порабощения, а в "дружбе против" антихристианской глобализации, то модерн-бискупы очень быстро разочаруют таких католиков, ибо мало чем будут отличаться от типичных представителей модернизированного Ватикана. А то, что модернизация, точнее, доламывание остатков христианского консерватизма, очень скоро станет актуальностью для западного мира - сомнений мало.
Павел Тихомиров / 14.02.2013, 07:33

3. бискуп

Дорогой Павел, очень рад что публикована статья про бискупу Гигорию. Возможно было и предожить эп. Григорию подать заявление на выбор за нового папу. Он неудачно после упокоения Патриарха Павла баллотировался на пост нового Патриарха Сербского. Может быть, на этот раз в качестве бискупа будет удачливее. Принимая во внимание, что эп. Григорий настоятельно призвал сербские героев Младича и Караджича сдаться монстру в Гааге, возможно что его выбор будут поддерживать и такие гиганты мировой справедливости как Трибунал в Гааге. Он также получает поддержку от американской администрации, только жаль, что его друг Тадич тепер не является Президентом Сербии. А для сербов Герцеговины, это имеет первостепенное значение. С одной Стороны - счастье что эпископ Григорий уходить из земли св. Саввы и св. Васлия Острошского, а с друой стороны - что он будет главой римской "церквы", самого крупного врага Герцеговинцев на протяжении всей своей истории. Каждому свое.
ranko / 13.02.2013, 22:10

2. Епископ Герцеговинский позиционирует себя «бискупом».

Я благодарен автору Тихомирову, что он русскому читателю дал объективную картину истинного положения в Сербской Православной Церкви
никола / 13.02.2013, 14:55

1. Нет экуменизму!

Под общим видом "одинаковости" церквей и якобы "одинаковости" почитания святых Католическая церковь и Православная отличаются кардинально! И не только символом веры, но и абсурдностью того, что папа не погрешим! Сегодня сатана ищет всё новые возможности увести людей от истинной апостольской церкви и веры. В его арсенале несколько "удачных" мировых религий, религия атеизма и эволюционизма, формы правления капитализма и коммунизма и вот теперь новый "изм" - экуменизм! Это великая опасность! Почему наши церковные деятели молсчат?! Слияние с исламом, буддизмом и прочими?! Почему об этом не просвещается наш народ!? Кому из наших священнослужителей это выгодно!?
nefesh / 12.02.2013, 13:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Кумир старых правых, скорее всего, договорился с «глубинным государством»
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06