Вспомнил, как бомбардировал почтенного профессора письменными и устными вопросами почти на каждой лекции (и даже передавал эти вопросы в другие классы), как общался с ним на переменах. Захотелось что-то сказать такое о лекциях Осипова, что не пересказывало бы их содержание, а было бы менее известным. И вот из всего, что есть в моих записях, отобрал следующее: выступление о духовной жизни с ответами на вопросы (она была вне учебной сетки), записи о консультациях перед сессиями, различные отступления от тем уроков на злобу дня. И вот, что получилось. Опровергая взгляд на происхождение религии по причине страха перед грозными явлениями природы (гром, наводнения, землетрясения и т.п.), что заставляло людей обожествлять явления природы, неодушевленные предметы, животных, Алексей Ильич говорил, что в Египте, например, поклонялись жучку скарабею и обоготворяли кошку. А вот тигра нет. Казалось бы, что сильное и могучее должны обоготворять в первую очередь, ан нет.
Слово «богословие» Осипов считал неудачным термином, малопонятным. Древняя Церковь не знала того богословия, которое знаем мы – она знала истинное богословие, которого мы не знаем. Преп. Иоанн Лествичник писал, что начало богословия есть совершенство чистоты. Богословие не есть философия, когда все внимание на рациональное познание, а состояние сердца при этом, нравственное состояние не так важно. В богословии главное боговедение, а не заучивание текстов и философских мнений. Богословом невозможно стать без научения молитве. Нельзя позволять мыслям бродить, позволять любой твари оставлять след в своей душе. Необходимо постоянно обращаться к Богу. Духовная жизнь начинается с борьбы с помыслами. Кто с ними не борется, тот не победит себя. Молитва должна совершатся со вниманием и сокрушением сердца. Научное богословие говорит применительно к нашему языку, оно оперирует аналогиями. В Писании сказано: «да знают Тебя Единого Истинного Бога». Возникает вопрос: ведь и диавол все знает, почему же он остается диаволом? Потому что недостаточно только теоретического знания, а необходимо приобщение к божественной жизни. «Вкусите и видите, яко благ Господь». Богословская наука открывает не божественную жизнь, не духовный мир, а только правильный путь к тому, что мы можем узнать. То, что «Бог есть любовь» можно познать только опытно. Нельзя допускать подмены: вместо боговедения, заниматься празднословием о Боге и за это получать ученые степени. Соблюдение устава не должно быть самоцелью. Нельзя забывать о просвещении народа. Например, во время всенощного бдения положено несколько раз читать поучения, но это забыто, не исполняется.
Нередко на лекциях и выступлениях А.И.Осипова звучала критика Запада. Помню, как на консультации по основному богословию для заочников он говорил, что на Западе стирается грань между истиной и ложью. То, что раньше классифицировалось как ересь, теперь воспринимается как личное богословское мнение. Например, англиканский епископ Робертсон отрицал Божество Христа и вечное загробное бытие. Когда у участников очередной Ламбетской конференции прозвучали недоумения – как же он может быть епископом?! – последовал ответ: это его частное богословское мнение.
Постоянно слушатели профессора задавали вопросы об экуменизме, на что он неизменно отвечал, что единство возможно только при условии единства веры и единства принципов духовной жизни. Находящийся в прелести будет читать православный Символ Веры и исповедовать правильную догматику, но останется в прелести. На Западе происходят разные страшные вещи, например, так называемые новые переводы Священного Писания. По сути это не переводы, а переистолкования. Вставляются целые фразы, которых нет в Евангелии. Горе-переводчики полагают, что тем самым они помогают лучше понять смысл. Совершенно выбрасываются из текста такие понятия как «покаяние», «Царство Божие» и др. На экуменических конференциях, например, в Бангкоке все реже говорят о Боге и вечной жизни и все чаще о спасении в горизонтальном плане: преодолении экономического отставания и социального неравенства, расовой дискриминации и т.п. То есть происходит полнейшая материализация, процесс подмены. Осипов предрекал: если открыть границу на один день, то нас завалят псевдорелигиозной литературой. Великое благо, что гос. инстанции этого не допускают. В некоторой изолированности России заключается великое благо. Если бы было бы иначе, то все мерзости с Запада пришли бы к нам, а мы не имеем должного иммунитета.
Алексей Ильич вспоминал, как однажды он летел в самолете за рубеж в составе делегации нашей Церкви на какое-то экуменическое мероприятие. Полтора часа продолжался его спор с митрополитом Никодимом об экуменизме. В конце этого разговора митрополит назвал Осипова врагом экуменизма и, тем не менее, вскоре назначил его преподавателем экуменизма в аспирантуре. Осипов предупреждал, что при официальном декларировании цели экуменизма как свидетельства о Православии, имеют место существенные издержки, а именно: отрицательное воздействие, особенно на молодых священнослужителей, соприкосновения с Западом.
Беседуя с западными богословами, Осипов говорил им, что в СССР положение Церкви лучше, чем у них. У вас, говорил он, я видел в кирхе 5-10 пожилых людей, пришедших на один час молитвы, а у нас зимой в шубах по 3-4 часа стоят. Латинское представление о чистилище не подтверждается ни одной ссылкой на Священное Писание. По словам Осипова, это даже не ересь, а просто глупость. А догмат о непорочном зачатии Девы Марии не возвеличивает, а умаляет ее достоинство, т.к. недооценивает личные заслуги. Если католицизму свойственен законнический подход, спасение в нем рассматривается как плата за дела, то протестантизм, по сути, является попыткой максимального приспособления Христианства к нуждам ветхого человека, попыткой избавить его от напряжения в духовной жизни. В его системе от человека ничего не требуется. Он декларирует: «Соля фиде» - только вера. Если ты уверовал, то ты уже спасен. Отвергнув большое количество извращений средневекового католицизма, вместе с этим он отверг и подлинное Предание, опыт богопознания, хранимый в Церкви. Это отрицание Церкви, как соборности, утверждение индивидуализма, произвола. В этом заключается главная причина распада протестантизма на ряд ветвей .
По мнению Осипова, главная причина ереси заключается в гордости. При этом национальные и культурные особенности не являются определяющими.
Постоянно звучала из уст профессора критика латинских подвижников, живших в средневековье (святитель Игнатий Брянчанинов называл их «западными сумасшедшими»). Например, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола писал, что он может силой мысли сойти в ад и в чистилище и на небо в райские обители. Если исходить из критериев древних подвижников благочестия, то это просто безумие! - восклицал Осипов. Резко критиковал Алексей Ильич теософию, оккультизм и прочие практики общения со сверхъестественными силами с «черного входа». Христианский подвиг, по его словам, сосредоточен на излечении человека, его души, а оккультизм – на познании сокровенных эзотерических сил, раскрытии их в природе человека. Христианскому деланию свойственно смиренномудрие, осознание своей немощи и недостоинства. По словам преп. Исаака Сирина, без смирения напрасны наши труды и добродетели. Преп. Марк подвижник говорил, что все скорбное с нами происходит за наше возношение. В качестве примера А.И.Осипов приводил выдержку из дневника св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Я опять сорвался и снова возопил к Богу, покаялся, после чего ощутил радость прощения. С Богом я все могу, а без Него ничего». Те, кто пошел по пути псевдо-духовности, мнит о себе, не видит своих грехов, своей поврежденности, тому не нужен Христос. И снова о молитве – нельзя творить ее как заклинание, как магическое действие, вне связи с Богом. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), истинная молитва должна совершаться со вниманием, благоговением и сокрушением сердца. Об экстрасенсах: они не видят души человека, их действия могут дать временный эффект. Леча одно, другое они калечат. Могут повредить психику. О нехристианских религиях: ощущение Бога в них есть, но нет истинного знания о Нем и нет правильной духовной жизни – отсюда фантазии. Христианство предлагает высший идеал, такое высокое учение о любви содержит только оно. Истинность его учения опытно подтвердили подвижники благочестия. Это были люди, жившие в разные эпохи, имевшие разный образовательный и культурный уровень, принадлежавшие к разным сословиям, но шедшие одним узким путем борьбы со страстями и похотями и достигшие богоподобия в любви. Бог готов дать все каждому человеку, но мы не всегда способны это принять. Мы очень слабы. Бог ставит нас в наилучшие условия для нашей жизни.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
27. Ответ на 23., Т.В.:
26. 22. М.Яблоков
25. Ответ на 20., Т.В.:
24. Ответ на 2., Т.В.:
23. 17. М.Яблоков
22. Модераторам
21. Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки
20. Ответ на 16., Козодой:
19. Отношение к Ветхому Завету
18. 12. иерей Илья Мотыка