По официальным данным, инфляция в России составила в 2012 году 6,6% против зафиксированного в 2011 году минимума в 6,1%. Прогноз властей на текущий год — 5-6%. Между тем, отмечает издание, в январе рост потребительских цен ускорился до 1%, а в годовом выражении инфляция составила 7,1%. Но Улюкаев заверяет, что возвращение годовой инфляции в целевой диапазон 5-6% начнется уже со второго квартала. Однако авторы доклада ЦБ о денежно-кредитной политике менее оптимистичны, отмечая, что инфляция во всем первом полугодии с высокой вероятностью будет превышать в годовом выражении установленный целевой диапазон. Вместе с тем риски его превышения по итогам 2013 года в документе оцениваются как умеренные.
«Я думаю, что у нас решающую роль играют так называемые немонетарные факторы инфляции, - заявил, комментируя в интервью KM.ru приведенные выше данные известный политолог Михаил Ремизов. - У нас Минфин и Центробанк не любят вводить деньги в экономику под предлогом того, что это разгоняет инфляцию. Однако вполне обоснованно предположение относительно того, что причиной инфляции являются не монетарные факторы, а разного рода издержки, и прежде всего те из них, которые связаны с расходами на инфраструктуру, а также рост цен на газ, электричество, на бензин и на другие товары, стоимость которых заложена в стоимости всех других товаров и услуг».
По мнению аналитика, воздействие государства на эти сферы было бы гораздо более эффективно с точки зрения сокращения уровня инфляции, чем ограничение денежной массы в экономике. «Между тем именно на этом направлении делается явно мало или недостаточно, - отметил он. – Вопросы все время возникают, но правительство не готово всерьез ограничивать аппетиты естественных и противоестественных монополий».
«Пока не видно позитивных сдвигов в смысле ограничения издержек. В основном речь идет о в существенной степени негосударственных предприятиях, и добиться этого ужесточением служебной ответственности довольно сложно. Безусловно, нужно начинать с управления государственными активами. Они сохраняются под контролем государства, и аргументируют это именно тем, что они выполняют социально значимые функции. Соответственно, финансовая отдача не является единственным, а подчас – главным критерием эффективности. Существенная часть предприятий, которые являются инфраструктурно значимыми, которые обеспечивают и определяют условия хозяйствования для страны в целом, должны обеспечивать некое косвенное субсидирование экономики. Собственно, это будет делать промышленность более конкурентоспособной, будет более приятно и для домохозяйств. На мой взгляд, надо открыто и последовательно идти по этому пути применительно к государственным активам, разумеется, повышая требования к менеджменту компаний», - считает М.Ремизов.
Что касается жилищно-коммунальной сферы, то здесь, полагает политолог, можно добиться каких-то позитивных подвижек, увеличивая роль самих владельцев жилья в смысле контроля над деятельностью управляющих компаний. «Сегодня возможности воздействия на них более чем скромные», - отметил он.
«В целом, на мой взгляд, более существенной задачей, чем борьба с инфляцией, является создание инвестиционного спроса со стороны государства и стимулирование экономического роста. Умеренная инфляция является приемлемой платой за экономический рост. У нас хотят зайти с другого конца: сократить инфляцию, потом сделать дешевыми кредиты, потом через дешевый кредит оживить экономический рост. Если так и получится, то речь идет о длинных циклах. Мне кажется, гораздо продуктивнее идти по пути стимулирования роста через продуманные, крупные, серьезные инвестиционные проекты, в том числе с участием государства, которые дадут положительные стимулы и для смежных секторов экономики. Несомненно, это будет сопровождаться ростом цен в каких-то областях, но если при этом будет создаваться инфраструктура, то в долгосрочной перспективе это будет вести к сокращению издержек», - заключил Михаил Ремизов.