Национализм наизнанку, или синдром фон Штумпфельда

Владимир Тимаков о Сталинграде и героизации русских перебежчиков

0
2181
Время на чтение 6 минут

Сколько русских сражалось в Сталинграде по другую сторону фронта, под знаком свастики? Вопрос, бросающий тень на юбилейные торжества, тем не менее, не лишён актуальности. В армии Паулюса на самом деле сражалось немало наших соотечественников. Согласно вполне достоверным источникам (Рюдигер Оверманс, например, считается одним из самых непредвзятых немецких историков), среди 330 тысяч окруженцев сталинградского котла было около 50 тысяч русских, точнее - граждан СССР. Внушительная доля! В годовщину победы на Волге об этом активно вспоминает часть блогеров, причисляющих себя именно к русскому национальному лагерю.

Да, реальная история несколько отличается от легенды. Мы до сих пор не знаем, сколько русских воевало за Гитлера, и, наверное, никогда уже не узнаем, сколько татар стояло на Куликовом поле под хоругвями Дмитрия Донского. Но в данном случае важно другое: для чего  препарируется легенда Сталинградской победы? Ради объективного анализа прошлого или ради создания встречного мифа?  И не окажется ли этот контрмиф разрушительным для национального сознания?

Очевидно, что дело здесь не ограничивается арифметикой. Вслед за «бомбардировкой» читателя солидными цифрами начинается собственно идеологическое наступление. Большинство хранителей памяти о «русских шестой армии» начинает героизировать перебежчиков, которые-де беззаветно боролись с Советами. К реалистическим сведениям об их сопротивлении «до последнего вздоха» (действительно, для русских в гитлеровской форме сдача в плен советским войскам не оставляла никаких шансов) присовокупляются откровенные фантазии о некоем русском антикоммунистическом партизанском движении, несколько месяцев продолжавшем сражаться в подземельях Сталинграда (своего рода фашистском «Аджимушкае»).

Чувствуется, что авторы сочувственных постов не просто переживают трагедию сломанных войной судеб, но упорно хотят изменить национальную идентификацию, переключить читательские симпатии на другую сторону баррикад. Чего стоят такие цитаты: «число добровольцев значительно выросло после освобождения... Области Войска Донского в июне-июле 1942 года», «предателями были те, кто строил СССР» и так далее. Мол, на той стороне воевали за «Национальную Россию», а на этой, привычной, советской, - «за жидо-большевицких комиссаров». И никакая это была не Отечественная война, а Вторая Гражданская...

Кем же на самом деле были русские под свастикой и за что они воевали? Достаточно красноречиво свидетельствует об этом отношение самих гитлеровцев к своим соратникам по «борьбе с коммунистическим режимом». Большинство русских перебежчиков выполняло функции «хиви», hilfswillige, «добровольных помощников» - то есть поваров, конюхов, шофёров, связных, которым оружия в руки не давали. Этакий фашистский стройбат для ненадёжных и неполноценных солдат.     

Когда кольцо замкнулось, ситуация изменилась. Тут уже было не до расовой иерархии - требовалось пушечное мясо любого качества. И, как о высшем достижении на пути к русской национальной армии, сочувствующие источники сообщают о создании «русской дивизии Фон Штумпфельд», названной так по имени  её командира. В нашем случае интерес представляют сведения о составе дивизии, которые почерпнуты из тех же самых сочувствующих источников  (например, stafford-k.livejournal.com/366446.html):

«Пехотный полк Шмидта

Батальон Шона

Каменский батальон

Батальон Линдера

Батальон Эйзенакера

Батальон Кехера

Пехотный полк Штелле

Батальон Енгерта

Батальон Фон Гадденбрюка

Второй полицейский Харьковский батальон

Морозовский Казачий Батальон

Зенитная батарея "Фон Штумпфельд"

Танковая рота

Рота Абендрота»

Очевидно, что Каменский и Морозовский казачий батальоны названы так не по именам своих командиров (тогда, по аналогии с остальными, «фамильными» подразделениями, они значились бы как батальон Каменского и батальон Морозова). Отсюда несложно догадаться, что весь командный состав «русской национальной дивизии» был немецким. Это типичные колониальные войска, сипаи, где рядовые рекрутировались из туземцев, а офицерами назначались представители «высшего народа». О какой русской национальной гордости или русском национальном интересе может вообще идти здесь речь?

Обратим внимание, что битва под Сталинградом - это единственное сражение Великой Отечественной войны, в сообщениях о котором упоминается значительная доля русских, сражавшихся (или хотя бы прислуживавших) в Вермахте. Почему только Сталинград? Ведь в 1943 году Рейх начинает активное формирование так называемой Русской Освободительной Армии, для которой находятся и русские офицеры, и русские генералы, - но до массового участия власовцев на Восточном фронте, вплоть до критических событий весны 1945 года, дело так и не дошло. 

Пожалуй, осень 1942 года стала кульминацией отчаяния, когда все объективные обстоятельства исключали нашу победу в войне. Изнурительное, длящееся второй год подряд отступление; серия поражений, свершившихся несмотря на запредельное напряжение сил обороняющейся стороны, - всё это стало серьёзным испытанием для национальной психики. В поступках той части людей, которые составляют духовный костяк народа, нарастающее отчаяние обернулось отчаянной смелостью, той презрительной к смерти, непреклонной решимостью драться, когда терять больше нечего и отступать некуда. Они и составили железную гвардию Сталинграда.

 Но немало оказалось и тех, кто сломался, не выдержав напряжения. Лето-осень сорок второго - время массового прилива «хиви» в Вермахт. Их переход на сторону противника, как правило, был всего лишь истерическим импульсом отчаявшихся людей. У белорусских партизан бытовало очень верное определение такого типажа - «бобики». Тут не было искреннего порыва, только согласие надеть на себя поводок нового хозяина. Будь они идейно убеждёнными - определились бы сразу, уже в первые дни войны.

Заметим, что печально известный генерал Андрей Власов согласился стать коллаборационистом именно осенью 1942 года, хотя всего год назад он проявил недюжинное мужество и верность своей стране, прорываясь с остатками разгромленных частей из Киевского котла. Видимо он, так же, как «хиви» Паулюса, потерял к тому времени надежду на победу и неизбежному, как казалось, позору поражения предпочёл позор предательства, подслащённый сотрудничеством с победителями. Это была воистину кризисная осень, когда «тяжкий млат, дробя стекло, ковал булат».

Но, начиная с 1943 года, когда стала вырисовываться совсем другая перспектива войны, появилась и другая тенденция - участились переходы уже присягнувших Рейху «туземных» солдат и целых подразделений обратно на советскую сторону (самый известный пример - ушедшая в красные партизаны бригада Гиль-Родионова в Белоруссии). И вермахт был вынужден свернуть масштабы применения русских коллаборационистов на фронте, даже в виде безоружных «хиви».

Таким образом, сталинградские «терпилы» Вермахта заслуживают в крайнем случае жалости, но никак не уважения и, тем более, героизации. Нет никаких оснований выдавать духовно сломленных людей, согласившихся на роль туземных рекрутов-сипаев под командованием колонизаторов, за носителей национальных ценностей. Используя выражение Столыпина, их можно назвать всего лишь «удобрением для других наций», этническим элементом, согласившимся на ассимиляцию, а вовсе не носителями национального возрождения. 

Но для нас, сегодняшних, гораздо больший интерес представляют мотивы наших современников, упрямо реабилитирующих «хиви», РОА, Власова и при этом считающих себя «русскими националистами». В случае разговора без обиняков они нередко утверждают, что предпочли бы «германских союзников» «жидовскому игу». В пользу подобной позиции приводится масса аргументов, но все они основаны на разного рода мистификациях и домыслах. Если же встать на сугубо рациональную почву (никакого разжигания межэтнической розни, просто задача по абстрактной логике), возникает парадоксальный вопрос. Почему порядок, при котором Кагановичи и Мехлисы могут занимать непропорционально большую, но всё же не преобладающую часть руководящих постов, кажется для наших визави чудовищным ущемлением русских интересов, а порядок, при котором для русских не только закрыт доступ в высшие эшелоны власти, но даже места комбатов предназначены исключительно для Линдеров, Эйзенакеров и фон Гадденбрюкков, - вполне приемлем? Смешно и глупо...

На мой взгляд, считать тайных и явных поклонников гитлеризма русскими националистами  - такой же абсурд, как сотрудников юденратов в гетто - еврейскими националистами, а сайгонских марионеток США - вьетнамскими националистами. Во всех трёх случаях речь идёт не о проявлении национальной воли, а об ассоциации с абсолютно враждебной, чуждой родному народу силой, которая у национально мыслящего человека может породить только один ответ - непримиримое сопротивление.

Мне, честно говоря, проще объяснить поведение «хиви» и власовцев, чем поведение их сегодняшних почитателей. Для первых слом национальных координат был подготовлен нечеловеческими потрясениями военных лет. А какие потрясения пришлось испытать тем, кто перестал гордиться победами своих дедов и взялся реабилитировать банальное предательство?

Владимир Тимаков, депутат Тульской городской думы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Национализм наизнанку

"Мне, честно говоря, проще объяснить поведение «хиви» и власовцев, чем поведение их сегодняшних почитателей" Поведение современных "власовцев" также объяснить нетрудно, - достаточно посмотреть на трансформацию нашей системы образования. За все новейшее время истфаку МГУ "разрешили" издать один правдивый учебник по истории, да и тот публично оплевали, а на составителей подали иски в суды. Нынешние т.н.националисты,лишенные нормального образования, к сожалению, не понимают, что именно те, кого они считают главными врагами Отечества, именно они питают и развивают их т.н. национализм, полностью ими управляют и готовят для серьезных провокаций против своей Родины.
Сава / 05.02.2013, 12:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Викторович Тимаков
«Африканизация станет главным глобальным трендом»
Демографический взрыв в Африке и его глобальные последствия
16.12.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Предотвратить демографическую трагедию во что бы то ни стало!
О причинах катастрофического падения рождаемости, рисках замещения русского населения мигрантами и нужен ли предмет «Семьеведенье»
10.09.2024
К демографии нужно сегодня отнестись как к фронту!
Суммарный коэффициент рождаемости в России в 2023 году снизился до 1,41
03.04.2024
«Единственная великая держава мира, возникшая на "Трудной земле"»
Нам нужны духовная и организационная мобилизация, чтобы не превратиться в периферию иных центров силы
23.01.2024
Все статьи Владимир Викторович Тимаков
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22