Игры «продуктивного образования»

Андрей Карпов об «игровом» конкурсе по литературе «Пегас»

0
471
Время на чтение 4 минуты
30 января в России прошел «игровой» конкурс по литературе «Пегас». Конкурс был подготовлен и проведен Инновационным институтом продуктивного образования (ИИПО), числящимся структурой Северо-Западного отделения Российской академии образования (РАО). В рекламных материалах конкурса указано, что в его организации принимали участие Государственный Эрмитаж и Институт русской литературы РАН («Пушкинский дом»).

Что такое – игровой конкурс? В чём состоит игра? Внешне всё тривиально: учитель раздал листочки, участник должен отметить ответы, которые считает правильными. Принцип теста. На сайте устроителя сказано, что задания конкурса – «веселые и занимательные». Видимо, эта «весёлость» и составляет момент игры, однако за определением «игровой» легко спрятать непрофессионализм и безответственность, а то и ещё что-нибудь похуже. Многие претензии можно отвести одной лишь ссылкой на то, что мы имеем дело с игрой.

Включение данной «игры» в образовательный процесс оправдывается тем, что у конкурса высокая цель: развить интерес школьников к чтению. В сущности же, конкурсные вопросы направлены на выявление знания литературных произведений; всё же знать, о чём говорится в книгах, это ещё – не любить их читать. Но это уже – придирка. Современный ребёнок, знающий литературу, – это уже достижение.

Однако, поскольку мы имеем дело с педагогикой, хочется видеть, что к ребёнку обращаются настоящие педагоги, которые знают, что и как можно говорить ребёнку. Какая штука допустима, а какая нет. Должно быть чувство педагогического такта, умение соотнести с возрастом ребёнка. В конце концов, это и есть профессионализм в образовании.

Теперь смотрим в конкурсное задание «Пегаса» для 3-4-х классов. Какие произведения в нём используются? Среди обычных для начальной школы книг мы вдруг встречаем «Анну Каренину», «Бедную Лизу», «Трех мушкетеров», «Дон Кихота», «Легенду об Уленшпигеле». Для чего детей знакомят с героями этих произведений до того, как они смогут воспринять сами тексты? Чтобы расширить детский кругозор? Заинтриговать? Увы, в современной культуре ребёнок скорее приобщится к медийным вариантам этих сюжетов, чем к книге-первоисточнику. Так что эффект от подобного приёма получается прямо обратный заявленной цели конкурса.

Далее, смотрим конкурсное задание под пунктом 8. Предлагается выбрать, о ком идёт речь в приведенном стихотворном отрывке. Варианты ответов: Ломоносов, Некрасов и… Магницкий. Так сказать, шутка на злобу дня. Составителям конкурса, может быть, и смешно, но почему столь сомнительный юмор попадает в школьный образовательный процесс? Мы учим детей или рассказываем им анекдоты?

Конкурсное задание под пунктом 10. Вопрос сформулирован так: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться» - Какая героиня произнесла эти слова?». Сначала стоит воспринять эту фразу так, как её воспринимают дети. Для них – здесь явное свидетельство жизненной трагедии. Зачем нагнетать пессимизм в младшей школе? А ради очередной шутки. Варианты ответов: Анна Каренина, Бедная Лиза и… Каштанка. Вероятно, эта шутка кажется авторам ещё более удачной, поскольку правильный ответ – именно Каштанка. Ради шутки забывается и здравый смысл (дети дезориентируются тем, что искомая героиня произносит заданные слова – собака явно не может что-либо произнести) и авторский текст. У Чехова всё корректно: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!"» Допустима ли подобная небрежность в отношении текста в конкурсе по литературе?

Конкурсное задание под пунктом 15. «Эти строчки пародия на стихотворение…» - таков вопрос. Надо указать, кто автор оригинала. А вот сама пародия:

«Наша бабка горько плачет.
- Где мой козлик? Где он скачет?
Полно, бабка, плачь не плачь –
В лес умчался твой рогач».


Данный «шедевр» принадлежит А.Финкелю, и взят из сборника пародий «Парнас дыбом», который не пропустили даже в либеральные 60-е, а издали только в 1990-м году, когда за качеством издаваемого следить уже было некому. К тому же, вопрос опять сформулирован некорректно. Если уж говорить о том, что является предметом данной пародии, то это вовсе не текст (не содержание) – а стиль, манера изложения, рифма, размер, то есть всё то, что мы объединяем в лице автора, то, что делает автора узнаваемым (в данном случае – Агнию Барто). У Финкеля в пародии объединены аллюзии на разные стихи поэтессы. Но объяснить это всё в конкурсном задании для третьеклашек слишком сложно. Текст понравился какому-то взрослому дяде, вот он и вставил его в конкурс. А, между прочим, ещё большой вопрос, стоит ли приучать детей в столь юном возрасте к ироническому мышлению и коверканию текстов? Или всё же лучше их сначала приучить уважать автора? Что ближе к заявленной цели – научить любить литературу?

И, безусловно, недопустимо забивать чуткое художественное восприятие ребёнка столь явной безвкусицей.

Спрашивается, насколько всё это совместимо с педагогикой? Знает ли Российская академия образования, что исходит из недр связанного с ней института? Знает ли Институт русской литературы, носящий гордое имя «Пушкинский дом», что освящается его именем?

И главный вопрос: как долго мы будем терпеть надругательства над образованием наших детей?

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Игры «продуктивного образования»

Предлагается выбрать, о ком идёт речь в приведенном стихотворном отрывке. Варианты ответов: Ломоносов, Некрасов и… Магницкий. (с) Очевидно, речь о математике Магницком (был такой у нас, еще до Ломоносова, к слову). Допустима ли подобная небрежность в отношении текста в конкурсе по литературе? (с) Недопустима. Клоунский вопрос, очевидно. ___ А в целом все нормально: модернизация, инновации, нанотехнологиии. Верной дорогой идут товарищи!
рудовский / 02.02.2013, 11:48

1. Педагогикой тут и не пахнет.

Это уже явная антипедагогика и просто умственная недостаточность составителей таких "конкунсов", в лучшем случае. В худшем - намеренные действия по отуплению детей.
Людмила Громова / 02.02.2013, 09:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35