В ходе заседания Владимир Путин, в частности, отметил: «Мы также должны иметь в виду серьёзные долгосрочные вызовы, прежде всего демографические. Это ожидаемое в ближайшие годы сокращение числа граждан трудоспособного возраста - до 1 миллиона человек в год и, напротив, увеличение числа неработающих граждан, детей и пенсионеров на одного работающего. Ситуация осложняется дефицитом квалифицированных кадров, данная проблема по словам работодателей становится одной из самых острых в стране».
Ситуацию в интервью «Русской народной линии» прокомментировал директор Института демографических исследований, кандидат социологических наук Игорь Белобородов.
Существует несколько конструктивных блоков предложений по антикризисной политике. Все они долгосрочные, но некоторые требуют экстренного применения. Базовый принцип, на который мы должны полагаться, это недопустимость решения всех возникающих проблем за счет инокультурных мигрантов, иначе мы получим не просто гибель экономики, постоянную привязанность к миграционным потокам, но еще и гибель самого общества. Дело в том, что создать работоспособную современную экономическую модель на том типе экстенсивной формы труда, который используется сегодня за счет мигрантов, - совершенно архаичный способ ведения хозяйственной деятельности с низким КПД по сравнению с количественными человеческими вложениями. Можно учесть отток средств из страны, который исчисляется, по одним данным, 18 миллиардов долларов в год, по другим - свыше 22 миллиардов. Есть мнение, что частично эти средства компенсируются какой-то прибылью от мигрантов, но если сопоставить, какой могла бы быть прибыль при других формах труда, при другом экономическом развитии, это неизмеримо большие были бы цифры. Мигранты в основной своей массе наносят больше вреда экономике, чем пользу.
Чтобы отойти от использования низкокачественного миграционного резерва, нам придется сделать несколько вещей. Во-первых, полностью поменять тип расселения. Основное вложение должно быть в инфраструктуру. Тогда мы сможем стать достаточно привлекательным государством, когда используются не просто новые возможности для населения, но когда еще решаем свои возможности транспортного коридора. А у нас в районе китайского приграничья и в принципе по России есть проблемы, связанные с железной дорогой, с другими особенностями транспортных услуг, которые надо развивать. В идеале через несколько десятков лет мы все должны жить в комфортных малоэтажных условиях, потому что накачка столиц и мегаполисов антропологическими ресурсами - это путь в никуда.
Этот новый тип расселения плодотворно повлияет на рождаемость. Известно, что в малоэтажных поселениях всегда выше коэффициент рождаемости. В южных наших республиках, в Закавказье, на Алтае доля населения не городского, не подверженного процессам урбанизации значительно выше, чем в среднем по стране. История снижения рождаемости тесно связана с негативными тенденциями в образовании и негативными тенденциями в смене традиционного типа поселения. Это не означает, что все должны заниматься исключительно аграрным промыслом, речь сугубо о смене типа поселения при экономической поляризации, чтобы как можно больше типов различной занятости, прежде всего, надомной, поскольку для семей с детьми, особенно самих матерей это более выгодно и дает более высокую продуктивность. Предстоит внедрять беспрецедентные даже в рамках человечества мероприятия, но они все окупятся сторицей.
Также я думаю, что беспокойство о будущих демографических провалах должно выражаться во внедрении совершенно новых технологий. У нас говорят, например, что дворников не хватает, но в Германии, во Франции ту же работу делают за меньшее количество часов в день за счет автоматизации очень многих форм труда, то есть, за счет техногенной революции. Если эти два пункта объединить, что мы увидим? Например, в Москве все время возникает ажиотаж по поводу дворников, были даже забастовки. Уже налицо зависимость города с населением в несколько миллионов от нескольких десятков тысяч мигрантов, которые уже могут диктовать свои условия. Это совершенно не нормально. Кроме того, если бы в Москве проживало столько жителей, сколько объективно необходимо, то есть не 15 миллионов, а миллиона 3-4, то тип поселения, исключающий высотки, не требовал бы такого количества трудозатрат. Строительство и в Москве, и в Подмосковье пора прекратить.
Третий момент - это необходимость переноса наших некоторых производств и организация новых за пределами нашей страны. Если брать Среднюю Азию, там можно наладить плодоовощные производства с последующим экспортом в России. Даже в рамках Евразии неплохо бы с этим поработать и заработать. Кроме того, мигранты, желающие приехать к нам, будут заняты у себя. Это очень мудрая политика, она была использована по отношению к Китаю.
Но главное, и здесь я перехожу к четвертому, финальному и важнейшему направлению, это - рост рождаемости, потому что, сколько бы мы ни пытались улучшить экономику на фоне демографического спада, это будет получаться неубедительно. Угасающий этнос будет угасать по всем направлениям. Поэтому наша задача в течение ближайших 20-30 лет - радикальным образом изменить семейную политику и весь семейный контекст. Он должен основываться на традиционных ценностях. В первую очередь, это касается телевидения, образования, здравоохранения, экономической политики, где должен быть сделан упор на семейный быт. Только самодостаточная ячейка общества способна и к самовоспроизводству, и к каким-то делам на серьезном государственном уровне.
Дополнительный штрих - это репатриация. В течение какого-то времени мы будем вынуждены приглашать энное число людей со стороны. Пусть эти люди будут репатрианты - соотечественники, кровными узами связанные с Россией, интегрируемые, для которых Россия не является чужим государством, а наоборот, материнским лоном.
5. Время на исходе, а ЕГО нет как нет!
4. Ответ на 3., рудовский:
3. Re: Решение всех проблем за счет инокультурных мигрантов недопустимо
2. Re: Решение всех проблем за счет инокультурных мигрантов недопустимо
1. Re: Решение всех проблем за счет инокультурных мигрантов недопустимо