Президент России Владимир Путин досрочно отправил в отставку главу Дагестана Магомедсалама Магомедова и назначил его замглавы Администрации Президента, сообщила пресс-служба Кремля. Круг тем, которые будет курировать в Кремле Магомедов, по словам пресс-секретаря Президента Дмитрия Пескова, определится в ближайшие дни.
Магомедов, занимавший пост главы республики с 2010 года (ранее - до 2006 года - Дагестаном руководил его отец) ушел в отставку «по собственному желанию», а временно исполняющим обязанности главы Дагестана назначен депутат Госдумы, член «Единой России» и политик еще «ельцинского призыва» Рамазан Абдулатипов. Магомедов представлял «даргинский клан», а Абдулатипов является представителем самого крупного из народов республики - аварцев.
Причиной отставки Магомедова называют его провал в роли посредника между этно-кланами и бизнес-элитами, а также разногласия по вопросу отмены прямых выборов главы республики. Вновь назначенному Абдулатипову предстоит консолидировать элиту республики, при этом считается, что его кандидатура устраивает как сторонников Магомедова, так и его оппонентов. Одним из способов консолидации дагестанских кланов должны стать масштабные перестановки в правительстве республики. «Состав правительства республики будет кардинально изменен. Я считаю, если люди работают на должности 10-15 лет, это неправильно. Один из главных принципов демократии - это сменяемость власти. Тем более в такой тяжелой ситуации очередной начальник очень быстро надоедает людям», - заявил Абдулатипов «Газете.Ru».
В случае заметных признаков успеха в деле консолидации, врио к концу года неизбежно станет полноправным президентом республики.
Нового главу республики 30 января официально представит парламенту Дагестана полпред Президента в Северо-Кавказском ФО Александр Хлопонин. Кандидатура не потребует утверждения, т.к. Абдулатипов назначен и.о. до выборов в сентябре, а, значит, и процедура представления лишь дань этикету.
Хотя с выборами, ставшими причиной межклановых раздоров, не все понятно, сам Абдулатипов по этому поводу заявляет: «Я всегда выступал за всенародные выборы, но надо учесть ситуацию, посмотреть на месте, посоветоваться с депутатами и общественностью. От этого зависит, какое решение будет принято по вопросу прямых выборов».
Напомним, что 23 января Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, дающий право региональным заксобраниям самим решать, должен ли губернатор избираться на прямых выборах или назначаться Президентом по представлению местных депутатов. Вопреки навязчивому мнению либеральной оппозиции, инициатива исходила не от Кремля, «мечтающего задушить ростки демократии в России», а от парламентариев Дагестана, Северной Осетии и Ингушетии, настаивавших на встрече с Владимиром Путиным, что возвращение выборов губернаторов в северокавказских республиках приведет к «разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности».
Надо отметить, что слухи о возможной отставке Магомедова поползли почти две недели назад, и взбудораженные слухами дагестанские депутаты все последнее время метались в поисках ясности, одновременно возмущаясь по поводу неизбежного. Поэтому, когда в понедельник пресс-служба Кремля опубликовала указ Путина о назначении Магомедова на работу в Администрацию Президента, его с облегчением расценили как «жест большого доверия». «Не зря мы поддерживали Владимира Путина. В республике положительно восприняли сообщения о назначении Магомедова в администрацию Президента. Абдулатипов - человек, которому в республике доверяют», - заявил парламентарий Ахмедов.
Чем конкретно Магомедов будет заниматься в должности замглавы президентской администрации, пока не ясно. До сегодняшнего дня у главы администрации Сергея Иванова было четыре заместителя, в том числе два первых - Вячеслав Володин и Алексей Громов, а также замы Антон Вайно и Дмитрий Песков (пресс-секретарь Президента Путина).
Помимо обострения межклановых противоречий, причиной досрочной отставки Магомедова с поста главы Дагестана называют неисполнение социально-экономической программы и, как следствие, активизацию вооруженного подполья. С чем и придется разбираться Абдулатипову.
Наблюдатели отмечают отсутствие у нового главы Дагестана опыта практического управления крупными ведомствами или территориями. Абдулатипов был избран в Госдуму в декабре 2011 года по дагестанскому списку «Единой России». До того он на протяжении двух лет возглавлял Московский государственный университет культуры и искусств, пережив, в частности, скандал с обвинениями в некомпетентности со стороны ряда студентов.
При этом, Абдулатипов - один из старожилов российской политической авансцены. Он был избран народным депутатом РСФСР от Дагестана еще в 1990 году и затем возглавил одну из палат российского парламента - Совет национальностей, недолгое время был заместителем у спикера парламента Руслана Хасбулатова. Во второй половине 1990-х он работал в федеральном правительстве на посту вице-премьера - министра национальной политики. В этом качестве неоднократно вел переговоры с лидерами чеченских сепаратистов, в том числе с Асланом Масхадовым и Шамилем Басаевым. Позднее был вице-спикером Совета Федерации. В середине 2000-х стал послом России в Таджикистане. С весны прошлого года Абдулатипов входил в экспертную группу по разработке Стратегии государственной национальной политики.
Как бы там ни было, похоже, что выбор Кремля в сложной ситуации стал оптимальным.
«На сегодняшний день Абдулатипов является одним из немногих политиков в Дагестане, который не связан с каким-либо из кланов, поэтому сможет объединить вокруг себя здравомыслящих людей. Кремль, вероятно, учел, что он на федеральном уровне занимался межконфессиональными проблемами. Полагаю, что Абдулатипов останется главой республики на ближайшие годы», - считает директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
Один из основных оппонентов Магомедова, лидер дагестанского отделения «Справедливой России», организатор альтернативного съезда народов Дагестана Гаджимурад Омаров заявил «Газете.Ru», что поддерживает кандидатуру Абдулатипова на посту главы республики. Более того, он считает, что Абдулатипов не даст правительству Дагестана отказаться от прямых выборов главы республики, поскольку он сам неоднократно выступал за прямые выборы глав субъектов, в том числе Дагестана. Абдулатипов в разные годы также находился в оппозиции к руководству республики, однако в последние годы правительству Магомедова был лоялен.
Эксперты считают, что после назначения Абдулатипова врио главы Дагестана Кремлю уже не важно, пройдут ли в сентябре этого года в республике выборы или нет. В обоих случаях республикой останется руководить Абдулатипов.
«Такова специфика Дагестана, у них никогда не было прямых выборов. Это всегда был вопрос торга между политическими элитами. Сейчас Кремль удовлетворил всех в республике: Магомедов выторговал пост в АП, что есть фактически небывалое повышение для регионального лидера, а республику возглавил вполне независимый человек», - считает глава международного института политической экспертизы Евгений Минченко.