В свое время Ратко Дмитрович буквально спас газету, чьи дела неумолимо катились под гору, и под его руководством «Вести» снова стали одним из самых читаемых изданий среди сербов – не только в стране, но и в диаспоре.
Ратко известен своими текстами об особой роли Римокатолической церкви в создании того общественного настроения, которое и подталкивало хорватов на преступления против сербского населения.
Итак, человек, занимающий не последнее место в сербскоязычном информационном пространстве, человек, имеющий возможность говорить в полный голос о сербской трагедии, снят с занимаемого поста. Произошло это, как сообщалось, непосредственно после внезапного визита, который нанес хорватский премьер Зоран Миланович сербскому премьеру Ивице Дачичу.
Не хотелось бы рисовать портрет Дачича в черно-желтых тонах, положение, в котором вынужден действовать этот политик не такое уж простое. Поэтому здравомыслящие сербские патриоты не торопятся позиционировать своего премьера в качестве приказчика зарубежных хозяев. Однако, некоторые шаги, предпринимаемые им, вызывают серьезную озабоченность.
Именно к таким шагам можно отнести ту «зачистку» медиапространства, с упоминания о которой мы и начали разговор.
Мишенью стал еженедельник «Печат», наиболее серьезный сербский журнал, возглавляемый Милорадом Вучеличем. «Печат» пытаются обвинить в «разжигании национальной и религиозной ненависти» («говор мржње»).
Непосредственным поводом информационной атаки против еженедельника была публикация Милорада Зарковича по вопросу Воеводины, однако, дело, разумеется, не в поводе, а в причинах.
А причина проста. «Печат» остается одним из немногих крупных печатных изданий, занимающих откровенно патриотическую позицию, и при этом является солидным аналитическим изданием. Поэтому либералам не удалось бы просто высмеять позицию, которую отстаивает главный редактор журнала, Милорад Вучелич со своими сотрудниками. Точнее, соратниками.
Особенно колет глаза евроинтеграторов тот факт, что «Печат» держит руку на пульсе событий и тенденций, связанных с проблемой северного Косово, тех четырех общин, которые, как мы помним, до сих пор остаются сербскими.
Эту тему регулярно освещает хорошо знакомая нашим читателям отважная журналистка Наташа Йованович. Подвешенное состояние этих общин долго продолжаться не может. Пышущие пассионарностью косовские албанцы помалу выходят из-под контроля даже таких зловещих фигур, каковыми являются герои позапрошлого десятилетия – Тачи и Харадинай, – что уж говорить о евролибералах, которые наивно (а кто-то не так уж и наивно) делает вид, что косовских шиптарей можно европеизировать и приручить… Выйдя из-под контроля бывших вождей "Освободительной армии Косова", новое поколение албанцев, которому уже не досталось тех благ земных, которыми пользуются ветераны борьбы против сербов, непременно пожелает отправиться на поиски трофеев. Тем более, что цель выглядит достаточно романтично – построение «Великой Албании» - федерации, охватывающей земли, некогда составлявшие четыре вилайета Османсокй Империи: Шкодер, Янина, Косово и Манастир.
Шиптари убеждены в том, что Запад всегда и во всем будет покрывать любое их деяние – а информационная политика ЕС и США, направленная на оголтелую демонизацию Сербии и сербов, укрепляет их в этом убеждении.
И чем оголтелее сербофобская пропаганда, тем увереннее себя чувствуют шиптарские пассионарии, готовящие реконкисту.
Впрочем, именно это может стать тем вызовом, который спровоцирует ответную реакцию балканских православных народов – в первую очередь, конечно, сербов. Которые, увы, как и мы, русские, способны объединяться только перед лицом общего врага.
Однако, все это предположения и размышления о возможном будущем.
А сейчас происходит зачистка информационного пространства и обвинение дружественного нам сербского издания в «разжигании ненависти».
Как все это знакомо.
Нельзя сказать, что сербская патриотическая общественность совсем не отреагировала на развязанную информационную кампанию. Уже через три дня после начала травли Вучелича и Зарковича в защиту еженедельника «Печат» возвысили свой голос лидеры известного православного патриотического движения «Двери».
Впрочем, один из блоггеров саркастически вопрошает сербских патриотов: «Что же мешало нам быть в одном строю тогда, когда тучи только сгущались?»
Сербские православные патриоты дробились на радикалов и национал-демократов, потом на «людей Артемия» и «людей Афанасия», дробились в своем отношении к Милошевичу, Шешелю, Легии, Коштунице, Николичу и т.д. и т.п. до бесконечности…
Хочется верить, что сербские православные патриоты сумеют объединиться между собой задолго до того, как на повестке дня встанет вызов вооруженной реконкисты албанских пассионариев. В конце концов, и сербы ведь тоже далеко не нюни.
Павел Тихомиров
4. Вопросы М.Вучелича своим преследователами
3. Друзья РНЛ
2. Крепитесь братья!
1. Началась травля наших сербских единомышленников