Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Диакон Владимир Василик прокомментировал высказывание протоиерея Алексия Уминского о необходимости организации «исповедальных бесед»

Проблемы церковной жизни 
0
2192
Время на чтение 5 минут
На сайте «Православие и мир» опубликована статья известного московского священника протоиерея Алексия Уминского «Исповедь – проходной билет ко Причастию?». В частности, священника возмущает ситуация, когда люди приходят на исповедь со списком грехов. «Эти списки перечисления грехов напоминают мне заполненную квитанцию в прачечную: простыни грязные — 3, наволочки — 4, полотенце — 1. Принес этот список, прочитал. И — все спокойно, надежно. Ты уже можешь уверенно сказать, что по правилам причащаешься, за дело. И исповедь наша — уже не исповедь, а нудное перечисление бесполезных вещей, которые не делают человека ни лучше, ни хуже. Такие исповеди — настоящее препятствие для духовного роста, и уж точно они не имеют никакого отношения к покаянию», - считает о. Алексий.

Он также возмущается тем, что некоторые исповедуются регулярно.  «Не может быть духовной жизнью, исповедью, подготовкой к Причастию то, что поставлено на конвейер, построено по шаблону. Нельзя ощущать покаяние по расписанию, с регулярной периодичностью…», - высказал мнение о. Алексий.  «Когда пытаюсь уговорить своих прихожан не исповедоваться перед каждым причастием, то вижу в их глазах страх: а вдруг чего не так? Ведь это так удобно — получить некое свидетельство, что у тебя все в порядке», - пишет священник. По его словам, «большинство людей все-таки привыкает и именно так, конвейерно, начинает воспринимать духовную жизнь». «Потому, что «так правильно, так нужно, так заведено». Удобнее вместо смыслов иметь подмены. И если кто-то пытается это поменять, то получает от своих собратьев обвинения: «А не обновленец ли ты?» «А не хочешь ли ты реформ?» «А не католик ли ты
?» И прочие безумные глаголы», - пишет о. Алексий Уминский.

По мнению о. Алексия, когда формируется приходская жизнь, священник «должен иметь возможность каким-то образом воспитывать дисциплинарно новоприходящих в храм людей. И с ними проводить как раз исповедальные беседы, на которых объяснять, что есть что, как нужно молиться, и так далее».

Мы попросили прокомментировать высказывания протоиерея Алексия Уминского к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.


О.Алексий, конечно, пастырь известный, красноречивый, но и он критике подвержен и временами ставит в тупик. В том числе подобное заявление направлено скорее на то, чтобы удивить публику, чем принести реальную духовную пользу. Во-первых, смущает его сатирический тон. Невольно вспоминаются «Мертвые души», бессмертное изречение Ноздрева: «Да, брат Чичиков, нам известен твой сатирический настрой». Сравнение списка грехов с квитанцией из прачечной заставляет нас проникнуться некоторыми подозрениями в адрес достопочтенного отца Алексия. А где сокровище его - в храме или в прачечной? Чем он подрабатывает в свободные от службы и «Правмира» часы? Прачечная как доминанта в сознании, честно говоря, настораживает. О духовных вещах надлежит писать духовно, сдержанно, серьезно, строго и достойно, а не в невзоровско-задорновских тонах.

Диакон Владимир ВасиликЛично я ничего плохого в списке грехов не вижу. Наличие такой записи как раз показывает, что человек относится к таинству исповеди серьезно, обдуманно и весьма уважительно к священнослужителю. Известно, что наши священники - народ перегруженный, поэтому не только лучше один раз увидеть, но это и быстрее, чем выслушивать сбивчивый рассказ 10 минут. Опять же не вижу ничего страшного в том, чтобы человек отпечатал этот список на компьютере, опять же из уважения к священнослужителю. Лично у меня почерк неважный, поэтому я предпочитаю пользоваться компьютером и печатающим устройством. Особенно, когда речь идет о делах ответственных, я стараюсь проявить максимальное уважение к адресату того или иного текста. Когда человек составляет этот список, он думает, анализирует, переживает, может быть, гораздо больше, чем тот, который подходит и говорит, что у него в данный момент лежит на сердце. Учитывать надо и тот момент, что некоторые люди в момент исповеди теряются и забывают все, что хотели сказать. В этом аспекте обычай приносить списки своих грехов даже похвален. Конечно, это зависит от характера человека, от его духовника, от ситуации.

Я удивляюсь высказываниям отца Алексия. Он же поборник свободы, но в этом случае он почему-то жестко тоталитарен. Упразднить исповедь, уничтожить письменную речь в исповеди, истребить до основания. Это тоталитарный либерализм. Предлагаемые отцом Алексием какие-то «исповедальные беседы» - это очень опасно, это психотренинг. Если человек подает отстраненный список своих прегрешений, то тем самым он уходит на исповеди от разговора о проблемах, а лишь выражает свое покаяние. Являет и обличает свои болезни и свою волю к их исправлению. А то, что предлагает отец Алексий вместо регулярной исповеди устраивать нерегулярные беседы исповедального характера, в определенных случаях может быть полезным, а в иных случаях и очень опасным. Особенно если речь идет о грехах плотских, о грехах блудных. Есть такие грехи, которые надо только исповедать, а затем вырвать из своего сердца и немедленно о них забыть, чтобы воспоминание о них не влекло ко греху. В этом плане показателен рассказ владыки Антония Сурожского, где он рассказывает про прихожанку, которая несколько раз каялась ему в одном и том же грехе молодости. Он ей однажды сказал, что она в этом кается уже пятый раз, на что услышал потрясающий ответ: «Батюшка, но как же приятно вспомнить!» Необходимо от таких ситуаций уходить и не превращать святую исповедь в тренинг, к чему, увы, склонны многие прогрессивно настроенные пастыри.

Безусловно, исповедь нужна перед каждым причастием, хотя бы потому, что все древнейшие и традиционные литургии имеют покаянное начало. Наша молитва Трисвятаго в Литургии оглашенных Иоанна Златоуста и Василия Великого содержит такие слова: «И не презирая согрешающего, но полагая на спасение покаяние, прости нам согрешения вольные и невольные и освяти наши души и сердца». Или исповедание грехов в начале римской литургии, когда священник кается, исповедуя Господу грехи, совершенные «по моей ужасной вине». В древности перед литургией каялись и во всеуслышание. Понятно, что мы не можем потянуть такого покаяния в силу нашей греховности, нашей испорченности. Поэтому необходима индивидуальная исповедь.

Конечно, определенных издержек не избежать. Многие не без основания жалуются, что на больших приходах в воскресные и праздничные дни, когда очень много народу, исповедь часто носит формальный характер. Надо тут учитывать загруженность священства. Но лучше такая исповедь, чем никакая. К тому же по-настоящему верующий человек при современном ритме жизни и тех возможностях, которые есть сегодня, все равно сможет сказать через священника Богу всё, что нужно для его спасения. Потому что к причастию надо идти с чистым сердцем. Как говорится в «Херувимской песне», никто не достоин, связавшись плотскими похотьми и страстьми, «приходить, приближаться и служити Тебе». Исповедь, безусловно, необходима.

Конечно, бывают исключительные ситуации, например, на Пасху некоторые священники благословляют причащаться тех, кто исповедовался в Великий четверг или в Великую субботу. Но это ситуация как исключение, лишь подтверждающая правило. Печальна участь тех Церквей, где отменена обязательная связь между исповедью и причастием. Там исповедь просто отмирает, и люди просто перестают за собой следить, затем простодушно приходят к убеждению, что они почти безгрешны. Для того, чтобы нам окончательно не рухнуть в такое «безгрешное» состояние, типичное для современного потребителя, связь между исповедью и причастием надо держать при всех трудностях. Отец Алексий - глубокий и серьезный человек, талантлив, красноречив, а между тем он достиг бы гораздо большего, если бы шел путями традиционными вглубь, а не вширь. Не по пути шокирования и удивления публики, а путем настоящего духовного делания.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

44. Дидахе:

"В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша."(Дидахе, 14). В древности была исповедь перед литургией.
М.Яблоков / 31.01.2013, 17:34

43. Исповедь: как правильно?

Согласно канону, священник принимает исповедь у верующего, покрыв его епитрахилью, или после целования Евангелия и креста исповедующийся признается в своих грехах, глядя в глаза священнику, и лишь при разрешении от грехов батюшка покрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву? У нас в церкви - второй вариант. Хотя прижде, много раньше, было по другому.
Veritas7 / 31.01.2013, 06:04

42. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Согласен с отцом диаконом и рад, что, будучи в диаконском сане и не имея опыта в принятии исповедей, так духовно-трезвенно относится к данному Таинству. Чего греха таить, - пару десятилетий назад, до принятия священного сана и я мыслил схожим с о. Алексием Уминским образом. Но, "будучи младенцем, думал как младенец". Служение в священном сане, Святая Евхаристия и принятие исповеди всё очень быстро расставили по своим местам. Я увидел прямую связь между покаянием-причащением христианина и его видимым, реальным духовным возрастанием, и наборот - причащение Святых Христовых Таин без исповеди, - даже, казалось-бы, с уважительной причиной, - чаще всего оказывалось неполезным для причастников. Тоже относится и к "хартиям" - спискам грехов кающихся. Согласен - бывает, что прочитываются они без чувств, без должного сожаления и покаяния со стороны кающегося. Бывает, что и сам священник прочитывает их и тут же, не убедившись в покаянном чувстве пришедшего, читает разрешительную молитву. Но как еще помочь, например, новоначальному христианину увидеть глубину его и нашего общего падения, как не детальным разбором его "полетов" с советом всё записывать на листок? Как помочь пожилому человеку, который, вроде-бы, и каяться навык, но жалуется, что всю приготовленную исповедь забывает, как ни тем же советом? Излишне упоминать о необходимости системы в нашем покаянии и в видении своих грехов. Это, как известно, и декалог и заповеди блаженства и мытарства блаженной Феодоры и восемь главных греховных страстей и прочие. Подобный анализ состояни своей души необходимо нуждается в записях, "зарубках". Лишь бы не превращалось это делание в формальный "отчет о грехах", и в этом - ведущая роль принадлежит священнику, принимающему исповедь. Что происходит с о. Алексием, что за метаморфоза - не понятно. Помоги ему, Господи!

41. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

"Бог есть любовь!!! Долой всякие каноны, уставы, правила и традиции церковные! Они только мешают общению с Богом! И еще эти попы-фарисеи препятствия создают со своими постами и всенощным бдением на каждой литургии причащаться!" - так Панкратов? )
М.Яблоков / 25.01.2013, 05:36

40. Ответ на 25., Владимир Панкратов :

Елена, ну объясните мне пожалуйста, ну откуда Вы взяли, что, если я с детьми буду исповедоваться раз в месяц, то Причастие мне будет в осуждение и я вдруг стану не достоин соединиться с Богом на Евхаристии. Ну где Господь говорит об этом? Ведь сказано: " Приводите ко мне детей и не препятствуйте". Господь говорит : "Прииде ко мне все нуждающиеся". Возьмем Элладскую Церковь. Там принято исповедоваться несколько раз в год, но Причащаются люди часто, так Вы считаете, что они этого не достойны? Или , что они не чтут Святое Писание и Святое Предание? А ведь Элладской Церкви уже 2 тысячи лет и наша Церковь была основана именно на опыте этой Церкви. Вот Вы призываете меня читать " Отечник" Святого Игнатия Брянчанинова,это прекрасно, но видимо Вы живете так же , как Святой, коли дерзаете учить? Возможно ли нам, современным грешным людям, жить на уровне Святых? У Вас видимо получается, но у меня, уж простите - нет, хоть я и пытаюсь бороться со своими грехами.

Владимир, никто Вас не собирается уговаривать, Вы взрослый человек и поступайте так, как считаете нужным. Наше дело было Вас предупредить. Но если для Вас не авторитет Святые Отцы Церкви, нас Вы тем более не послушаете.
Елена Л. / 25.01.2013, 04:22

39. Благодарю автора за статью

Скорее бы закончилось время "утомлённых" обновленцев. Принимать исповедь - тяжелый труд для священника. И морально тяжело порой выслушивать разное, и физически -- часами стоять на ногах. Но как, не называя конкретное имя греха, ожидать помощи Божией в отгнании от человека беса, "ответственного" за этот грех? И с таким грузом принять Причастие?
Елена Сергеева / 24.01.2013, 22:36

38. 35. Владимир Панкратов : dyak-ilyi

Вам не кажется странным, Владимир, что тысячелетняя церковная традиция учит нас что исповедь это помощь в причастии, а небольшая группа людей современности, в том числе и вы преподносите это как препятствие?...По поводу слов апостола - это не запрет Евхаристии (зачем вы язвите, вы ведь прекрасно знаете что я этого не говорил). Апостол специально акцентирует на этой проблеме. И высказывается совершенно отчётливо - христианин не должен причащаться недостойно, но приступать только после испытания самого себя. А теперь скажите можно ли быть достойным по расписанию? Нет!(По расписаню нужно посещать храм - каждое воскресение). Но приступать к причастию - совершенно отчетливо нет. Таким образом, апостол совершенно ясно говорит, что можно быть на службе и не причащаться. Какой же механизм испытания самого себя есть у человека - это исповедь и лучше ничего нет. Всё в общем-то чётко и ясно. Никаких двусмысленностей и разночтений. Так что давайте соберём нашу волю в кулак, смиримся и будем следовать протореной дорогой не соблазняясь возможностью срезать путь по хлипкой тропке. Сохрани нас Господь дойти до конца! св. ап. Павел: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11, 27–29).
dyak-ilyi / 24.01.2013, 20:44

37. Ответ на 35., Владимир Панкратов:

нельзя завязывать эти два таинства в один узел

Это вы что похулили всю тысячелетнюю историю Русской Церкви?
М.Яблоков / 24.01.2013, 16:37

36. dyak-ilyi

Уважаемый dyak-ilyi, мне кажется, что Вы не верно трактуете данную статью, или трактуете ее несколько иначе от автора. По- моему мнению, основная мысль статьи, это мысль , высказанная апостолом Павлом в Послании к Коринфеням : "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." Все же главная Заповедь Христа - любовь к Богу и любовь к человеку. И высшей точкой любви является Евхаристия, как соединение с Творцом. Несомненно исповедь необходима для спасения и исправления человека, несомненна необходима, но она не должна стать камнем преткновения на пути соединения человека с Богом, нельзя завязывать эти два таинства в один узел. Что касается высказывания апостола , что не нужно причащаться , то видимо я что-то упустил. Я знаю, что апостол советовал не пить вина и не есть мяса, если это может навредить моему ближнему и совершенно с этим согласен. Сам живу пятый год с обетом трезвости, ибо, как я писал воспитываю 3 детей и не желаю подавать детям плохой пример. Что касается запрета Евхаристии, то просветите, любой опыт полезен.

35. Ответ на 31., М.Яблоков:

ибо нет любви в Ваших словах, а одни поучения.

А у вас-то откуда любовь? У вас одна ложь, а ложь и Истинная Любовь несовместимы. Поэтому оставайтесь со всей ложной сектантской любовью, тов.Панкратов.
М.Яблоков / 24.01.2013, 15:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06