Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«То, что предлагает господин Пивоваров, можно назвать грантовой идеологией»

22.01.2013


Диакон Владимир Василик подверг критике высказывания о русском народе директора Института научной информации по общественным наукам РАН …

Академик Юрий Пивоваров, директор Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук, дал интервью «Российской газете». Он заявил, что не может быть государственной идеологии. Для него русская нация связана с этносом, но не равна ему. «Русская нация - это гражданство, это все, кто думает по-русски, говорит по-русски, это русская культура, русская история, русский тип  хозяйствования, отчасти русское политическое устройство, общая память, общие трагедии», - полагает Пивоваров. При этом про Православие он не сказал вообще ни слова. О национальной идее Пивоваров заявил: «Как говорил Мандельштам, давай еще раз поговорим ни о чем. Как можно российское национальное богатство свести к одной идее?» На вопрос о загадочной русской душе академик заявил, что его смешит это словосочетание. «А польская душа, немецкая, французская, они не загадочные?» - вопрошает он. Говоря о русском национальном характере, Пивоваров заявил, что современная наука утверждает, что нигде нет единого национального характера, а в каждом народе есть несколько модальных типов личностей. По поводу особого пути России Пивоваров высказался, что немцы тоже говорили, что хотят идти своим путем и уперлись в национал-социализм. У России, как и у других стран, особый путь. По его мнению, мы являемся цивилизацией, которая близка к европейской, но у нас есть вещи несовпадающие, разные природно-климатические и географические условия, разные социнституты, разные системы власти. Но, полагает академик, культивировать нашу особость не следует, иначе мы рискуем повторить немецкий путь. «Давайте лучше проникнемся пониманием, что мы включены в глобальный мир, в т.ч. и западный», - рассуждает Пивоваров. По его мнению, тезис об особом пути России опасен. Не может быть единой государственной религии, это запрещено конституцией. Когда Николай I заказал графу С.С.Уварову государственную идеологию, и тот изобрел знаменитую триаду «Православие, Самодержавие, Народность», ничего хорошего русской культуре это не принесло, высказал свое мнение академик. Он считает, что Пушкин не вписывается в уваровскую  триаду, Глинка, Брюллов, Лермонтов тоже в нее не вмещались. Здесь надо быть осторожными, заключает Пивоваров.

Мы попросили прокомментировать слова академика известного ученого, к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.


Во-первых, что касается самого титула - академик. Не все достойные ученые сподобились академического титула в нашей стране. Я вспоминаю своего учителя Игоря Михайловича Дьяконова. Он был членом почти всех академий, кроме своей собственной. Не только в советскую академию его не пускали, но и в российскую. При том, что этот человек знал 15 современных языков и 15 древних и переводил с шумерского. Академический титул для меня в этом контексте мало что значит.

Во-вторых, то, что предлагает господин Пивоваров, без преувеличения можно назвать грантовой идеологией. Это в высшей степени идеологизированный текст космополитически-глобалисткого характера, направленный на дискредитацию России, на унижение  и уничтожение русского национального характера. А то, что этот характер реально существует, так достаточно господину Пивоварову заглянуть в советский учебник по литературе 6-го класса и прочесть военный рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» - про танкиста Егора Дремова, который вернулся домой с обожженным лицом и, чтобы не расстраивать родителей, даже не сказал, что это он. И все равно мать его сердцем узнала. Академик Пивоваров либо не читал, либо предпочел проигнорировать размышления Василия Осиповича Ключевского о едином характере великоросса, о его чертах, его упрямстве, несколько насмешливом практическом уме, известной недоверчивости, с одной стороны, а, с другой стороны, - парадоксальной открытости. Это же не какие-то сверхсекретные документы, это лекции по русской истории. Если господин Пивоваров этого не учил, то мне его откровенно жаль.

Далее: совершенно смешные его утверждения по поводу того, что Глинка не вписывается в триаду «Православие, Самодержавие, Народность». Как известно, творческим дебютом Михаила Ивановича Глинки явилась опера «Жизнь за Царя», в которой как раз присутствуют и Православие, и Самодержавие, и Народность.

Что же касается Лермонтова, то при всех сложных его отношениях с правительственными кругами, по большому счету он оставался монархистом и русским человеком. При том, что его бороли многочисленные страсти и искушали многие демоны, он остался до конца своих дней человеком православным. Определяющими для него являются слова:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

А что касается его слов об опасности понимания своего особого пути для России и необходимости включения в семью христианских народов, то опять-таки, где эту семью господин Пивоваров видит в постхристианском обществе, когда в конституции объединенной Европы нет ни единого слова не то, что о Христе, даже о Боге. Говорится лишь о каких-то традициях. Если в большинстве современных европейских конституций неукоснительно проводится принцип отделения Церкви от государства, а школы от Церкви, если проповедуется и проводятся в жизнь, в том числе на законодательном уровне, такие антихристианские извращения, как эвтаназия и узаконенный гомосексуализм, где он это все видит?

И, наконец, представления об опасности особого русского пути и сравнение с национал-социализмом применительно к России являются кощунственными. Вспоминаются слова русского советского поэта, танкиста, участника войны Сергея Орлова:

Пройдут года, придут иные люди
Легка им будет молодая жизнь.
Но проклят будет тот, кто позабудет
Что нашей кровью залит был фашизм.

И не забудем, что Сталин в 1945 году поднимал тост за здоровье русского народа, народа - победителя фашизма. Естественно, никто не собирается умалять роль иных народов Советского Союза, но то, что основную тяжесть этой войны и основную горечь страданий вынес именно русский народ, это, безусловно, факт. И благодаря этой войне русский народ навсегда получил отвращение к тем или иным формам фашизма и нацизма. Эта опасность нам не грозит нисколько.

А что касается Германии, то немцы при Гитлере изменили своему традиционному национальному пути, потому что путь Германии, путь немецкого народа состоял в христианстве и во всечеловечности. Именно поэтому Германия украшена именами таких великих философов, поэтов, ученых, как Лейбниц, Бах, Иммануил Кант и Фридрих Шиллер. Именно поэтому немцы так легко врастали в русскую культуру, немало послужили ей, немало ее обогатили и обогащались от нее сами.

При Гитлере же Германия свернула на дорогу расистского языческого оккультного национализма, настроенного на признание исключительности германского народа и арийской расы и на признание всех прочих народов недочеловеками. Известно, что Гитлер был оккультистом и связан с обществом «Туле», и мы находим параллели высказываний Гитлера и основных положений Каббалы. В Каббале все прочие народы сравниваются с плевком перед «избранным народом». Примерно в таких же терминах Гитлер формулировал соотношения арийцев и неарийцев. И соответственно распределялись и их роли.

Как известно, Гитлер был враждебен подлинно германскому духу. Рождение Германии и великой немецкой культуры, безусловно, связано с христианством. А Гитлер имел наглость возвестить, что Христос устарел, что Его учение уже несовременно. Как справедливо сказал Святейший Патриарх Сергий, за эти безумные слова да поразит Господь Гитлера с соумышленниками его, которые дерзнули учение Христа подменить учением нацизма. Когда немецкий народ не оправдал ожиданий и проиграл войну, то Гитлер возненавидел свой собственный народ и пожелал, чтобы его место заняли более энергичные и более сильные народы.

И возникает законный вопрос - разве так обращались к русскому народу, когда он терпел поражение, его вожди - Александр Невский, Александр I, Николай II и даже Иосиф Виссарионович Сталин? Разве обращались так они к нему? Нет, нет и еще раз нет.

Если господин Пивоваров хочет, чтобы мы пошли немецким путем, тогда, пожалуйста, пусть он борется с Православием, пусть он борется с христианством, с Самодержавием, и на место Самодержавия, безусловно, придет вождизм, типа гитлеровского, а на место Православия придет оккультизм. И тогда всем станет невесело. Но эта опасность достаточно гипотетическая. Гораздо более реальна другая. Русский человек погибает от отсутствия великой цели, идеала и высокой планки. Если для него нет цели, нет смысла в его жизни, он просто спивается. Соответственно, те, кто лишают этой цели народ, объективно работают на его уничтожение.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Андрей Смирнов : г-н Пивоваров, оказывается, липовый историк
2013-01-23 в 03:55

ТОлько дилетант от истории может говорить о несовместимости Православия и Глинки.
Всем известно, что его духовником был святитель Игнатий Брянчанинов.Именно после знакомства со святителем в творчестве композитора наступил такой перелом, о котором в недоумении писал П.И. Чайковский: "каким образом, долго быв бесцветным дилетантом, Глинка вдруг одним шагом стал на ряду (да! на ряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно"?! И заключал с восторгом: "Да! Глинка настоящий творческий гений".
Вот таким образом и стал, соединив человеческую волю к творчеству с Волей Божией. Интересно об этом пишет В.В. Медушевский:
http://www.portal-slovo.ru/art/36057.php
5. Адвокат : Re: «То, что предлагает господин Пивоваров, можно назвать грантовой идеологией»
2013-01-23 в 03:43

Грантосос он и в РАН грантосос.
4. Павел Тихомиров : про эт контра
2013-01-23 в 00:34

У Пивоварова есть очень интересная мысль о том, что используемые нами термины "западники" и "славянофилы" крайне неудачны.
Характерной особенностью мировоззрения ранних славянофилов была не столько особая любовь к русской старине, сколько теоцентричность мировоззрения. В отличие от антропоцентричности, которую исповедовали все остальные, угодившие в аморфную категорию "западников".
3. nefesh : Ничего у них не получится.
2013-01-22 в 23:12

Здравствуйте братия и сёстры.
Отчасти можно согласиться с тем, что чтобы быть Русским, нужно думать как Русский человек, любить свою отчизну, знать историю включая житие святых наших людей, князей и т.д Ну и конечно принять Христа как Господа спасителя и соблюдать каноны охраняемые РПЦ. Есть немало Русский людей в нашей истории с нерусскими фамилиями которые приняв нашу веру, жили и думали как истинные сыны нашей матушки-земли и не могли представить себя отдельно от наших традиций и веры. Сегодня многие по происхождению русские, таковыми не являются. Но Бог всё видит и знает, преданные люди нашей земле, вере воссоединяются и крепнет сила которая станет спасением для всех народов проживающих рядом с нами. Именно по этому всё более активируется зло и образуются группы-антагонисты вобрав в себя шоубиз, учёных и псевдоучёных академиков самозванцев и просто заблудших людей.
Мир Вам всем, Господь с нами.
2. Слава 24 : господин Пивоваров
2013-01-22 в 23:06

Обыкновенный либеральный русофоб, который почему-то себя считает русским историком.
1. C. Гальперин : "Фальсификатор истории № 1"
2013-01-22 в 22:17

Дать представление читателям РНЛ, что представляет собой Ю.С. Пивоваров в своём, так сказать, «генезисе» я попытался еще два с половиной года тому назад (см. 12.06.2010 «Россия: грядёт перемена мысли»). В полной же мере роль этого «академика» в качестве фальсификатора истории №1 отражена в републикации на РНЛ 11.07.2011 года материала Сергея Бухарина «Как и почему врут историки (IV) или Юрий Сергеевич Пивоваров. Часть вторая».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме