«То, что предлагает господин Пивоваров, можно назвать грантовой идеологией»

Диакон Владимир Василик подверг критике высказывания о русском народе директора Института научной информации по общественным наукам РАН

0
1350
Время на чтение 5 минут
Академик Юрий Пивоваров, директор Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук, дал интервью «Российской газете». Он заявил, что не может быть государственной идеологии. Для него русская нация связана с этносом, но не равна ему. «Русская нация - это гражданство, это все, кто думает по-русски, говорит по-русски, это русская культура, русская история, русский тип  хозяйствования, отчасти русское политическое устройство, общая память, общие трагедии», - полагает Пивоваров. При этом про Православие он не сказал вообще ни слова. О национальной идее Пивоваров заявил: «Как говорил Мандельштам, давай еще раз поговорим ни о чем. Как можно российское национальное богатство свести к одной идее?» На вопрос о загадочной русской душе академик заявил, что его смешит это словосочетание. «А польская душа, немецкая, французская, они не загадочные?» - вопрошает он. Говоря о русском национальном характере, Пивоваров заявил, что современная наука утверждает, что нигде нет единого национального характера, а в каждом народе есть несколько модальных типов личностей. По поводу особого пути России Пивоваров высказался, что немцы тоже говорили, что хотят идти своим путем и уперлись в национал-социализм. У России, как и у других стран, особый путь. По его мнению, мы являемся цивилизацией, которая близка к европейской, но у нас есть вещи несовпадающие, разные природно-климатические и географические условия, разные социнституты, разные системы власти. Но, полагает академик, культивировать нашу особость не следует, иначе мы рискуем повторить немецкий путь. «Давайте лучше проникнемся пониманием, что мы включены в глобальный мир, в т.ч. и западный», - рассуждает Пивоваров. По его мнению, тезис об особом пути России опасен. Не может быть единой государственной религии, это запрещено конституцией. Когда Николай I заказал графу С.С.Уварову государственную идеологию, и тот изобрел знаменитую триаду «Православие, Самодержавие, Народность», ничего хорошего русской культуре это не принесло, высказал свое мнение академик. Он считает, что Пушкин не вписывается в уваровскую  триаду, Глинка, Брюллов, Лермонтов тоже в нее не вмещались. Здесь надо быть осторожными, заключает Пивоваров.

Мы попросили прокомментировать слова академика известного ученого, к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.


Во-первых, что касается самого титула - академик. Не все достойные ученые сподобились академического титула в нашей стране. Я вспоминаю своего учителя Игоря Михайловича Дьяконова. Он был членом почти всех академий, кроме своей собственной. Не только в советскую академию его не пускали, но и в российскую. При том, что этот человек знал 15 современных языков и 15 древних и переводил с шумерского. Академический титул для меня в этом контексте мало что значит.

Во-вторых, то, что предлагает господин Пивоваров, без преувеличения можно назвать грантовой идеологией. Это в высшей степени идеологизированный текст космополитически-глобалисткого характера, направленный на дискредитацию России, на унижение  и уничтожение русского национального характера. А то, что этот характер реально существует, так достаточно господину Пивоварову заглянуть в советский учебник по литературе 6-го класса и прочесть военный рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» - про танкиста Егора Дремова, который вернулся домой с обожженным лицом и, чтобы не расстраивать родителей, даже не сказал, что это он. И все равно мать его сердцем узнала. Академик Пивоваров либо не читал, либо предпочел проигнорировать размышления Василия Осиповича Ключевского о едином характере великоросса, о его чертах, его упрямстве, несколько насмешливом практическом уме, известной недоверчивости, с одной стороны, а, с другой стороны, - парадоксальной открытости. Это же не какие-то сверхсекретные документы, это лекции по русской истории. Если господин Пивоваров этого не учил, то мне его откровенно жаль.

Далее: совершенно смешные его утверждения по поводу того, что Глинка не вписывается в триаду «Православие, Самодержавие, Народность». Как известно, творческим дебютом Михаила Ивановича Глинки явилась опера «Жизнь за Царя», в которой как раз присутствуют и Православие, и Самодержавие, и Народность.

Что же касается Лермонтова, то при всех сложных его отношениях с правительственными кругами, по большому счету он оставался монархистом и русским человеком. При том, что его бороли многочисленные страсти и искушали многие демоны, он остался до конца своих дней человеком православным. Определяющими для него являются слова:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

А что касается его слов об опасности понимания своего особого пути для России и необходимости включения в семью христианских народов, то опять-таки, где эту семью господин Пивоваров видит в постхристианском обществе, когда в конституции объединенной Европы нет ни единого слова не то, что о Христе, даже о Боге. Говорится лишь о каких-то традициях. Если в большинстве современных европейских конституций неукоснительно проводится принцип отделения Церкви от государства, а школы от Церкви, если проповедуется и проводятся в жизнь, в том числе на законодательном уровне, такие антихристианские извращения, как эвтаназия и узаконенный гомосексуализм, где он это все видит?

И, наконец, представления об опасности особого русского пути и сравнение с национал-социализмом применительно к России являются кощунственными. Вспоминаются слова русского советского поэта, танкиста, участника войны Сергея Орлова:

Пройдут года, придут иные люди
Легка им будет молодая жизнь.
Но проклят будет тот, кто позабудет
Что нашей кровью залит был фашизм.

И не забудем, что Сталин в 1945 году поднимал тост за здоровье русского народа, народа - победителя фашизма. Естественно, никто не собирается умалять роль иных народов Советского Союза, но то, что основную тяжесть этой войны и основную горечь страданий вынес именно русский народ, это, безусловно, факт. И благодаря этой войне русский народ навсегда получил отвращение к тем или иным формам фашизма и нацизма. Эта опасность нам не грозит нисколько.

А что касается Германии, то немцы при Гитлере изменили своему традиционному национальному пути, потому что путь Германии, путь немецкого народа состоял в христианстве и во всечеловечности. Именно поэтому Германия украшена именами таких великих философов, поэтов, ученых, как Лейбниц, Бах, Иммануил Кант и Фридрих Шиллер. Именно поэтому немцы так легко врастали в русскую культуру, немало послужили ей, немало ее обогатили и обогащались от нее сами.

При Гитлере же Германия свернула на дорогу расистского языческого оккультного национализма, настроенного на признание исключительности германского народа и арийской расы и на признание всех прочих народов недочеловеками. Известно, что Гитлер был оккультистом и связан с обществом «Туле», и мы находим параллели высказываний Гитлера и основных положений Каббалы. В Каббале все прочие народы сравниваются с плевком перед «избранным народом». Примерно в таких же терминах Гитлер формулировал соотношения арийцев и неарийцев. И соответственно распределялись и их роли.

Как известно, Гитлер был враждебен подлинно германскому духу. Рождение Германии и великой немецкой культуры, безусловно, связано с христианством. А Гитлер имел наглость возвестить, что Христос устарел, что Его учение уже несовременно. Как справедливо сказал Святейший Патриарх Сергий, за эти безумные слова да поразит Господь Гитлера с соумышленниками его, которые дерзнули учение Христа подменить учением нацизма. Когда немецкий народ не оправдал ожиданий и проиграл войну, то Гитлер возненавидел свой собственный народ и пожелал, чтобы его место заняли более энергичные и более сильные народы.

И возникает законный вопрос - разве так обращались к русскому народу, когда он терпел поражение, его вожди - Александр Невский, Александр I, Николай II и даже Иосиф Виссарионович Сталин? Разве обращались так они к нему? Нет, нет и еще раз нет.

Если господин Пивоваров хочет, чтобы мы пошли немецким путем, тогда, пожалуйста, пусть он борется с Православием, пусть он борется с христианством, с Самодержавием, и на место Самодержавия, безусловно, придет вождизм, типа гитлеровского, а на место Православия придет оккультизм. И тогда всем станет невесело. Но эта опасность достаточно гипотетическая. Гораздо более реальна другая. Русский человек погибает от отсутствия великой цели, идеала и высокой планки. Если для него нет цели, нет смысла в его жизни, он просто спивается. Соответственно, те, кто лишают этой цели народ, объективно работают на его уничтожение.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. г-н Пивоваров, оказывается, липовый историк

ТОлько дилетант от истории может говорить о несовместимости Православия и Глинки. Всем известно, что его духовником был святитель Игнатий Брянчанинов.Именно после знакомства со святителем в творчестве композитора наступил такой перелом, о котором в недоумении писал П.И. Чайковский: "каким образом, долго быв бесцветным дилетантом, Глинка вдруг одним шагом стал на ряду (да! на ряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно"?! И заключал с восторгом: "Да! Глинка настоящий творческий гений". Вот таким образом и стал, соединив человеческую волю к творчеству с Волей Божией. Интересно об этом пишет В.В. Медушевский: http://www.portal-slovo.ru/art/36057.php
Андрей Смирнов / 22.01.2013, 23:55

5. Re: «То, что предлагает господин Пивоваров, можно назвать грантовой идеологией»

Грантосос он и в РАН грантосос.
Адвокат / 22.01.2013, 23:43

4. про эт контра

У Пивоварова есть очень интересная мысль о том, что используемые нами термины "западники" и "славянофилы" крайне неудачны. Характерной особенностью мировоззрения ранних славянофилов была не столько особая любовь к русской старине, сколько теоцентричность мировоззрения. В отличие от антропоцентричности, которую исповедовали все остальные, угодившие в аморфную категорию "западников".
Павел Тихомиров / 22.01.2013, 20:34

3. Ничего у них не получится.

Здравствуйте братия и сёстры. Отчасти можно согласиться с тем, что чтобы быть Русским, нужно думать как Русский человек, любить свою отчизну, знать историю включая житие святых наших людей, князей и т.д Ну и конечно принять Христа как Господа спасителя и соблюдать каноны охраняемые РПЦ. Есть немало Русский людей в нашей истории с нерусскими фамилиями которые приняв нашу веру, жили и думали как истинные сыны нашей матушки-земли и не могли представить себя отдельно от наших традиций и веры. Сегодня многие по происхождению русские, таковыми не являются. Но Бог всё видит и знает, преданные люди нашей земле, вере воссоединяются и крепнет сила которая станет спасением для всех народов проживающих рядом с нами. Именно по этому всё более активируется зло и образуются группы-антагонисты вобрав в себя шоубиз, учёных и псевдоучёных академиков самозванцев и просто заблудших людей. Мир Вам всем, Господь с нами.
nefesh / 22.01.2013, 19:12

2. господин Пивоваров

Обыкновенный либеральный русофоб, который почему-то себя считает русским историком.
Слава 24 / 22.01.2013, 19:06

1. "Фальсификатор истории № 1"

Дать представление читателям РНЛ, что представляет собой Ю.С. Пивоваров в своём, так сказать, «генезисе» я попытался еще два с половиной года тому назад (см. 12.06.2010 «Россия: грядёт перемена мысли»). В полной же мере роль этого «академика» в качестве фальсификатора истории №1 отражена в републикации на РНЛ 11.07.2011 года материала Сергея Бухарина «Как и почему врут историки (IV) или Юрий Сергеевич Пивоваров. Часть вторая».
C. Гальперин / 22.01.2013, 18:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Курс на создание «государства в государстве»?
О попытках ввести многожёнство и завозить мигрантов из Пакистана
23.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Крымский» сценарий в Сирии
России нужно создать Латакийскую республику, тем самым защитив христиан и алавитов
14.12.2024
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29