Мы попросили прокомментировать слова академика известного ученого, к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.
Во-первых, что касается самого титула - академик. Не все достойные ученые сподобились академического титула в нашей стране. Я вспоминаю своего учителя Игоря Михайловича Дьяконова. Он был членом почти всех академий, кроме своей собственной. Не только в советскую академию его не пускали, но и в российскую. При том, что этот человек знал 15 современных языков и 15 древних и переводил с шумерского. Академический титул для меня в этом контексте мало что значит.
Во-вторых, то, что предлагает господин Пивоваров, без преувеличения можно назвать грантовой идеологией. Это в высшей степени идеологизированный текст космополитически-глобалисткого характера, направленный на дискредитацию России, на унижение и уничтожение русского национального характера. А то, что этот характер реально существует, так достаточно господину Пивоварову заглянуть в советский учебник по литературе 6-го класса и прочесть военный рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» - про танкиста Егора Дремова, который вернулся домой с обожженным лицом и, чтобы не расстраивать родителей, даже не сказал, что это он. И все равно мать его сердцем узнала. Академик Пивоваров либо не читал, либо предпочел проигнорировать размышления Василия Осиповича Ключевского о едином характере великоросса, о его чертах, его упрямстве, несколько насмешливом практическом уме, известной недоверчивости, с одной стороны, а, с другой стороны, - парадоксальной открытости. Это же не какие-то сверхсекретные документы, это лекции по русской истории. Если господин Пивоваров этого не учил, то мне его откровенно жаль.
Далее: совершенно смешные его утверждения по поводу того, что Глинка не вписывается в триаду «Православие, Самодержавие, Народность». Как известно, творческим дебютом Михаила Ивановича Глинки явилась опера «Жизнь за Царя», в которой как раз присутствуют и Православие, и Самодержавие, и Народность.
Что же касается Лермонтова, то при всех сложных его отношениях с правительственными кругами, по большому счету он оставался монархистом и русским человеком. При том, что его бороли многочисленные страсти и искушали многие демоны, он остался до конца своих дней человеком православным. Определяющими для него являются слова:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
А что касается его слов об опасности понимания своего особого пути для России и необходимости включения в семью христианских народов, то опять-таки, где эту семью господин Пивоваров видит в постхристианском обществе, когда в конституции объединенной Европы нет ни единого слова не то, что о Христе, даже о Боге. Говорится лишь о каких-то традициях. Если в большинстве современных европейских конституций неукоснительно проводится принцип отделения Церкви от государства, а школы от Церкви, если проповедуется и проводятся в жизнь, в том числе на законодательном уровне, такие антихристианские извращения, как эвтаназия и узаконенный гомосексуализм, где он это все видит?
И, наконец, представления об опасности особого русского пути и сравнение с национал-социализмом применительно к России являются кощунственными. Вспоминаются слова русского советского поэта, танкиста, участника войны Сергея Орлова:
Пройдут года, придут иные люди
Легка им будет молодая жизнь.
Но проклят будет тот, кто позабудет
Что нашей кровью залит был фашизм.
И не забудем, что Сталин в 1945 году поднимал тост за здоровье русского народа, народа - победителя фашизма. Естественно, никто не собирается умалять роль иных народов Советского Союза, но то, что основную тяжесть этой войны и основную горечь страданий вынес именно русский народ, это, безусловно, факт. И благодаря этой войне русский народ навсегда получил отвращение к тем или иным формам фашизма и нацизма. Эта опасность нам не грозит нисколько.
А что касается Германии, то немцы при Гитлере изменили своему традиционному национальному пути, потому что путь Германии, путь немецкого народа состоял в христианстве и во всечеловечности. Именно поэтому Германия украшена именами таких великих философов, поэтов, ученых, как Лейбниц, Бах, Иммануил Кант и Фридрих Шиллер. Именно поэтому немцы так легко врастали в русскую культуру, немало послужили ей, немало ее обогатили и обогащались от нее сами.
При Гитлере же Германия свернула на дорогу расистского языческого оккультного национализма, настроенного на признание исключительности германского народа и арийской расы и на признание всех прочих народов недочеловеками. Известно, что Гитлер был оккультистом и связан с обществом «Туле», и мы находим параллели высказываний Гитлера и основных положений Каббалы. В Каббале все прочие народы сравниваются с плевком перед «избранным народом». Примерно в таких же терминах Гитлер формулировал соотношения арийцев и неарийцев. И соответственно распределялись и их роли.
Как известно, Гитлер был враждебен подлинно германскому духу. Рождение Германии и великой немецкой культуры, безусловно, связано с христианством. А Гитлер имел наглость возвестить, что Христос устарел, что Его учение уже несовременно. Как справедливо сказал Святейший Патриарх Сергий, за эти безумные слова да поразит Господь Гитлера с соумышленниками его, которые дерзнули учение Христа подменить учением нацизма. Когда немецкий народ не оправдал ожиданий и проиграл войну, то Гитлер возненавидел свой собственный народ и пожелал, чтобы его место заняли более энергичные и более сильные народы.
И возникает законный вопрос - разве так обращались к русскому народу, когда он терпел поражение, его вожди - Александр Невский, Александр I, Николай II и даже Иосиф Виссарионович Сталин? Разве обращались так они к нему? Нет, нет и еще раз нет.
Если господин Пивоваров хочет, чтобы мы пошли немецким путем, тогда, пожалуйста, пусть он борется с Православием, пусть он борется с христианством, с Самодержавием, и на место Самодержавия, безусловно, придет вождизм, типа гитлеровского, а на место Православия придет оккультизм. И тогда всем станет невесело. Но эта опасность достаточно гипотетическая. Гораздо более реальна другая. Русский человек погибает от отсутствия великой цели, идеала и высокой планки. Если для него нет цели, нет смысла в его жизни, он просто спивается. Соответственно, те, кто лишают этой цели народ, объективно работают на его уничтожение.
6. г-н Пивоваров, оказывается, липовый историк
5. Re: «То, что предлагает господин Пивоваров, можно назвать грантовой идеологией»
4. про эт контра
3. Ничего у них не получится.
2. господин Пивоваров
1. "Фальсификатор истории № 1"