Почему дети ищут своих кровных родителей.
Тайна усыновления прописана в нашем законе, поэтому практически отсутствует статистика и открытые источники по этой теме. Мы обратились к интернет-материалам и нашли данные американских исследователей.
Немногим усыновленным удается дойти до конца из-за закрытости документов, сложностей поиска и отношения общества к таким ищущим как к неблагодарным детям. По данным группы американских исследователей Бродзински, Шехтера и Хенига 100% опрошенных усыновленных тем или иным образом думали о поиске хотя бы в фантазиях. От 15 до 40% опрошенных уже сделали следующий шаг – начали искать кровных родителей.
Авторы пишут, что Search Institute, исследовавший отношение американских приемных подростков к этому вопросу, выяснил, что 65% детей хотели бы встретить своих биологических родителей. Анализ ответов показывает, что желание подростков встретиться с кровными родителями – это нечто большее, чем попытка узнать о своем прошлом. Для них это еще и стремление восстановить прервавшуюся кровную связь и заверить родных родителей, что с ними «все хорошо». Решение искать обычно не связано с удовлетворенностью или неудовлетворенностью приемной семьей.
Усыновленными назывались следующие причины поиска родителей:
• чтобы узнать, как они выглядят (94%);
• чтобы сказать им, что я счастлив (80%);
• чтобы сказать им, что со мной все в порядке (76%);
• чтобы сказать им, что я радуюсь жизни (73%);
• чтобы узнать, почему я был усыновлен (была удочерена) (72%).
Демографические исследования американцев показывают, что средний возраст ищущих усыновленных 29 лет; типичный ищущий состоит в браке, относится к среднему классу, имеет стабильную работу. 80% из них – женщины.
Люди веками пытаются ответить на вечные вопросы: «Кто я?», «Какова цель и смысл моего существования?». Команда Бродзински пришла к выводу, что для решения многих личных вопросов у усыновленных недостает информации. Процесс поиска помогает им разобраться с важными аспектами человеческого развития: потеря и скорбь; зависть; формирование представления о себе, своих силах и достоинстве; половая идентичность; когнитивный диссонанс; образ тела.
Почему начинают искать?
Принятие решения о поисках часто вызывается крупными жизненными событиями – например, браком, смертью усыновителя, окончанием школы, расставанием с домом или рождением ребенка, потерей усыновителя. Поиск усыновленным родителей является как бы поиском внутренних частей себя. Кому-то для завершения поиска достаточно получить архивные документы или фотографию биологических родителей, а кто-то надеется установить личные отношения с кровной семьей, кто-то хочет стать независимым и взять под контроль свою жизнь.
Часто толчком для поисков становится проблема здоровья, она позволяет усыновленному оправдаться и в то же время обойти сложные вопросы «лояльности к усыновителям».
Однако наиболее распространенной причиной для поиска является желание посмотреть, как выглядят биологические родители, какие у них таланты, и что это за люди.
Не все ищут.
Те, кто не ищут – это несколько типов. Одни усыновленные часто утверждают, что они просто не думают о поиске, и в целом имеют философию «Живи и дай жить другим». Иногда это те, кто начинают искать позже.
Другой тип – «воинствующие неищущие». Они очень критически относятся к тем, кто ищет, и борются за свой статус. Их девизы: «Зачем разрушать жизни? Зачем раскачивать лодку?»
Команда исследователя Бродзински говорит о том, что «немало приемных детей рассматривают стресс усыновления как обстоятельство, которое они не могут изменить, поэтому подавляют или отрицают его значение в своей жизни. Это можно рассматривать как стратегию приспособления. Это просто маска, по крайней мере до тех пор, пока телефонный звонок от кровной матери или раскрытие генетической болезни не сделает отрицание уже невозможным». Еще одним фактором в принятии решения о поиске часто является опасение на негативную реакцию о поиске у усыновителей.
Закончим словами девушки, нашедшей свою родную мать: «Конечно, нужно искать! Мы созвонились, она предложила встретиться. Не буду описывать здесь, что я тогда пережила: от восторга до отчаяния. Мне все еще сложно понять свои чувства. Как будто, наконец, нашла детали гигантского пазла, сложила картинку, но счастливее не стала. Безусловно, стало легче. Спокойнее. Появилось ощущение целостности, уверенности. Понимание кто ты, откуда, что у тебя наследственное, а что приобретенное. Появилось подтверждение самого акта рождения. Представьте, что вам дали зеркало, и вы в него посмотрелись. Даже задышалось свободнее».
Ну а смогут ли наши, российские дети, усыновленные американцами, или французами, или испанцами когда-нибудь найти свою маму?
Обзор подготовлен НП «Родительский комитет» по интернет-материалам