Центры социальной адаптации, известные как «ночлежки», существуют в Москве с 1993 года. Их основное предназначение – давать приют городским бродягам, но даже в холода они пустуют. Дело в том, что при приеме в «социальную гостиницу», согласно правилам, в базу данных заносятся цифровая фотография и отпечатки пальцев каждого, на основании чего выдается карточка социальной регистрации бездомного гражданина. Она не является удостоверением личности и не дает никаких льгот, кроме преимущества при приеме на работу. Именно этого и стараются избежать бродяги. Впрочем, как выяснили журналисты, в ночлежки не так легко попасть. Например, если у человека есть прописка, пусть и в другом городе, в ночлежку его не пустят, как и безработного гастарбайтера.
Поскольку зимой, особенно в морозы, бездомные нередко замерзают насмерть или обмораживаются, инициативная группа москвичей просит мэрию и начальника столичного метрополитена открыть круглосуточный доступ в «предбанники» станций подземки, где работает система обогрева. По их мнению, это позволит сократить статистику по обморожениям и помочь людям, «попавшим в трудную ситуацию». По мнению представителей инициативной группы, открытие «предбанников» не создаст угрозу безопасности метро и не потребует больших затрат. Волонтеры со своей стороны готовы дежурить в ночное время на всех станциях.
Столичные власти, меж тем, напротив, намерены избавить столичную подземку от бродяг за счет благоустройства территорий около станций и ликвидации палаток. Представители благотворительных организаций, однако, утверждают, что торговля «помогает бомжам подкармливаться, но незначительно», а от метро они в любом случае не уйдут, поскольку в основном ночуют там.
Между тем, в Мосгордуме называют абсурдной практику, когда милиция ловит бродяг, доставляет их в приюты, где их моют, поят и кормят, после чего они уходят обратно на те места, откуда их привезли. В 2007 году депутаты уже предлагали вернуть в Уголовный кодекс статью о бродяжничестве. Были также предложения ввести для бездомных принудительную трудотерапию, однако это вызвало целую бурю негодования у правозащитников. Власти обвинили в попытке создания «системы апартеида по социальному признаку».
В связи с этой проблемой корреспондент издания Regions.ru обратился к известным православным священнослужителям с вопросами: Какой должна быть политика в отношении бездомных бродяг? Следует ли им предоставить «свободу» жить так, как они живут, лишь оказывая необходимую для жизни помощь (едой, одеждой, местом для ночлега), или же государство и общество должны принимать усилия, чтобы вернуть бродяг, пусть принудительно, в социум? Как относится к инициативе группы москвичей
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, сообщил, что уже подписался под этой инициативой. «Разрешение бродягам греться и ночевать в "предбанниках" метро, безусловно, многим спасет жизнь», - сказал он. Вместе с тем, добавил священник, «ведущие такой образ жизни должны нести определенную ответственность. Это могут быть "15 суток", это могут быть специальные места временного содержания бродяг. В нашем климате просто нет иных способов сохранить этим людям жизнь. Это то же самое, что препятствовать самоубийству. Если мы видим, что человек хочет покончить с собой, мы обязаны этому воспрепятствовать».
Применение трудотерапии священник также считает оправданным: «Эти люди сами махнули на себя рукой. Для многих из них единственной целью является выпивка. Для их же блага они должны быть на определенное время лишены этой возможности. Для этого и нужна принудительная трудотерапия (при этом работа не должна быть тяжелой) и принудительное содержание в определенных местах под контролем с запретом употребления алкоголя. Что же, отстраниться и спокойно наблюдать, как люди сами себя губят и замерзают, всеми брошенные, на улице?»
«Помощь может выражаться разными способами. Мы в нашем храме, например, как можем, помогаем бездомным и бродягам, - рассказал священник. – Мы кормим по 600 человек два раза в неделю. Но чтобы изменить положение, нужны серьезные меры со стороны государства. Все-таки считать это положение нормальным было бы ошибкой. Да, потребуются насильственные меры и ограничение свободы. Но негуманно оставлять все как есть, и давать людям право умирать на улицах. Даже собак бродячих подбирают и сдают в специальные приемники. А здесь люди на улице, при нашем-то климате!»
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, признал, что это очень тяжелая социальная проблема, которая отражает болезненную ситуацию в нашем обществе. «Сразу вспоминаются слова одного персонажа из "Палаты №6": "Диоген не нуждался в кабинете и в теплом помещении; там и без того жарко. Лежи себе в бочке да кушай апельсины и оливки. А доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату". Конечно, Москва не тот город, где можно жить на улице, особенно зимой. Но инициатива с "предбанниками" метро проблему, конечно, не решит. Дай Бог, справлялось бы метро со своими прямыми задачами. Для экстренного отепления есть другие способы: специальные палатки-теплушки, например. Это вопрос к городским службам», - отметил пастырь.
«Но если человек сам себе враг, как с ним вести переговоры? – сказал священник. – И для начала надо хотя бы разделить бродяг и бомжей на тех, кто хочет начать нормальную жизнь, а кто нет. Помочь тем, кто желает, выправить документы, помочь им встать на ноги. Пусть и не в столице, но крышу над головой и работу найти можно. А с теми, кто не хочет, церемонии, очевидно, уже неуместны. В их отношении актом милосердия будет гарантированная возможность поесть и согреться, ну уж если они сами себе враги. Нужно ведь подумать и о людях, склонных к нормальному образу жизни. Переделывать человека против его воли все-таки нельзя, если это не "медицинский" случай. Так просто – "давайте отпустим" или "давайте посадим" эта проблема не решается. И как решать эту проблему в условиях нравственно дезориентированной жизни, когда обществом в целом не усвоены нравственные приоритеты, которые лежали бы в основании общественной жизни, что отражалось бы и во взаимоотношениях людей, и в политике СМИ, в образовании и воспитании, когда понятия о добре и зле крайне размыты? На какую, собственно, систему ценностей мы опираемся? Каждый христианин имеет возможность явить личное милосердие в отношении любого человека. Но данная проблема касается всего общества. И то, что власть так беспомощна, что столько людей оказалось в таком бедственном положении и с ними не могут даже начать что-либо делать, - все это отражение того сердечного и умственного хаоса, который царит, к сожалению, и на руководящих уровнях нашего государства».
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, признался, что «не очень хорошо» относится к инициативе открыть для бездомных круглосуточный доступ в «предбанники» метро. «Обеспечить должный контроль волонтеры однозначно не смогут. Если и будет какой-то эффект от этой инициативы, то минимальный. Это первое. Второе. По опыту общения с этими людьми могу сказать, что не менее половины из них и не стремятся изменить свою жизнь. Этот образ жизни входит у них в привычку. Смысл для них в "халяве", как они сами говорят. Поэтому я сторонник принудительных мер. Другое дело, способно ли государство правильно и разумно все организовать?» - сказал пастырь.
«Да, придется помогать насильно. Но о какой "свободе" толкуют правозащитники, путая свободу со своеволием? На самом деле они защищают своеволие, приводящее к преступлению. В данном случае принуждение имеет воспитательное значение, как и с детьми. Пьянство у бродяг стало привычкой. Сначала нужно отучить их от нее, а потом уже разговаривать. Здесь без принуждения не обойтись, для их же блага. Потом им надо дать работу. Конечно, замерзающих жалко, даже если они бродяжничают по собственной воле. Я сам много раз дотаскивал таких до ближайшего тепла. Это насилие – не дать умереть? Какая разница, преступник или не преступник – всем надо помогать, они же люди. Но без присмотра и принуждения не обойтись. Когда надо для общего блага, демократия может быть очень жесткой. Вспомни американскую демократию, которую всем нам в пример ставят. В Великую депрессию сколько было бродяг – всех заставили работать – вполне по-сталински! Почему-то правозащитники об этом помалкивают», - заключил отец Александр Шумский.