Я не говорю о решении Архангелогородского архиерея, оно как раз осторожное и очень мягкое: только перевод под начало более опытного священника, вообще без каких-либо санкций. Я имею в виду реакцию, толкование этого события в печати. Ведь нужно же и понимать последователей этих, конечно, необычных священников. Что касается догматических вопросов, то они уже давно определены Синодом и на ошибки этих священников им было указано. Другой вопрос, насколько они лично это восприняли...
Мне очень хорошо понятны их мотивы. Они имеют под собой основу — самую хорошую. Люди прошли длинный путь поисков, соприкоснулись с Православием, и соприкосновение с Истиной даёт ощущение уверенности, твёрдости в своём толковании Истины.
Для защиты этого своего толкования им и приходится идти на такие «обходные манёвры», подобно тем, которые описываются о. Тихоном (Шевкуновым). И это тоже понятно. Ответить архиерею, немного соврав, — это ведь вполне по-интеллигентски, — может быть, даже не ради даже лжи, а может быть из других мотивов, например, чтобы не расстраивать престарелого епископа. Примерно так письма Чехова изобилуют «невинной» ложью вроде «я Вам писал, но моё письмо, видимо, затерялось на почте», — хотя биографы достоверно знают, что ничего он не писал.
Людей этих нужно беречь. Всё-таки, не смотря ни на что, они исповедуют Символ Веры Православной Церкви. Они причащаются и находятся в каноническом общении с Русской Православной Церковью. То, что им приходится идти на такие уловки, — это как раз аргумент для них же, что всё не так правильно в их мировоззрении.
Нужно понимать, что искушение ума — преодолеть сложнее всего. Недавно смотрел с детьми сказку «Огонь, вода и медные трубы». Главный герой там смело спасает из огня царскую дочку, выбирается из воды, а вот на «медных трубах» — попадается, когда ему поют: «Мудрейший, мудрейший, мудрейший ты наш...»
Самому заметить эту проблему практически невозможно, потому что многое становится «очевидным», а с этой «очевидностью» справляться нелегко, ведь она — плод как бы собственного открытия. В прошлом году мне довелось несколько раз общаться с последователями «Свидетелей Иеговы». Ко мне пришёл какой-то из их начальников, и я показывал им их собственные противоречия, довольно странные. Например, в их книжке, как отвечать на разные вопросы, написано, что буддистам нужно объяснить, что СИ никакого отношения к христианству не имеют, а страниц через 200 написано, что СИ — это восстановление христианства первых веков.
・ Чему верить, — спрашиваю я «брата». Ваша книжка — противоречит сама себе.
・ Нет, — говорит, эта книжка — это так, только справочник, а до всех открытий я дошёл сам.
Ну, тут уж что сказать. Старец Адриан из Псково-Печерского монастыря велел передать мне, чтобы я в дом их не пускал, а чистые сердцем — Бога узрят. Так я и отписал «брату» в СМС, а уж он там пусть сам думает.
Но мне вот что тут очень занимательно: эта «самость». Крепко сидит у них как раз то, что, кажется открытым своим трудом, своими «исследованиями Библии», как они их называют. Нам-то со стороны очевидно, что это не их «исследования», а им, «изнутри» процесса — нет.
Думаю, «самость» и в «Заостровском» подлавливает людей, раз там творятся такие вещи, о которых пишут уважаемые люди, священники.
Мне кажется, что с этим надо бороться, но с очень большой любовью. Как-то нужно объяснить им, что, дорогие вы наши, мы с вами — православные христиане. И то, чем вы занимаетесь, во многом — очень хорошо, очень полезно. Читаете Пушкина, изучаете церковную литературу, делаете переводы, исследуете древние языки. Это не только интересно, полезно, назидательно, но и спасительно, и за это вам, — большой поклон и благодарность. Но кое-что нужно скорректировать, немного поправить. Ну, вот тут и тут вы — неправы. Поймите, что мы все бываем неправы, и мы не можем доверять сами себе, как старец Иоанн Валаамский всегда говорил: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб». Блюдитесь, как опасно ходите и прочее. Все мы можем ошибаться, и для того и существует Церковь, — чтобы поправлять, где неправильно и показывать, как на самом деле должно быть. Вот Церковь вас наставляет: поправьтесь, не так должно быть, а вот так. И сейчас — епископ ваш — это и есть апостол, потому что именно ему передана власть апостолов, и никому другому.
Но как-то вот это всё надо с любовью объяснить, без крика, обвинений, ярлыков...
Подумаем, а куда им идти? Как тот домоуправитель: «копать не умею, просить стыжусь»...
Загонять в угол их не нужно. Они нужны нам, — это — наши люди, русские, православные люди, хотя и есть у них определённые неправильности. Надо стучаться, любить их и помогать им как-то поправиться.
Родион Николаевич Юрьев, юрист, публицист, Санкт-Петербург
8. Re: Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода
7. Ответ на 4., Православный Антивирус :
6. Ответ на 4., Православный Антивирус:
5. Ответ на 3., р.б.Павел:
4. Ответ на 2., Сава:
3. Re: Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода
2. Автору
1. Re: Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода