Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода

Родион Юрьев о «Заостровском расколе»

Заостровский раскол 
0
1660
Время на чтение 3 минуты
Грустно читать о событиях, поименованных в СМИ «Заостровским расколом». Здесь нужно быть очень осторожным, понимать, что движет этими людьми, не объявлять, может быть, их всё-таки сразу раскольниками и еретиками.

Я не говорю о решении Архангелогородского архиерея, оно как раз осторожное и очень мягкое: только перевод под начало более опытного священника, вообще без каких-либо санкций. Я имею в виду реакцию, толкование этого события в печати. Ведь нужно же и понимать последователей этих, конечно, необычных священников. Что касается догматических вопросов, то они уже давно определены Синодом и на ошибки этих священников им было указано. Другой вопрос, насколько они лично это восприняли...

Мне очень хорошо понятны их мотивы. Они имеют под собой основу — самую хорошую. Люди прошли длинный путь поисков, соприкоснулись с Православием, и соприкосновение с Истиной даёт ощущение уверенности, твёрдости в своём толковании Истины.

Для защиты этого своего толкования им и приходится идти на такие «обходные манёвры», подобно тем, которые описываются о. Тихоном (Шевкуновым). И это тоже понятно. Ответить архиерею, немного соврав, — это ведь вполне по-интеллигентски, — может быть, даже не ради даже лжи, а может быть из других мотивов, например, чтобы не расстраивать престарелого епископа. Примерно так письма Чехова изобилуют «невинной» ложью вроде «я Вам писал, но моё письмо, видимо, затерялось на почте», — хотя биографы достоверно знают, что ничего он не писал.

Людей этих нужно беречь. Всё-таки, не смотря ни на что, они исповедуют Символ Веры Православной Церкви. Они причащаются и находятся в каноническом общении с Русской Православной Церковью. То, что им приходится идти на такие уловки, — это как раз аргумент для них же, что всё не так правильно в их мировоззрении.

Нужно понимать, что искушение ума — преодолеть сложнее всего. Недавно смотрел с детьми сказку «Огонь, вода и медные трубы». Главный герой там смело спасает из огня царскую дочку, выбирается из воды, а вот на «медных трубах» — попадается, когда ему поют: «Мудрейший, мудрейший, мудрейший ты наш...»

Самому заметить эту проблему практически невозможно, потому что многое становится «очевидным», а с этой «очевидностью» справляться нелегко, ведь она — плод как бы собственного открытия. В прошлом году мне довелось несколько раз общаться с последователями «Свидетелей Иеговы». Ко мне пришёл какой-то из их начальников, и я показывал им их собственные противоречия, довольно странные. Например, в их книжке, как отвечать на разные вопросы, написано, что буддистам нужно объяснить, что СИ никакого отношения к христианству не имеют, а страниц через 200 написано, что СИ — это восстановление христианства первых веков.

・ Чему верить, — спрашиваю я «брата». Ваша книжка — противоречит сама себе.
・ Нет, — говорит, эта книжка — это так, только справочник, а до всех открытий я дошёл сам.

Ну, тут уж что сказать. Старец Адриан из Псково-Печерского монастыря велел передать мне, чтобы я в дом их не пускал, а чистые сердцем — Бога узрят. Так я и отписал «брату» в СМС, а уж он там пусть сам думает.

Но мне вот что тут очень занимательно: эта «самость». Крепко сидит у них как раз то, что, кажется открытым своим трудом, своими «исследованиями Библии», как они их называют. Нам-то со стороны очевидно, что это не их «исследования», а им, «изнутри» процесса — нет.

Думаю, «самость» и в «Заостровском» подлавливает людей, раз там творятся такие вещи, о которых пишут уважаемые люди, священники.

Мне кажется, что с этим надо бороться, но с очень большой любовью. Как-то нужно объяснить им, что, дорогие вы наши, мы с вами — православные христиане. И то, чем вы занимаетесь, во многом — очень хорошо, очень полезно. Читаете Пушкина, изучаете церковную литературу, делаете переводы, исследуете древние языки. Это не только интересно, полезно, назидательно, но и спасительно, и за это вам, — большой поклон и благодарность. Но кое-что нужно скорректировать, немного поправить. Ну, вот тут и тут вы — неправы. Поймите, что мы все бываем неправы, и мы не можем доверять сами себе, как старец Иоанн Валаамский всегда говорил: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб». Блюдитесь, как опасно ходите и прочее. Все мы можем ошибаться, и для того и существует Церковь, — чтобы поправлять, где неправильно и показывать, как на самом деле должно быть. Вот Церковь вас наставляет: поправьтесь, не так должно быть, а вот так. И сейчас — епископ ваш — это и есть апостол, потому что именно ему передана власть апостолов, и никому другому.

Но как-то вот это всё надо с любовью объяснить, без крика, обвинений, ярлыков...

Подумаем, а куда им идти? Как тот домоуправитель: «копать не умею, просить стыжусь»...

Загонять в угол их не нужно. Они нужны нам, — это — наши люди, русские, православные люди, хотя и есть у них определённые неправильности. Надо стучаться, любить их и помогать им как-то поправиться.

Родион Николаевич Юрьев, юрист, публицист, Санкт-Петербург
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода

Редкая на РНЛ попытка искать того, что объединеяет, а не разъединяет православных христиан.
Субъект / 18.01.2013, 00:48

7. Ответ на 4., Православный Антивирус :

Во-первых, мы реформируем. — И она протянула нам красную книжицу

Прямо хунвейбины
Адриан Роум / 17.01.2013, 13:27

6. Ответ на 4., Православный Антивирус:

Мы увидели буквально толпы ликующего народа

Спаси Господи, коллеги, за такой яркий рассказ-ликбез. У нас принято как-то "потихоньку-помаленьку", толерантно, по свято-отечески, примерно так, как журит их уважаемый Юрист - автор статьи. А тут с ваших слов все очень понятно и ясно, грамотно и профессионально. Еще раз - огромное вам спасибо!
Сава / 17.01.2013, 11:30

5. Ответ на 3., р.б.Павел:

Блудному сыну, кажется, был дан другой ответ.

Блудный сын, кажется, покаялся.
М.Яблоков / 17.01.2013, 11:10

4. Ответ на 2., Сава:

Я недавно с изумлением узнал, в Новодевичьем монастыре они уже около 15 лет хозяйничают.

В один из воскресных дней наши корреспонденты оказались в указанном нам монастыре. Не заканчивая никаких катехизаторских курсов и прочих высших православно-христианских школ, они оставались неискушенными и простыми людьми. Но им сразу стало ясно, что любезно предоставленная нам информация о дислокации общины свящ. Г.Кочеткова на сей раз оказалась достоверной. И вот их рассказ. V Мы увидели буквально толпы ликующего народа, непрестанно снующего внутри храма и по территории монастыря. Естественной реакцией православного человека, оказавшегося в подобной обстановке, могла быть только мысль, что в храме — престольный праздник. Ведь несмотря на внушительные размеры храма, он с трудом вмещал столь громадное количество прихожан. Всеобщее ликование должно было бы укрепить в этой мысли. Но мы-то знали, что престольного праздника в этот день быть не могло. Для нас стало очевидно, что дело вовсе не в праздничном таинстве, а напротив — в праздности собравшегося на великое таинство литургии народа. Восторженность собравшихся в храме людей никак не походила на благоговейные чувства благодарных Господу православных христиан, умиротворенных благодатью священнодействия. Эта восторженность скорее была похожа на романтическую экзальтацию собравшихся у костра туристов, покинувших уютные квартиры ради острых ощущений радостного душевного общения. А хаотические перемещения людей в храме напоминали броуновское движение, не подчиненное никакой цели. Зрелище, представшее нашим глазам, разительно походило на неожиданное внедрение в православный храм цыганского табора. С трудом протиснувшись ближе к алтарю, мы насчитали в храме (!) восемнадцать колясок с малыми детьми и десятки складных стульев, расставленных по всему храму, но сконцентрированных преимущественно близ алтаря. И восседали на этих стульях отнюдь не немощные бабушки, а юные отроки, зрелые мужи и красны девицы с непокрытыми головами. Все они периодически бодро вскакивали со своих стульев и, активно жестикулируя руками, тем самым подавая друг другу какие-то для нас непонятные знаки, устремлялись в неожиданных направлениях — по закону броуновского движения. А в это время протодьякон с амвона возглашал очередную ектенью, но до нее никому и дела не было. Одна из молодых мам в необъяснимом сердечном порыве вдруг разыгралась посреди храма со своим младенцем, не требовавшим ни плачем, ни излишней резвостью подобного развлечения: она стала высоко подбрасывать его в воздух, умиляясь и хохоча вместе с ним. Другая же мамаша, сев на стульчик тут же, посреди храма, бесстыдно оголив грудь, стала на виду у всех демонстративно кормить своего младенца. Смиренные монахини настойчиво попросили ее не смущать своим поведением прихожан и скромно пересесть куда-нибудь в уголочек храма, подальше от глаз молящихся людей. Но тут не только эта мамаша, но и ее преданные подруги в один голос зашипели на непонятливых матушек, а сама кормящая мать огрызнулась: «Нет, я хочу здесь, — мне так нравится. У вас нет любви, вы не христиане!». Тем временем другие монахини и послушницы деликатно предложили хозяйкам колясок оставлять их на улице и услышали примерно тот же, будто зазубренный, стандартный ответ: — У вас нет любви к детям, вы не христиане! Ведь Господь сказал, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. — Мы не препятствуем вашим детям, но детей-то можно было бы и на руки взять, а коляски все же следует оставлять на улице. Но «добрые» мамы, грубо оборвав монахинь, прибегли к испытанному приему, запрещенному в приличном обществе, но действующему безупречно: «Вы не христиане, в вас нет любви!». Пораженные беспримерной дерзостью собравшихся в храме, мы напрочь забыли, с какой целью были посланы сюда. Нам было уже не до кочетковской теории, отрицающей бессмертие душ. Нас поразила сама практика общения доверивших свои души этому «пастырю». Мы были потрясены манерой их поведения, их обращением с кроткими и беззащитными насельницами монастыря. И еще нас удивило, что молодые люди, никак не участвующие в богослужении, не слушающие ни дьякона, ни священника, ни хор, но постоянно общающиеся между собой, время от времени встрепенувшись, вдруг как бы просыпаются, и тогда с разных сторон храма разносятся недоуменные возгласы: «А что, причастие скоро?» «А причастия еще не было?» А в самый ответственный момент литургии вдруг все броуновские частицы, словно по воле мощного магнита, на несколько мгновений застывают на одном месте и начинают громогласно и властно возглашать: «Аминь! Аминь! Аминь!» «Вот это силища! — удивились мы, — эту бы энергию — да в мирных целях!». И как бы в ответ на наше восхищение, в храме началось всеобщее целование всех со всеми. Мы обратились к одиноко стоящей монахине, уклоняющейся от участия в навязчивом ритуале целования. — Объясните нам, что тут происходит? — Да это же кочетковцы. Это страшная тоталитарная секта. Они только и знают, что целоваться. И сразу после причастия тоже целуются. Даже не знают, что причастие — это великое таинство, что после него надо благодать хранить. Ведут себя вызывающе, а на любое замечание у них всегда один ответ: «У вас нет христианской любви. Вы не христиане». Я как на каторгу каждое воскресенье хожу в этот храм, но таково мое послушание... А из этого всего (она окинула взглядом переполненный храм), может быть, хоть одно зернышко и взойдет. Кто знает?.. После всеобщего причастия всех присутствующих в храме мы решили спросить у одной женщины, не принадлежащей, по всем признакам, к этой странной группировке: — Скажите, вы постоянно ходите в этот храм? — Да. — А можете ли нам рассказать, что это за община такая странная у вас в храме? — Нет, нет, — с ужасом замахала она руками, — я только что причастилась. Это же кочетковцы! Я о них даже думать не хочу. Тогда мы обратились к молодой девушке, явно из общины священника Кочеткова: — Скажите, в чем основное отличие вашей общины от обычных православных христиан? — Во-первых, мы реформируем. — И она протянула нам красную книжицу в мягком переплете, с гордостью пояснив: — Это перевод литургии на русский язык нашего отца Георгия Кочеткова. А во-вторых, в отличие от вашей Церкви, у нас нет антисемитизма. — По выражению ее радостного лица было видно, что она осталась весьма довольна своим ответом. Мы разговорились. — А вы другие православные храмы когда-нибудь посещаете? – спросили мы. — Я сюда из Подмосковья каждое воскресенье приезжаю. Я пыталась ходить в храм, где я живу, но с настоятелем нашим очень туго: я пыталась объяснить ему, что служить надо по-русски, и книжку с переводом службы ему подарила, а он, конечно, отказался. Вообще, он даже не захотел об этом говорить. С тех пор я туда не хожу, там — фундаментализм! — А что значит — фундаментализм? — Ну, — девушка явно замялась, — ну, это когда всё по-церковно­славянски. И когда книги отца Александра Меня не продают. — А вы давно в церковь-то ходите? — Я крестилась уже пять месяцев назад, у отца Георгия. Нам хотелось бы еще услышать столь же глубокомысленные ответы от этих забавных посетителей монастыря, но они вдруг, словно по команде, побросав в свои рюкзачки небольшие красные книжицы, с которыми не расставались в течение всей литургии, дружной толпой ринулись из храма, словно кинозрители после окончания очередного киносеанса. Вероятно, они спешили на свои «полулитургические агапы». Не успели мы оглянуться, их уже и след простыл. Только в одном из приделов храма осталась одинокая группа, около двух десятков человек. В центре этой группы, возвышаясь над всеми, стояла очень серьезная дама и обращалась к собравшимся вокруг нее как бы с пламенной речью. Слушатели, приоткрыв рты, внимали каждому слову этой ораторши и спешно записывали ее словеса в толстенные тетради. Рядом курсировал, охраняя их покой, катехизатор, скорее походивший на надзирателя. Мы решили подойти к ним, но как только мы приблизились к этой группе, катехиатор-надзиратель, вопросительно посмотрев на нас, как на чужаков, застыл в позе, показывающей, что посторонним вход воспрещен, ибо «только для белых». Мы наивно пролепетали: «Скажите, а куда здесь записывают?» — «Здесь никуда не записывают, — резко ответил надзиратель, — здесь мы решаем свои проблемы». При этом он многозначительно почесал свою тщательно подстриженную черную бороду. Нам оставалось только посожалеть, что свои-то проблемы мы так и не решили. Единственное, что мы поняли, что в этом храме действительно трудно сосредоточиться — будто мозги отбивает. И чтобы следующая наша поездка не оказалась столь же безрезультатной, как и первая, мы порешили, что нужно нам хорошо помолиться перед дорогой. http://blagogon.ru/digest/219/

3. Re: Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода

Они нам не нужны

. Блудному сыну, кажется, был дан другой ответ.

2. Автору

"Загонять в угол их не нужно". Я недавно с изумлением узнал, в Новодевичьем монастыре они уже около 15 лет хозяйничают. И все это время их увещевают. А храмов за это время захватывается ими все больше и больше. Сколько еще лет их увещевать, гладить по головке и просить, "ну, не надо так"... Это они на форумах такие белые и пушистые. Вы пойдите с ними в храме пополемизируйте, а еще лучше вне храма. Все извращенцы (а они извращенцы, поскольку извращают традицию) - очень агрессивны. Тем более, что Вы, как юрист, почему-то совсем не берете в расчет, - хотя бы как версию, что все, что творится сегодня с нашей Церковью, есть продуманная и хорошо спланированная акция.Никто их в угол загонять не собирается. Это они выдавливают их храмов традиционных христиан. Пусть строят себе храмы и молятся там своему богу. Это не наш бог. В свое время жена мне принесла книжки, где все про бога через слово повторяют. А вот какой бог - не говорят. Это были книжки т.н. космоэнергетов. И вообще как-то странно: то адвокат в защиту Кураева выступает, то юрист в защиту кочетковцев. И все из Питера.
Сава / 17.01.2013, 09:49

1. Re: Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода

Они нужны нам, — это — наши люди, русские, православные люди

Они не наши люди. Они неправославные. <...> Они нам не нужны.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Родион Юрьев
Кто ответит за страшную ковид-смертность в России?
Об итогах 2021 года и прогнозах на год 2022-й
31.01.2022
Очевидные ответы на обывательские рекомендации
Мысли после прочтения текста Сергея Глазьева
11.01.2022
Почему я против введения QR-кодов?
Нужна всеобщая принудительная вакцинация!
07.12.2021
Ковид: что делать?
Россия — вымирает, пора это понять, и вымирает прямо сейчас
06.11.2021
Идёт четвёртая волна ковида
Может быть она, наконец, вразумит антипрививочников
29.10.2021
Все статьи Родион Юрьев
Заостровский раскол
Расколы как трагедия Церкви.
Проект «Говорим»
27.05.2022
Кочетковцы бросают вызов Церкви
Преображенское братство, выступившее в защиту своего гуру, считает резолюцию Патриарха Кирилла от 30 июля инициативой внешних сил
14.09.2020
Дни кочетковской секты сочтены?
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова
24.08.2020
Священник Георгий Кочетков как переводчик с русского на русский
С подачи кочетковцев нам пытаются внушить, что Христос с народом говорил на языке обыденном
21.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви
Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В. и всей Православной России
14.08.2020
Все статьи темы
Последние комментарии