Протодиакон Андрей Кураев чуток на такие вещи. Ведь после пусси-райот он первый увидел закулисную режиссуру конфликта и призвал замять дело, не раздувая шумихи. Но получилась наша война по чужому сценарию и, как результат, раскол общества. Православные как-бы победили. Но неизвестно чем это кончится? Прежде атеисты были в обществе не оформлены и пассивны. Теперь они сгруппированы. И точка отсчета эры пока пассивной войны против православия - этот судебный процесс. А ведь война могла не начаться еще десяток-другой лет, а то и вовсе!
Кураев - все же профессор, а значит - понимает, что политика вершится не среди ее вулканов, а в вулкане московского быта. А мы-то живем в демократии, в которой православный президент Путин не вечен в своей должности, по определению. Почему-то многими с болезненной самоуверенностью исключается перспектива того, что президентом может стать атеист? Я соглашусь, что в ближайшие годы навряд-ли. Но молодежи в храмах практически нет. И что будет дальше неведомо!
К концу путинского срока мы вполне можем получить общество преимущественно атеистическое и агрессивное к Церкви. И это будет уже второе десятилетие войны начатой так недавно. При том, что изменения наверху власти могут произойти демократическим путем, вовсе не обязательно, что демократия позволит Церкви эффективно защищаться от агрессии большинства. У нас любая европейская модель может работать на азиатский лад, что видно по жесткому управлению судами и правоохранительными органами.
Попадая в любую среду вне Церкви, замечаешь нарастающее раздражение к ней разных людей, в том числе тех, кто прежде ей сипматизировал, или был просто равнодушен. Мы русские не хотим жить в реальности. Надо обязательно мечтать. Так и сейчас на фоне массового строительства храмов нам мечтается о доминировании православия во всех сферах жизни. Стоит вспомнить, что таким же массовым храмостроительство было накануне первой русской революции 1905 г. Как-то не помогло. А каковы итоги всех русских революций для Церкви? Основной в том, что полстолетия и более не спасались, не имея возможности, люди, которые в нормальных условиях могли бы прийти в Церковь и спастись.
То есть для Церкви, притом что она, конечно воинствующая, основным все же является не война до победы (какой?), а выживание для спасения тех людей, которым она нужна. То есть принцип худого мира, который важнее хорошей войны. Из противоречия праздников Рождества Христова и нового года может вырасти глобальный общественный конфликт, перед которым пусси покажутся просто мелочью. Думаю, что Кураев уже чувствует закулисную режиссуру этого конфликта и предупреждает. Одно мне непонятно. Почему сразу не вернуться к прежнему календарю, то есть на две недели назад? Зачем нужно смещать даты по частям, то есть на одну неделю?
В чем я и вижу замысел Кураева. С одной стороны, как бы предполагается, что смещение Рождества на 1 января вызовет новые проблемы. Это будет поводом инициировать и новые решения, то есть смещение даты Рождества еще на неделю, или практический возврат к старому календарю. Тем более что у нас менять или отменять одно и то же по нескольку раз - становится модным. Политически это, наверное, изящное решение.
Так как попытка прямого возврата к старому календарю, очевидно, вызовет жестокое сопротивление, потому что затронет столетние привычки всего общества. Но, с другой стороны, стоит ли ради политики так обращаться с догматикой? В любом случае предложение Кураева, на мой взгляд, это все же наша режиссура развития и решения проблемы, а не чей-то враждебный сценарий, которые мы, по обыкновению, доверчиво и рьяно спешим осуществлять.
Павел Иванович Дмитриев, адвокат, публицист, Санкт-Петербург
139. 136. дед пенсионер
138. Ответ на 135., blogger :
137. 134. В.М. :
136. Ответ на 122., В.М.:
135. Ответ на 133., дед пенсионер :
134. 132. В.М. : Ответ на 130., дед пенсионер :
133. Ответ на 130., дед пенсионер :
132. Ответ на 128., дед пенсионер:
131. 125. В.М. : Ответ на 122., Елена Л. :
130. к 15 -Ирине Уткиной