Для нас это страшное злодеяние, несказанное и невыразимое, но для современников Ирода в этом не было ничего особенного. Октавиан, великий римский император только подшучивал над злодействами Ирода, говоря, что лучше быть свиньей Ирода, чем его братом, и равнодушно смотрел на многочисленные убийства, совершаемый им. Главное, чтобы в Иудее был порядок. И таково было вообще отношение к детям. В греческой и римской традиции, если отец не принял ребенка, не взял в свои объятия перед очагом, то ребенок, по сути, лишался права не только на воспитание, но и на жизнь. Его могли выбросить на помойку или на съедение собакам. Ещё Гесиод в своей поэме «Труды и дни» выдает предписание об ограничении рождаемости, чтобы детей было не больше двух, иначе трудно поделить участок.
И вот это прагматичное, жестокое, бессердечное детоубийство ярче всего выразилось в убиении Вифлеемских младенцев. Они стали первыми мучениками за Христа. Иногда задается вопрос: как же они явились мучениками, если они не исповедали Христа, и от них ничего не зависело. Ответ Церкви ясен, понятен и определен. Поскольку они были убиты за Христа, мотивом их убийства было убийство Спасителя, то вне зависимости от их волеизъявления, они стали мучениками за Христа. Здесь нельзя сказать, что отсутствовало их волеизъявление по той простой причине, что душа человека христианка.
Временами вопрос об исповедании, к сожалению, в комиссии по канонизации приобретает неадекватный характер. Когда Оптинских мучеников, убитых на Пасху сатанистом за то, что они являлись монахами, отказываются канонизировать, говоря, что их-де никто не спрашивал об их исповедании, это мнение членов комиссии по канонизации, мягко говоря, является странным, потому что вся их жизнь являлась исповеданием Христа.
Свидетельством возможности канонизации мучеников без явно и словесно выраженного исповедания является как раз память Вифлеемских младенцев, которая является для нас явным и отчетливым прецедентом. Смерть младенцев есть некое таинство. С одной стороны, мы видим здесь наглое и циничное торжество зла. С другой стороны, видим невинную кровь, которая вопиет к Небу, которая обрушилась на голову Ирода и палачей. Ирод вскоре после этого умирает страшной и мучительной смертью. Мы видим здесь провозвестие Креста Христова, Его Голгофы. Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева.
Временами возникает вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным. Каковы смыслы гибели Вифлеемских младенцев? Страшно сказать, но возможно для них это был единственный путь спасения. Потому что весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима. Их родители просто не оставляли им другого исхода.
В Евангелии есть деталь, на которую мало кто обращает внимание. Святому Семейству пришлось ночевать в пещере, потому что не было места в гостиницах. Это значит, что в душе Вифлеема не нашлось места для потомка царя Давида, для будущей Матери, несущей во чреве избавление для всего мира. Чему потом удивляться? Часто бессердечие сталкивается с куда большим злом и жестокостью.
Это, однако, нисколько не извиняет палачей и не умаляет страданий и подвига Вифлеемских младенцев. Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно, те слова, которые приводит евангелист Матфей: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:17,18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. «Так сказал Господь: "Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой... возвратятся сыны в пределы свои"» (Иереем. 31,15). Действительно через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие небесное.
В смерти Вифлеемских младенцев есть смысл и для нашего времени. Имя Ирода стало нарицательным, но, к сожалению, есть любители оправдывать и возвеличивать его. Например, выходят книжки некоего Вихновича с полной реабилитацией Ирода. В Израиле Ирод считается национальным героем, в Эйлате есть даже гостиница «Ирод великий». Ради объединения страны ему уже прощают всё: убийство учителей Израиля, казни родственников и убиение младенцев в Вифлееме.
Сейчас есть множество наследников царя Ирода. Это те, кто убивает младенцев во чреве и смеет нагло утверждать, что нерожденный младенец человеком не является. Это явная ложь, потому что о том, что у зачатого младенца есть душа и статус человека, властно свидетельствует Священное Писание. «От чрева матери моей Ты – Бог мой» (пс.21:11). Это рассказ о взыгрании Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы. Это свидетельство пророка Иеремии: «Прежде, нежели ты был зачат, Я познал тебя» (Иереем. 1:4-5). Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека. В настоящее время иродово дело поставлено на поток. По разным подсчетам в России от абортов погибает от двух до пяти миллионов нерожденных младенцев. Их тела коммерциализируются, идут либо в косметическую и парфюмерную промышленность, либо на стволовые клетки. Это кровавый, но выгодный бизнес. Мы, православные христиане, должны возвысить свой голос против этого беззакония, против циничного иродова убийства. И да поможет нам в этом Бог!
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
24. Ответ на 23., ерусалимецъ:
23. Ответ на 20- 21., М.Яблоков:
22. Ответ на 19., ерусалимецъ:
21. Ответ на 19., ерусалимецъ:
20. Ответ на 19., ерусалимецъ:
19. Ответ на 17., М.Яблоков:
18. Re: «Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева»
17. Ответ на 12., ерусалимецъ:
16. Re: «Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева»
15. Ответ на 12., ерусалимецъ: