«Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева»

Слово диакона Владимира Василика ко дню памяти Вифлеемских младенцев

0
1500
Время на чтение 4 минуты
29 декабря по старому стилю, 11 января по новому, Церковь вспоминает Вифлеемских младенцев, убиенных по приказу Ирода, о чем свидетельствует Евангелие от Матфея: «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16).

Для нас это страшное злодеяние, несказанное и невыразимое, но для современников Ирода в этом не было ничего особенного. Октавиан, великий римский император только подшучивал над злодействами Ирода, говоря, что лучше быть свиньей Ирода, чем его братом, и равнодушно смотрел на многочисленные убийства, совершаемый им. Главное, чтобы в Иудее был порядок. И таково было вообще отношение к детям. В греческой и римской традиции, если отец не принял ребенка, не взял в свои объятия перед очагом, то ребенок, по сути, лишался права не только на воспитание, но и на жизнь. Его могли выбросить на помойку или на съедение собакам. Ещё Гесиод в своей поэме «Труды и дни» выдает предписание об ограничении рождаемости, чтобы детей было не больше двух, иначе трудно поделить участок.

И вот это прагматичное, жестокое, бессердечное детоубийство ярче всего выразилось в убиении Вифлеемских младенцев. Они стали первыми мучениками за Христа. Иногда задается вопрос: как же они явились мучениками, если они не исповедали Христа, и от них ничего не зависело. Ответ Церкви ясен, понятен и определен. Поскольку они были убиты за Христа, мотивом их убийства было убийство Спасителя, то вне зависимости от их волеизъявления, они стали мучениками за Христа. Здесь нельзя сказать, что отсутствовало их волеизъявление по той простой причине, что душа человека христианка.

Временами вопрос об исповедании, к сожалению, в комиссии по канонизации приобретает неадекватный характер. Когда Оптинских мучеников, убитых на Пасху сатанистом за то, что они являлись монахами, отказываются канонизировать, говоря, что их-де никто не спрашивал об их исповедании, это мнение членов комиссии по канонизации, мягко говоря, является странным, потому что вся их жизнь являлась исповеданием Христа.

Свидетельством возможности канонизации мучеников без явно и словесно выраженного исповедания является как раз память Вифлеемских младенцев, которая является для нас явным и отчетливым прецедентом. Смерть младенцев есть некое таинство. С одной стороны, мы видим здесь наглое и циничное торжество зла. С другой стороны, видим невинную кровь, которая вопиет к Небу, которая обрушилась на голову Ирода и палачей. Ирод вскоре после этого умирает страшной и мучительной смертью. Мы видим здесь провозвестие Креста Христова, Его Голгофы. Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева.

Временами возникает вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным. Каковы смыслы гибели Вифлеемских младенцев? Страшно сказать, но возможно для них это был единственный путь спасения. Потому что весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима. Их родители просто не оставляли им другого исхода.

В Евангелии есть деталь, на которую мало кто обращает внимание. Святому Семейству пришлось ночевать в пещере, потому что не было места в гостиницах. Это значит, что в душе Вифлеема не нашлось места для потомка царя Давида, для будущей Матери, несущей во чреве избавление для всего мира. Чему потом удивляться? Часто бессердечие сталкивается с куда большим злом и жестокостью.

Это, однако, нисколько не извиняет палачей и не умаляет страданий и подвига Вифлеемских младенцев. Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно, те слова, которые приводит евангелист Матфей: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:17,18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. «Так сказал Господь: "Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой... возвратятся сыны в пределы свои"» (Иереем. 31,15). Действительно через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие небесное.

В смерти Вифлеемских младенцев есть смысл и для нашего времени. Имя Ирода стало нарицательным, но, к сожалению, есть любители оправдывать и возвеличивать его. Например, выходят книжки некоего Вихновича с полной реабилитацией Ирода. В Израиле Ирод считается национальным героем, в Эйлате есть даже гостиница «Ирод великий». Ради объединения страны ему уже прощают всё: убийство учителей Израиля, казни родственников и убиение младенцев в Вифлееме.

Сейчас есть множество наследников царя Ирода. Это те, кто убивает младенцев во чреве и смеет нагло утверждать, что нерожденный младенец человеком не является. Это явная ложь, потому что о том, что у зачатого младенца есть душа и статус человека, властно свидетельствует Священное Писание. «От чрева матери моей Ты – Бог мой» (пс.21:11). Это рассказ о взыгрании Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы. Это свидетельство пророка Иеремии: «Прежде, нежели ты был зачат, Я познал тебя» (Иереем. 1:4-5). Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека. В настоящее время иродово дело поставлено на поток. По разным подсчетам в России от абортов погибает от двух до пяти миллионов нерожденных младенцев. Их тела коммерциализируются, идут либо в косметическую и парфюмерную промышленность, либо на стволовые клетки. Это кровавый, но выгодный бизнес. Мы, православные христиане, должны возвысить свой голос против этого беззакония, против циничного иродова убийства. И да поможет нам в этом Бог!

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Ответ на 23., ерусалимецъ:

Видите, у человека всегда есть выбор!

И это радует )) Мне действительно хочется разобраться.

Наверное, Вы правы. Я по памяти писал, может что и забыл. Надо еще почитать по теме... Может у древних отцов что есть, у свт.Епифания, например...
М.Яблоков / 16.01.2013, 07:46

23. Ответ на 20- 21., М.Яблоков:

Михаил, мне стыдно смотреть Вам в глаза, но - в Гирканионе я тоже ни разу не был! Впрочем, интернет выдает извиняющую меня информацию: место это сейчас - закрытая военная зона, а, значит, если поедешь на джипе - подстрелят вместе с джипом, а если на ишаке - подстрелят вместе с ишаком. Видите, у человека всегда есть выбор! Что касается истории с младенцами и с Иоанном Предтечей, то не все так просто. Вот что пишет, например, святитель Димитрий Ростовский: "Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: "что будет младенец сей?". Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, коему тогда было уже полтора года бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей". ИТАК, что мы видим: 1. Святитель Димитрий пишет, что Ирод хотел умертвить младенца Иоанна не потому что тот родился в Эйн-Кареме и попадал под "категорию" тех, кого предстояло уничтожить. Ирод ОСОБО заинтересовался необыкновенным младенцем, а значит, совсем не факт, что побивались остальные младенцы в Эйн-Кареме. 2. Но больше того: святитель Димитрий вообще считает, что Захария и Елисавета жили в ХЕВРОНЕ, и ничего не пишет об Эйн Кареме!! Кому же верить?? Дорогой Михаил, только не считайте меня тайным обновленцем. Мне действительно хочется разобраться.
ерусалимецъ / 15.01.2013, 21:02

22. Ответ на 19., ерусалимецъ:

М.Яблоков / 15.01.2013, 19:38

21. Ответ на 19., ерусалимецъ:

А вот про Гирканион - Вас хотел спросить ) Туда на ослах только или на джипе можно?
М.Яблоков / 15.01.2013, 18:15

20. Ответ на 19., ерусалимецъ:

Я смотрю, Михаил, Вы Израиль вкупе с близлежащей Иорданией вдоль и поперек облазили! Я - так, например,в Александрионе вообще не разу не был, в Махероне - один раз, притом давно, да и в Массаде - только когда учился на гидовских курсах. Среднестатистический паломник, если куда и заезжает из "иродовых" мест, так это - в Кейсарию Приморскую, да и то крайне редко. Были там? Кстати, мне интересно Ваше мнение. Я уже признавался Вам, что есть в Предании вещи, к которыми я не знаю, как относиться. Что Вы скажете о цифре 14 тысяч ( я имею в виду кол-во убиенных младенцев). Вот что пишет украинский священник Олег Скнарь, автор очень интересных статей о Библии и Святой Земле:"...демографические данные I в. по Р.Х. свидетельствуют, что Вифлеем был небольшим населенным пунктом с населением от 300 до 1000 человек, с рождаемостью до 30 детей в год. А отсюда вытекает, что младенцев мужского пола от двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20."Я не очень доверяю историкам и археологам, сегодня они одно говорят, завтра - другое, но, согласитесь, что 14 тыс - цифра огромная! Можем ли мы считать число из Предания - символическим или мы обязаны понимать его буквально, а все остальное - от лукавого?

В Кесарии бывал. И в Приморской, и в Филипповой... Когда свт.Филарета Московского спросили верит ли он, что кит проглотил Иону, то он ответил, что если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, то я поверил бы Библии. А мы верим Церкви. Конечно, 14000 младенцев. В Евангелии сказано, что было избиение младенцев в Вифлееме И ВО ВСЕХ ПРЕДЕЛАХ ЕГО. От двух лет и ниже. Иоанн Креститель, кстати, подпадал под этого, но Промыслом Божиим был спасен. А жили-то они с матерью Елисаветою в Эйн-Кареме - граде Иудином - когда как священник Захария - отец Иоанна Крестиеля - совершал служение в Храме. Довольно большие пределы )
М.Яблоков / 15.01.2013, 18:14

19. Ответ на 17., М.Яблоков:

Я смотрю, Михаил, Вы Израиль вкупе с близлежащей Иорданией вдоль и поперек облазили! Я - так, например,в Александрионе вообще не разу не был, в Махероне - один раз, притом давно, да и в Массаде - только когда учился на гидовских курсах. Среднестатистический паломник, если куда и заезжает из "иродовых" мест, так это - в Кейсарию Приморскую, да и то крайне редко. Были там? Кстати, мне интересно Ваше мнение. Я уже признавался Вам, что есть в Предании вещи, к которыми я не знаю, как относиться. Что Вы скажете о цифре 14 тысяч ( я имею в виду кол-во убиенных младенцев). Вот что пишет украинский священник Олег Скнарь, автор очень интересных статей о Библии и Святой Земле: "...демографические данные I в. по Р.Х. свидетельствуют, что Вифлеем был небольшим населенным пунктом с населением от 300 до 1000 человек, с рождаемостью до 30 детей в год. А отсюда вытекает, что младенцев мужского пола от двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20." Я не очень доверяю историкам и археологам, сегодня они одно говорят, завтра - другое, но, согласитесь, что 14 тыс - цифра огромная! Можем ли мы считать число из Предания - символическим или мы обязаны понимать его буквально, а все остальное - от лукавого?
ерусалимецъ / 15.01.2013, 16:17

18. Re: «Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева»

Единственное, что мне не очень понравилось в статье, - это фраза, вынесенная в название. Кровь праведного Авеля также невинна, как и кровь свв. Вифлеемских младенцев.
blogger / 15.01.2013, 14:52

17. Ответ на 12., ерусалимецъ:

Кстати, я бухал на его могиле в Иродионе несколько месяцев назад ( не осуждайте, так сложились обстоятельства!). Крепость Иродион была

Очень интересное место, кстати. Да и сама крепость Иродион. Хотя там таких крепостей много: Александрион, Массада, Махерон...
М.Яблоков / 15.01.2013, 08:23

16. Re: «Невинная кровь вопиет громче, чем Авелева»

"Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы" Без Креста невозможено искупление.
М.Яблоков / 15.01.2013, 08:20

15. Ответ на 12., ерусалимецъ:

Опять до боли напоминает местный форум, не правда ли?

да, меня там еще один дядечка умилил, который сказал, что Ирод не только храм восстанавивал, но и построил во-до-про-вод!!! Конечно, он, типа, - велик! Да, я прекрасно понимаю, что нормальные евреи - так сказать, при памяти, - относятся к Ироду в соответствии с метафорой его имени, новым для было то, что побивание младенцев было преподнесено в качестве какой-то пропаганды. А ведь, действительно, несколько замен терминов в тексте - и получается до боли знакомая схема апологетики...
Павел Тихомиров / 15.01.2013, 05:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Курс на создание «государства в государстве»?
О попытках ввести многожёнство и завозить мигрантов из Пакистана
23.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Крымский» сценарий в Сирии
России нужно создать Латакийскую республику, тем самым защитив христиан и алавитов
14.12.2024
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29