Митрохин говорит об отсутствии в России «реального интереса к православию». «РПЦ за 20 лет так и не удалось существенно увеличить процент населения, посещающего храмы. Более того, по некоторым показателям наблюдается откат: сокращается число монашествующих, исчез конкурс при поступлении в семинарии (и оттого часть из них на грани закрытия), разрушается из-за невостребованности (и низкого уровня преподавания) система православных гимназий, договоры церковных структур с государственными о "взаимодействии" под постоянной угрозой разрыва. Представители Московской патриархии и сочувствующие им политики могут бесконечно повторять тезис о 80% православного населения в России, но большинство священников имеет четкое представление о количестве окормляемой ими паствы», - говорится в статье «Слышен звон скандальный».
«Разрушение иллюзии насчет церкви как в целом благотворной для общества институции, осознание того, что она находится по ту сторону "линии фронта", что единственная ее опора – замыкающаяся в самой себе авторитарная власть, что даже лучшие ее священники – примитивные расисты и шовинисты, – все это действительно важное открытие. И это открытие очень нервирует сейчас РПЦ. Ведь теперь только от ее действий зависит, что будет с нею дальше. После революции», - считает Митрохин.
Очередной опус Николая Митрохина комментирует в интервью «Русской народной линии» председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, в свое время скрупулезно проанализировавший книгу клеветника «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы».
Цифры, приводимые в статье г-на Митрохина, по большей части абсолютно недостоверные. Прошедший год был годом информационных гонений на Церковь, которые, по мнению многих аналитиков, есть не что иное как новая антицерковная волна, и статья Митрохина ее составляющая. В истории ХХ века было мученичество, кровавое уничтожение верующих и священства, потом «оттепель» и новая антицерковная пропаганда с закрытием монастырей и оставшихся храмов при Хрущеве. Многие считают, что теперь наступила очередная волна гонений, которая имеет свои особенности, пока она в основном информационная, но не исключено, что она может превратиться в иную. Люди, образно говоря, обладающие мощными «передатчиками и антеннами», по наущению и с помощью специалистов в области пропаганды и «черного пиара» целый год старались опорочить Русскую Православную Церковь. Но результатов они достигли самых ничтожных. Наоборот, русский народ в самом широком смысле одумался и обратил внимание на церковную жизнь.
Данные московской милиции таковы: в храмах г.Москвы, столицы нашей необъятной Родины на Рождество молились 220 тысяч человек! Это только в храмах Москвы. А в прошлом году, т.е. до начала этой информационной войны, было 120 тысяч молящихся в храмах на праздник. Эти данные опубликованы МВД, они нейтральные и неангажированные. Обычно милиция всегда преуменьшает число людей на тех или иных мероприятиях, а организаторы всегда преувеличивают. Можно сравнить 220 000 и 120 000 человек. На 83% увеличилось число православных людей, которые пришли в церкви на Рождество Христово, а не остались дома у телевизора. Таковы результаты информационных гонений прошлого года. А если говорить вообще про рассуждения либеральных оппонентов, которые обращают свой взгляд, конечно, не к Российской истории и вовсе не желают, чтобы РПЦ выполняла свою спасительную миссию, то они, естественно, говорят, что симфония Церкви и общества не достигнута.
Год назад в нашей стране вопреки воле народа и по указке заокеанских кукловодов была предпринята попытка «цветной» революции, примеры такого рода мы видим в мире. Она почему-то была лукаво названа «белой», хотя никакого отношения к исторической Белой гвардии её организаторы, конечно, не имеют. Но ничего у них не получилось! Естественно, что Церковь и её духовенство не пошли с этими людьми, которые почему-то объявили себя «народными заступниками». Недаром потом эту попытку назвали «болотной революцией», что соответствует действительности. Слава Богу, сейчас все это захлебнулось, в том числе не без помощи патриотов и людей православных, которые сразу усмотрели в этом политический подвох.
Вполне понятно, что либералы оскалили зубы и кричат, что Церковь стала дальше от народа. На самом деле, произошло ровно наоборот. Потому что стараниями их предшественников, которые взрывали храмы, в том числе и храм Христа Спасителя, глумились над священнослужителями, Церковь была не только действительно отделена от государства, но и отделена от общества. А теперь, когда Церковь, пусть и с трудом, но возвращается в образование, армию и социальную опеку, то это, конечно, вызывает у них неприкрытую ненависть. И тут уже в ход идут какие-то проценты, неизвестно откуда взятые, частное выдается за общее и наоборот.
Потом надо учитывать такой момент, что многие не знают, как оперировать такими цифрами, иногда это большой процент! По исследованиям прошлого года оказалось, что в провинции около 40% людей хотели бы, чтобы с Церковью был заключен конкордат, соглашение о социальном партнерстве по различным вопросам, в образовании, здравоохранении и воспитании и т.д. Причем, опрос проводило одно из либеральных социологических агентств. Вот результат. Другое дело, что в СМИ и Интернете слышно в основном не об этом, а о том, что вещают враги Православия, враги исторической России. Те, кто именует себя «креативным классом», присвоили себе право (а мы знаем, как и почему это произошло) вещать в СМИ, с экранов телевидения то, что хотят. Ничего другого, кроме как возвращения к историческим корням нашего народа под водительством Церкви, на самом деле не происходит. Объективные исследования настроения народа ни о чем другом не говорят. Никакого другого пути, кроме указанного нам предками строительства Третьего Рима, что отнюдь не является архаикой, у нас нет. Если наши современники пойдут по этому пути, то никакая «болотная тусовка», никакой придуманный очередной «марш», никакие интернет-провокации ничего не изменят. Нельзя изменить держаный ход истории и остановить державную поступь русского православного народа.
А социологические исследования, к сожалению, часто зависят от убежденности и направленности тех, кто занимается ими. Мы видим, что на протяжении многих лет по различным темам, вопросам и явлениям разные исследователи дают различные результаты. Могу сказать одно, что никаких точных данных, особенно по поводу веры, церковности и религиозных убеждений, для серьезных исследований получить невозможно. В силу прискорбной жизни в ХХ веке, люди сегодня обладают расплывчатым религиозным сознанием, особенно догматическим. Знаем точно, что число крещенных составляет 80% населения. Знаем примерное число воцерковленных, можно всегда узнать число тех, кто приходит в храмы на большие праздники. Это можно узнать, но получить точные данные по разным церковным вопросам нельзя в силу того, что пока наши люди не получили настоящего религиозного образования, они его только начинают получать. Поэтому, о каких серьезных результатах опросов можно говорить? Я опираюсь на те данные, которые я видел. Г-ну Митрохину кажется, что идет отток людей из Церкви. Это зависит от того, кого спрашивали, как поставлен был вопрос. На самом деле и образование, и здравоохранение очень нуждаются в людях церковных, которые могут прийти и безвозмездно и честно помочь в их деятельности на любом уровне.