Во время взлёта носовая стойка шасси не до конца ушла в свою нишу под кабиной. Попытки выпустить шасси и убрать его вновь ни к чему не привели, т.к. стойку основательно заклинило. Как и положено, по инструкции, командир экипажа - 27 летний Владимир Мостовой - доложил о случившемся диспетчеру. Было принято решение произвести аварийную посадку в Пулково вместо продолжения полёта до Москвы, либо возвращения в Таллин. Экипаж сменил курс и продолжал попытки справиться с поломкой, но безуспешно. Потом экспертиза выявит неисправность узла, который связывает стойку шасси с механизмом подъёма. Но уже в тот момент стало ясно, что при посадке с наполовину убранным шасси самолёт может повести себя непредсказуемо. Тем временем в Пулково готовились принять аварийный борт на грунтовую полосу. По тревоге были подняты пожарные расчёты, к месту посадки стягивались аварийки и скорые, пока борт нарезал круги, сжигая лишнее топливо.
На восьмом кругу выключился один из двух двигателей, хотя по приборам горючего в баках ещё оставалось достаточно. Очевидно, именно поэтому диспетчерская служба дала экипажу разрешение на экстренный проход прямо над городом, чтобы как можно скорей выйти на Пулково.
Самолёт находился над самым центром Ленинграда, когда на высоте 450 метров остановился и второй двигатель. Так обнаружилась вторая неисправность - ошибочные показания топливомеров. На часах было около 12-30 по полудни, когда экипаж Мостового видел проплывающие внизу купол Исаакия, шпиль Адмиралтейства и Эрмитаж.
Самолёт быстро снижался, и по всем законам физики сорокатонная машина в течение полминуты должна была рухнуть на Невский проспект. Мостовой принял единственное возможное в тех условиях решение: попытаться сесть на Неву. Выполнив последний разворот над городом, самолёт довернул по реке и приготовился к посадке.
Машина прошла в 90 метрах над Литейным мостом, в 40 метрах над высокими металлическими фермами Большеохтинского. Мост Александра Невского ещё не был построен, но впереди был ещё Финляндский - железнодорожный. Когда вдруг экипаж увидел идущий по Неве буксир, над которым еле удалось пройти в нескольких метрах. В следующий миг Ту-124, подняв стену брызг, лёг на невскую гладь и, остановившись, закачался на волнах прямо перед Финляндским мостом. Ни один из пассажиров не получил даже царапины.
Команда буксира, на который чуть не сел лайнер, уже спешила на помощь. Кое-как пришвартовались к самолёту, речники принимали на борт пассажиров и экипаж.
Отказ обоих двигателей, падение и посадка на Неву - всё произошло настолько быстро, что пассажиры даже не успели осознать весь ужас того, что могло случиться. Шок наступил уже на берегу, когда люди увидели медленно оседающий в воду самолёт.
Подробности, о которых мало кто знает:
В числе 44 спасённых пассажиров на борту лайнера в тот момент находился будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ.
Авиалайнер благополучно приводнился как раз напротив часовни во имя иконы «Всех Скорбящих Радость», т. е в настоящее время - подворья Зеленецкого монастыря, где на берегу захоронена известная Петербургская старица Матрёнушка-Босоножка.
«Можно ли назвать это чудом? Безусловно, да. Ведь до сего времени известно всего два благополучных случая аварийных посадок пассажирских самолётов на воду. Один из них мы вам описали, а второй произошёл намного позднее - 15 января 2009 года американский пилот Чесли Салленбергер приводнил аэробус А-320 на реку Гудзон, выжили все 155 пассажиров. Хотите, верьте - хотите - нет, но с тех пор многие, кто знает подробности этого чудесного случая, перед отправкой в путешествие на самолёте приезжают на поклон к могилке известной Петербургской старице Матрёнушке-Босоножке с просьбой о благополучном полёте», - утверждают авторы сообщения на сайте Зеленецкого монастыря.