«Воцерковление, если мы говорим не о формальных признаках, которыми определяется церковность, - это сфера внутреннего выбора человека, его личных отношений с Богом, если хотите, его преображения. Изменения, касающиеся глубинных основ жизни души, в полной мере может оценивать только Сам Господь. Но Церковь призвана создавать необходимые условия для того, чтобы каждый человек в любое время мог слышать Слово Божие, проповедь о Христе», - отметил Патриарх.
По его словам, «последние годы Церковь старалась делать все, чтобы быть открытой и личности, и обществу в разных сферах жизни, чтобы люди жили не ложными стереотипами о вере, чтобы ценности Евангелия были понятны каждому человеку». «А уж примет он их или нет - это дело его личного выбора, главное чтобы выбор этот был осмысленным. Сейчас в нашем обществе, особенно по сравнению с долгим периодом официального безбожия, сложилась благоприятная ситуация для проповеди о Христе Спасителе. Голос Церкви звучит сегодня свободно, открыты возможности для масштабного церковного свидетельства. И все православные в меру сил призваны продолжать этот труд. В числе произошедших изменений хочу отметить практику оглашения перед крещением: все больше становится людей, которые, пожелав принять таинство крещения, получают в храмах необходимые базовые знания о христианстве и делают свой духовный выбор вполне осознанно», - добавил Предстоятель.
Также он сказал, что «Церковь же может лишь ограниченно судить об итогах собственных действий и шагов, направленных на то, чтобы как можно большее число наших современников узнало о Христе». «Мы все время задаем себе вопрос: все ли возможности были использованы, все ли меры были предприняты для того, чтобы наши сограждане познали истину? Но помним мы и слова апостола Павла о том, что плод наших трудов - это дар Божий», - продолжил он. Напомнив слова апостола: «Я насадил <...>, но возрастил Бог, <...> насаждающий и поливающий есть ничто, а все - Бог возращающий» (1. Кор. 3. 6-7).
Говоря об имевших место в прошлом году кощунственных акциях, Патриарх отметил, что «Церкви неудивительно сталкиваться с акциями, направленными на попрание и поругание святынь и оскорбление чувств верующих». «Христианство на протяжении всей своей двухтысячелетней истории переживало различные притеснения - от гонений римских императоров на раннехристианскую Церковь до массовых расстрелов духовенства и верующих в советские годы. А имеющие место в наши дни кампании против публичного размещения христианских символов, которые сегодня мы наблюдаем в европейских странах? Разве это не притеснение христиан под лозунгом светскости государства, доводимой порой до абсурда?» - задается вопросом Его Святейшество.
«Те антицерковные кампании, свидетелями которых все мы были в прошедшем году, позволяют сделать несколько выводов. Такие кампании - это следствие укрепления позиций и влияния Церкви в обществе. В России доверие к Церкви, к духовенству высоко - это подтверждают данные тех же соцопросов. А это не дает покоя врагу рода человеческого и тем, кто следует его внушениям. Им было бы выгодно видеть нашу Церковь молчащей перед лицом греха, беззакония и несправедливости. Не гонимой, не запрещенной, не ушедшей в катакомбы, а всего лишь незаметной. Или заметной той внешней стороной, которая воспринимается как фольклор, как некое экзотическое украшение народного быта, не оказывающее реального влияния на умы и сердца людей», - добавил Предстоятель.
Он подчеркнул, что «все наше церковное сообщество, и сонм духовенства, и активные миряне не намерены отступать, сворачивать свою деятельность по утверждению нравственных ценностей, евангельских принципов в жизни нашего народа». «Мы не намерены прекращать миссионерскую работу, проповедь, общественную деятельность. Мы по-прежнему будем заботиться об обездоленных и больных, по-прежнему будем открыто именовать грех грехом. Именно к этому всех нас призвал Спаситель. И Он же предупредил о неизбежности противления Слову Божию, восстания на Церковь со стороны мира. Мы видим сегодня, как все больше людей в общественной и политической жизни проявляют твердую нравственную позицию, основываясь на евангельских ценностях. Это люди из совершенно разных социальных слоев, разного уровня образования, достатка, а нередко и различных политических убеждений: правые, центристы и левые, с консервативными или либеральными акцентами в своем отношении к устроению государства и общества. Но все они - чада Церкви. Поэтому я рад видеть, что наше общество становится более восприимчивым к слову о Христе. Это не значит, что нам нужно успокоиться и остановиться на достигнутом. Напротив, это означает, что мы должны работать с еще большей энергией, еще активнее противостоять несправедливости, лжи и пороку, в которые сегодня нередко погружен человек в своей повседневности», - подчеркнул Патриарх.
Говоря об инициативе по созданию добровольных народных дружин по защите православных святынь, Патриарх сказал, что «христианин должен защищать свои святыни всеми нравственно оправданными способами, то есть такими, при которых он остается христианином». «Защита святынь - это ведь не только ужесточение охраны в храмах. Это яркая публицистика в СМИ, противостоящая оскорблениям Церкви. Это защита своей веры в публичных дискуссиях в сообществе скептиков и безбожников без оскорбления их человеческого достоинства. Но самое главное, это личный пример благодетельной жизни», - добавил он. По словам Предстоятеля, наше следование словам «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35) - вот лучший способ заявить о том, что свято для нас.
«Случившиеся в минувшем году инциденты в нескольких храмах, где произошло поругание икон, крестов, побудили многих верующих предпринять меры по защите своих святынь. Это свидетельствует о росте их самосознания, о способности к самоорганизации, то есть о том, что характеризует гражданское общество, а также о чувстве ответственности за свою Церковь. Главное, чтобы противодействие кощунствам было адекватным и проходило без агрессии. Поэтому я призываю к сугубой внимательности всех настоятелей храмов, при которых будут создаваться добровольческие объединения. Достаточно нескольких провокаций, скандальных историй, чтобы правильная идея защиты святынь стала основанием для новых нападок и насмешек над Церковью», - продолжил Предстоятель.
«Законодательство, защищающее религиозные святыни и символы, несомненно, нуждается в изменениях и уточнениях. Штраф в несколько сотен рублей за богохульные надписи на храме, мечети или синагоге говорит о том, что общество не вполне осознает важность защиты человеческого достоинства, в частности, защиты религиозных чувств верующих. Однако любые законодательные акты, касающиеся защиты религиозных символов и чувств верующих, должны быть тщательно проработаны, чтобы их нельзя было использовать для произвольного ограничения свободы слова и творческого выражения», - подчеркнул его Святейшество.
Говоря о проблеме коррупции, Патриарх отметил, что «это одна из язв, разъедающих нашу государственную систему и систему экономических отношений». «Это преграда на пути любых попыток внести исправления, улучшения в нашу общественную жизнь. Церковь может лишь приветствовать предлагаемые меры по противодействию коррупции, предпринимаемые государством. Время деклараций прошло. Конечно, важны также и превентивные меры в борьбе с коррупцией, иначе с этим недугом не справиться», - добавил он.
Патриарх подчеркнул, что Церковь всегда «будет предупреждать о страшных последствиях, к которым приводят воровство, коррупция, мздоимство - и для душ взяточников, и для общества в целом». «Никому не дано знать, в какой момент совесть грешника отзовется на это предупреждение. Наша забота - не молчать, во всеуслышание называть грех грехом и молиться о всех, праведных и грешных», - продолжил Предстоятель.
Это, по его словам, не исключает предлагаемого Церковью обществу участия в образовании и воспитании соотечественников на основании традиционных нравственных норм, которые отличаются от популярного сегодня мировоззренческого принципа «успех и красивая жизнь любой ценой». «Если же потребительство будет оставаться основным ориентиром для большинства людей, если СМИ, особенно электронные, Интернет и реклама по-прежнему будут пропагандировать жизнь по законам инстинкта, то церковная проповедь, масштабы которой несоизмеримы с современным информационным потоком, равно как и законодательные и правоохранительные действия государства, не смогут победить коррупцию. Надо ясно сознавать, что коррупция проистекает от образа мыслей, от жизненных установок и порождаемого этими установками стиля жизни. Поэтому и борьба с коррупцией - это, в первую очередь, борьба за внутренний мир человека, за состояние его души», - подчеркнул Патриарх.
Говоря о финансовых возможностях Церкви, Предстоятель отметил, что «наша Церковь - не коммерческое предприятие». «Все, за счет чего живет Церковь, - это пожертвования ее прихожан, начиная от нескольких рублей, которые пенсионеры опускают в церковную кружку, и заканчивая крупными суммами, которые благотворители передают на различные нужды: строительство храмов, православных школ и больниц, реставрацию святынь, издание православных газет и журналов», - подчеркнул он.
В заключение Патриарх перечислил главные угрозы для России. «Думаю, главная угроза для России - утрата веры, отказ от нее как сознательный выбор людей. Не по принуждению, как было в советское время, а добровольное презрение Царства Небесного ради суеты и иллюзорной привлекательности царства земного», - добавил он.
По его словам, «к сожалению, уже есть признаки этого процесса». «В угоду комфорту и наслаждениям люди отказываются от следования нормам морали. Так постепенно размываются границы греха и праведности. И в норму возводится то, что издревле считалось недостойным человека: пьянство, наркомания, разврат, проституция, гомосексуализм. Общество всегда было больно пороками, но именно в наше время, как и во времена упадка римской и иных цивилизаций, они считались социально одобряемыми. В итоге распадается институт традиционной семьи. Укорененный во грехах человек, живущий во власти страстей, не желает слышать проповедь о Христе, поскольку принятие Евангельских заповедей требует от него переосмысления своего поведения, изменения себя, духовного усилия по преодолению несовершенства. В результате возникает реальная опасность отказа от Христа, от веры православной. Если такое произойдет с нами, можно будет говорить о конце нашей национальной истории. Не будет веры - не будет России», - продолжил Предстоятель.
Процитировав слова Священного Писания «вера без дел мертва» (Иак. 2. 26), Патриарх подчеркнул, что «мы призваны особенно помнить об этом в дни празднования Рождества Христова». «Рождение Спасителя мира - событие, изменившее историю человечества, - это пример Божественного снисхождения к людям, ко всем нам. Давайте и мы, в подражание Господу Иисусу Христу, разделим радость праздника с теми, кто страждет. Наша христианская радость о родившемся Богомладенце не может быть полной, если мы не протянем руку помощи и поддержки тем, кто в этом нуждается», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.