О значении образования СССР рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный историк, д.и.н., профессор Игорь Яковлевич Фроянов.
Почему мы часто возвращаемся к созданию СССР, к его истории? Ведь минуло уже немало лет с момента его крушения в 1991 году; Советского Союза нет, он стал жертвой государственной измены и предательства партийной верхушки во главе с Горбачевым, а мы то и дело возвращаемся ко времени его создания и пытаемся в который раз осмыслить это событие. Такое внимание к вопросу не случайно, оно связано с тем, что перед нами один из величайших опытов мировой истории. Создание, развитие и существование СССР - это не частное дело нашего национального прошлого. Факт создания СССР есть явление мирового порядка. Отсюда и повышенное внимание к данному явлению. Не случайно за рубежом существуют научные центры по изучению СССР.
Второй вопрос, который возникает естественным порядком, состоит в том, почему именно в России произошел такой исторический «эксперимент»? Почему Россия, а не какая-нибудь другая страна дала миру подобный опыт? Кстати, опыт, который исторически себя не исчерпал, и мы не знаем, как пойдет далее развитие мировой истории. Я не исключаю возможности возврата к объединениям типа СССР в разных регионах планеты. Что касается нас, то мы исторически были к этому подготовлены и даже предрасположены. Наше Русское государство изначально зарождалось на полиэтничной основе. Возьмите легенду о призвании варягов, с которой многие историки, в том числе и современные, связывают начало русской государственности. В этой легенде фигурируют не только славянские племена, но и финно-угорские. Сойдясь на межплеменное вече (народное собрание), русские славяне (словене, кривичи) и финны (меря, весь) приняли решение пригласить на княжеский стол властителя со стороны и обратились с соответствующим предложением к варягам-скандинавам.
Я не хочу сказать, что эта легенда зеркально отражает конкретные исторические факты той поры. Это скорее общий принцип строительства государственности, нашедший отражение в легенде. И в этом плане легенда запечатлела действительность, но не в плоскости факта, а на уровне явления - в данном случае многонациональной, если позволительно так выразиться, политической надстройки. Так было на северо-западе. На юге, в области среднего Поднепровья с центром в Киеве, мы наблюдаем схожую картину. Там наша государственность также была не чисто славянской. В построении южной государственности принимали активное участие и неславянские племена кочевников ковуев, торков, берендеев, носивших общее название «Черных клобуков». Эти «Черные клобуки» являлись деятельными участниками политической жизни южной Руси, вместе с русичами воевали, защищая Русскую землю, включались в состав правящей верхушки. Далее мы видим, как в ходе освоения Севера к Руси присоединялись северные народы, как в процессе колонизации Поволжья в состав Русского государства входили тамошние жители, как по мере продвижения русских в Сибирь «под высокую руку» московского Государя шли сибирские народы. Конец XVIII - XIX вв. стали временем вхождения в состав России народов Кавказа и Средней Азии. Так сложилась огромная многонациональная Российская Империя - уникальное в мировой истории этнически многоликое государство. Уникальность Российской Империи заключалась, прежде всего, в двух вещах: 1) в отсутствии колоний; 2) в обладании тесно спаянным, органически едином геополитическом пространством, обеспечивающем безопасность русскому народу и всем другим народам, входящим в состав России.
Российская Империя явилась историческим фундаментом строительства СССР, который был, собственно, тоже Империей. Следовательно, исторически к объединению в форме СССР мы были готовы и даже предрасположены. Но форма эта, представляя собою союз Центра с национальными окраинами, оказалась на поверку временем весьма неудачной, более того - гибельной. Что случилось при образовании СССР? Была совершена роковая ошибка или злой умысел? Ответить на этот вопрос сейчас невозможно. Но мы знаем, что СССР создавался на принципе права самоопределения наций. Этот принцип появился не случайно. Он был связан с борьбой против европейских империй и монархических тронов. Задача их ниспровержения была поставлена еще в конце XVIII века, причем поставлена вполне определенными силами, объединенными в масонские организации. Это была борьба против алтарей и тронов, в первую очередь против российского самодержавного трона, или русской монархии, возглавлявшей великую Империю, которая являлась мощным препятствием на пути архитекторов нового мирового порядка. В любом случае ясно одно: под троны закладывалась идейная бомба самоопределения наций. На этой зыбкой теоретической основе закладывался Советский Союз как антипод самодержавной России, которой уже не было, но задача заключалась в недопущении возможности возврата к старому порядку. Однако невольно закрадывается и другая мысль: не было ли создание СССР изначально направлено на разрушение, уничтожение России, свидетелями чего мы сейчас являемся? Использовать Россию в качестве застрельщика, поджигателя мировой революции, а затем разорвать страну на национальные клочки, при этом выместив вековечную антирусскую злобу, - чем не «именины сердца» для «мировой закулисы» и непосредственных творцов русской трагедии…
Некоторые большевики, в частности, Сталин, понимали опасность такой политической конструкции, как СССР. Недаром обсуждение проблемы оформления государственности в большевистской России велось значительное время - с лета по декабрь 1922 года. Возобладала, наконец, точка зрения Ленина. Сталин стоял на другой позиции. Он предлагал построение федерации с предоставлением широкой культурной автономии народам, которые должны были войти в состав РСФСР. Жизнь показала, что это была более правильная позиция. Но по понятным причинам она не могла быть реализована, потому что от Ленина исходила другая идея. Потому и Сталину ничего не оставалось делать, кроме того, как изображать из себя сторонника этой ленинской идеи. Но он сумел все-таки на время нейтрализовать опасность распада страны, выковав партию-орден, пронизанную жесткой дисциплиной и единством. До тех пор, пока существовал этот «орден», сохранялась целостность государства. Сталин знал, что такое положение не бесконечно. Поэтому после Великой Отечественной войны у него, как можно догадаться по некоторым обстоятельствам, появились новые замыслы, связанные с переустройством страны и общества, где русскому началу отводилась первостепенная роль. Однако ему не дали развернуться, убрав с земного круга.
5. Добавление.
4. Ответ на 2., paffnyti:
3. "Бумажная душа антихриста".
2. Re: «Перед нами один из величайших опытов мировой истории»
1. А можно без опытов?