Двоемыслие и дети

Андрей Карпов о необходимости обретения единого идеологического основания нашего образования

0
714
Время на чтение 4 минуты
«Двоемыслие» - это слово, придуманное английским писателем Джорджем Оруэллом. В романе-антиутопии «1984» он рисует пораженный тоталитаризмом мир, анализируя, как устроено тоталитарное общество в принципе. Оруэлл находит, что тоталитарная идеология неизбежно должна строиться на манипуляции, а самая эффективная манипуляция предполагает, что в её организации принимают участие все члены общества. В романе это реализуется с помощью принципа двоемыслия.

Двоемыслие предполагает, что человек держится одновременно двух противоречащих друг другу утверждений. Это позволяет всегда перейти от одного к другому в зависимости от политических требований момента. В реальности тоталитарные режимы всегда декларируют довольно однозначные максимы. Механизмы манипуляции, если они даже и используются сознательно, всегда скрыты за фасадом идеологии. Оруэлл намеренно конструирует абсурдную ситуацию, где манипуляция открыто ставится в центр официальной идеологии, в этом - суть литературного приёма антиутопии. По идее, двоемыслие в реальности наблюдаться не должно, это – очевидная патология. Человек склонен уклоняться от противоречий. По крайней мере, таким был человек, когда Оруэлл писал свой роман (1949 год).

Сегодня ситуация изменилась. И двоемыслие стало понятием, которое может с успехом использоваться за пределами политической критики.

Вот, например, две ситуации из жизни начальной школы.

Ситуация первая. В школе проводится занятие по правам ребёнка. Подобные уроки сейчас являются обязательными, обычно под них выделяется классный час.  В ходе урока детям озвучиваются их права, включающие, в частности,  право выражать свои взгляды и мнения и право на защиту от всех форм насилия, в том числе – психологического. Через какое то время на обычном, предметном уроке, учительница требует, чтобы дети отвечали по учебнику, а не несли отсебятину. Один из учеников напоминает о своём праве выражать собственное мнение и недопустимости принуждения силой. За что получает двойку в дневник, а в школу вызываются его родители.

Вторая ситуация. В школе введён курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого преподаются «Основы православной культуры». На уроках по этому предмету учитель рассказывает детям о Православии, при этом, естественно, нельзя обойти утверждение, что наш мир сотворён Богом. Богом же сотворён и человек. Дети отпускаются на перемену. После неё наступает время другого предмета, который называется «Окружающий мир». И здесь та же учительница рассказывает об эволюции и что люди и обезьяны происходят от общего предка.

В обоих случаях у ребёнка наступает когнитивный диссонанс. Он испытывает дискомфорт от противоречия. Он не понимает, где правда. Ведь в обоих случаях полученная им информация освящена авторитетом учителя.  Психологи говорят, что в начальной школе авторитет у учителя даже выше родительского авторитета. И вот с учительского места в официальной обстановке урока звучат явно несовместимые суждения…

Самое грустное, что у взрослых когнитивного диссонанса не возникает. Они, а, собственно говоря,  мы  не видим проблемы, которая бросается в глаза ребёнку. Мы легко допускаем, что утверждения, составляющие содержание школьной программы, могут противоречить друг другу. Это показывает, что мы уже освоили умение двоемыслия. Мы понимаем, что в современном общественном сознании существуют элементы разных идеологий. И не только существуют, но и являются доминирующими. И мы как-то миримся с одновременным доминированием совершенно несовместимых вещей.

Что же мы предлагаем детям? Они живут в мире, где официально идеологии не существует. Считается, что мир ребёнка должен быть деидеологизированным.  Поэтому у ребёнка нет шансов распределить противоречащие утверждения по ящичкам различных идеологий, чтобы потом выдвигать тот из них, который востребован в настоящий момент, как делаем это мы, взрослые. Науку двоемыслия им не освоить. Но и оставаться в состоянии когнитивного диссонанса нельзя – это и мучительно, и даже психически опасно.

Выход, к которому мы подталкиваем ребёнка, также нельзя назвать хорошим. Мы выдавливаем его в постмодернизм. При этом степень погружения в постмодернистское мировосприятие может быть различной. В лёгкой форме это – прививка условности абсолютных суждений. Ребёнок вынужден признать, что высказывания учителя – не всегда правда. Что предлагаемое ему образование содержит, мягко говоря, странности, а грубо говоря, глупости. Из этого он делает вывод, что на слова, пусть даже учителя и даже сказанные на уроке, полагаться не стоит. Не стоит полагаться ни на какие слова, сказанные при любых обстоятельствах. Что авторитетов, в сущности, нет. Это – лёгкая форма, потому что со временем, став старше и разобравшись в том, что бывают разные мировоззрения и идеологии,  человек может вернуть себе способность принимать авторитетность чужого мнения, осознанно выбрав одну из идеологий в качестве своей, а, значит, признав принадлежащие к ней авторитеты.

В тяжелом случае ребёнок отказывается не только от мировоззренческой целостности, но отбрасывают и саму идею целостности. Он принимает постмодернистскую модель мира, в котором целостного субъекта не существует, а мир представлен в виде элементов, не требующих смыслового единства. Происходит фрагментация сознания. Это усугубляется тем, что современная культура и так пытается навязать ребёнку клиповое мышление, а тут ещё и школа льёт воду на ту же мельницу.

В конце статьи, по логике вещей, желательно указать какой-нибудь выход. Выход, на самом деле, есть только один – обретение единого идеологического основания нашего образования. Но возможно это только в условиях явленной государственной идеологии. А она нам запрещена Конституцией.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Публиковалось на сайте «Татьянин день»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Двоемыслие и дети

Изолгались - вот и двоемыслие. Тут уже не только Оруэлл, но и Сорокин .
Ратник / 08.01.2013, 19:38

1. Каббалисты создают ЕГЭ

Факты создания ЕГЭ специалистами по Каббале: http://www.youtube.com/watch?v=qxM-YsH7AqQ
СТРОИТЕЛЬ / 02.01.2013, 11:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06