Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, открывая его работу, отметил, что сегодня трудовая миграция в Россию из стран Центральной Азии обернулась потоком исламских фундаменталистов. «У себя на родине радикалы на законных основаниях подвергаются строгому уголовному наказанию, правительства среднеазиатских республик не церемонятся с ними, однако в Россию в силу либеральности уголовного наказания для исламистов последние чувствуют себя вольготно», — констатировал эксперт.
Он отметил, что мигрантов стремятся использовать в качестве политической силы местные исламские фундаменталисты. Так во время митингов в Казани после теракта 19 июля 2012 года, устроенными местной ячейкой террористической организацией «Хизб-ут-Тахрир», выходцев из зарубежных мусульманских республик можно было видеть в качестве основной массовки. «Мы были удивлены, когда обнаружили не только привычных для нас узбеков и таджиков, но на одном из таких уличных мероприятий присутствовала группа египетских арабов, которые поддерживали местных халифатистов», – рассказал исламовед.
Сейчас в среде мигрантов идет процесс создания альтернативных существующим национально-культурным автономиям организаций, выступающих с политическими заявлениями от имени мигрантов, - отметил эксперт. Среди таковых Раис Сулейманов назвал объединение «Таджикские трудовые мигранты» и ряд других. Некоторые общественные деятели нередко выступают в роли глашатаев политизации мигрантской среды, такие, например, как председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, неоднократно призывавший использовать мигрантов как политическую силу во внутренней политике России. Некоторые религиозные организации сознательно используют мигрантов для демонстрации собственной значимости и влияния, например, это практикует Совет муфтиев России, председателя которого ряд экспертов именуют «муфтием мигрантов». Ряд правозащитных организаций выступают в роли лоббистов интересов религиозных фундаменталистов из числа мигрантов, как это делает правозащитный центр «Мемориал», выступая в роли адвоката для членов «Хизб-ут-Тахрир».
«Мы абсолютно реально можем оказаться в ситуации Западной Европы, где никакой интеграции мигрантов уже нет, а идет процесс замещения населения с насаждением привнесенных радикальных религиозных убеждений под идеей толерантности, давно превратившуюся в идеологию диктатуры меньшинства над большинством», – считает Раис Сулейманов.
Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов выступил с докладом «Второе поколение мигрантов в России и политизация их религиозных взглядов: прогноз возможных последствий», в котором рассказал о мировоззрении молодежи из числа детей гастербайтеров. Эксперт, ссылаясь на исследования ученых Казанского федерального университета, отмечает, что этническая идентичность у молодых мигрантов отступает на последний план, а на первый выходит сугубо религиозная самоидентификация («мы – мусульмане»), причем исламское вероучение они трактуют в радикальном его понимании. «Характерной особенностью мигрантской молодежи является демонстративная россиефобия: они практически полностью не имеют гражданского самосознания, российские ценности и законы подчеркнуто ставят ниже идей шариата, при этом будущее российского государства они видят как часть глобального халифата», — резюмировал свое выступление Иванов, добавляя, что сами молодые мигранты не считают себя уже «приезжими», а акцентируют внимания на том, что они – «местные».
В ходе развернувшейся дискуссии было отмечено, что в ряде крупных мегаполисов России идет формирование этнорелигиозных кварталов по западноевропейскому сценарию. В Москве – это район Проспекта Мира, Люблино и станции метро «Войковская», в Казани – ул. Тукая и Нариманова (район Центрального рынка). В 23 сельских населенных пунктах Татарстана стали компактно селиться мигранты, нередко стремящиеся построить в них собственные мечети, которые в перспективе превратятся в центры нетрадиционного для Поволжья ислама радикального толка. При этом экспертами в качестве одной из мер, необходимых для разрешения ситуации видится необходимость открытия в составе духовных управлений мусульман специального отдела по работе с мигрантами. «Если существующие муфтияты не начнут работать с мигрантами, то с ними начнут работать другие персонажи, и такими, скорее всего, окажутся фундаменталисты», - заметил Раис Сулейманов, добавив, что переизбыток трудовых мигрантов, в рядах которых в Россию приезжают религиозные радикалы, является угрозой для национальной безопасности страны.