Документ, который рассмотрели члены комиссий по делам общественных объединений и религиозных организаций и по культуре и массовым коммуникациям, содержит исключительный перечень мест, где можно совершать «молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного». Законопроект предусматривает введение штрафов, в частности, за жертвоприношения вне определенных перечнем мест. Его инициировали в октябре 2011 года депутаты от ЛДПР.
Как заявил на заседании глава комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев, авторы законопроекта не разъясняют, что включает в себя понятие «насильственные действия». «Под насильственными действиями в отношении человека можно понимать и многочасовое стояние у храма, чтобы прикоснуться к святым мощам», - считает он.
После обсуждения депутаты приняли решение рекомендовать Мосгордуме не поддерживать законопроект и направить в федеральный парламент отрицательный отзыв.
В октябре сего года, напоминает издание, гражданские активисты также выразили намерение подготовить законопроект, запрещающий представителям различных религиозных течений совершать жертвоприношения животных. «Ритуальное убийство животных является варварским обычаем, оскорбляющим чувства огромного числа россиян и недопустимым в цивилизованном государстве XXI века», - говорилось в пресс-релизе Общественной коалиции в защиту Москвы. По мнению активистов, публичное заклание животных на глазах детей способствует воспитанию жестокости, «формирует представление о допустимости убийства ради целей своей религии и, в конечном счете, ведет к воспитанию детей в духе непризнания общепринятых нравственных и гуманистических ценностей».
Прокомментировать ситуацию с отвергнутым законопроектом корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, заметил, что «проведение мусульманских праздников, связанных с большим стечением людей на улицах и жертвоприношениями животных, конечно, упорядочивать надо». «Мы живём не в исламском государстве. Даже людям "нерелигиозным" православное Христианство ближе, чем ислам, хотя бы потому, что именно оно – в основе нашей культуры. И большинство населения не обязано на бытовом уровне соприкасаться с обычаями мусульман. Но законы должны быть не запретительные, а ограничительные - т.к. люди, соблюдающие исламские обряды, больше боятся нарушить исполнение тех самых обрядов, чем светские законы», - отметил пастырь.
«С другой стороны, не все вопросы, связанные с религиозной традицией, можно регулировать юридическими средствами, - считает священник. – Это не значит, что от них нужно отказаться. Действительно, можно и нужно прописывать какие-то нормы, касающиеся соблюдения общественного порядка, можно выделить огороженные места для проведения специфических религиозных обрядов, может быть, даже вынести их за пределы города, если это необходимо. Но надо иметь в виду, что любые запрещения, направленные вроде бы на какую-то одну религиозную традицию, бумерангом могут ударить по представителям другой. Ведь тогда защиты своего сознания от "религиозного насилия" потребуют не только те, кому не нравится кровь барашков на московских улицах, но и те, кому не нравятся, например, колокольный звон, рождественские концерты, крестные ходы, или собрание большого числа верующих для поклонения святыни и под. Поэтому необходим, в этом смысле, очень взвешенный документ».
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г.Жуковского Московской области, считает, что «огромное число современных законопроектов свидетельствует о человеческой немощи, которая, пытаясь опереться на законность, может дойти до непредсказуемых результатов». «Я считаю, что законодателям нужно определяться с тем, во что они сами веруют. Если ты мусульманин, отстаивай права мусульман. Если православный, отстаивай права православных. Тогда можно будет договариваться. А толерантность должна быть признана если не ересью, то, по крайней мере, утопией. Нельзя быть толерантным по отношению к мусульманам, не принимая их обычаи. Невозможно быть толерантным по отношению к православным, заявляя, что их дети с первого класса будут сексуально "просвещаться". При этом выступающие против тотальной политкорректности и толерантности объявляются вне закона. И вот пытаются теперь и светскость соблюсти, и всем религиям угодить. Все более очевидной становится немощь светского закона перед религией. Предложенная ситуация – лишь иллюстрация этого. Сама же толерантность ущемляет права большинства», - сказал отец Алексий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, назвал предложенные законопроектом формулировки о «насильственном действии религиозных обрядов в отношении людей и животных» странными. «Тем более, что мусульманский обычай в строгом смысле не является жертвоприношением, но именно обычаем в форме воспоминания о патриархальном приношении», - подчеркнул он. «Об этом можно, конечно, дискутировать. Но приведенные предложения в принципе направлены против религии – и против ислама, и против Православия – и настраивают людей против доминирующих в России религиозных традиций. Это фактически пропаганда атеизма. Тем более, что все регламентировать невозможно. Ведущим религиям должна быть предоставлена реальная свобода, в той или иной степени должны признаваться их формы, как необходимые для нашего населения. Религиозная традиция, безусловно, выше абстрактных "общепринятых гуманитарных ценностей"», - заключил отец Тихон.