«Самая сильная сторона закона об образовании – его социальная составляющая», - заявила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, представляя документ. По словам сенатора, этот акт направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования, сообщает сайт СФ РФ.
Парламентарий напомнила, что действующему закону уже двадцать лет, и за это время в него было внесено 83 изменения. «За прошедшие годы многое изменилось. В условиях модернизации возникла необходимость вывода российской системы образования на качественно новый уровень, который отвечал бы вызовам времени, учитывал мировые тенденции», - подчеркнула сенатор.
З.Драгункина отметила, что в законе сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством и оправдавшие себя на практике. Среди них: бесплатность образования, его доступность и качество, право выбора образовательной организации, обучение на родном языке, государственно-общественный характер управления образованием и другие. По ее словам, законом закрепляются новые серьезные положения, в том числе современные требования к образованию, такие как новые образовательные технологии, новые методы обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций. Кроме этого особое место отводится созданию условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как заметила Зинаида Драгункина, вводится норма о приеме на подготовительные отделения вузов на бюджетной основе лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Сенатор сообщила, что при подготовке законопроекта ко второму чтению было внесено более 1600 поправок. «Мы рассмотрели их совместно с депутатами Госдумы. Сразу хочу проинформировать, что 575 из них были приняты, 950 – отклонены. Среди внесенных поправок – поправки двадцати моих коллег-сенаторов», - пояснила З.Драгункина. После принятия поправок, считает парламентарий, многие нормы закона стали более точными и содержательными.
Она также добавила, что теперь ежегодно Федеральному Собранию будет представляться доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования.
По словам сенатора, в связи с принятием данного документа впереди предстоит большая работа, связанная с внесением изменений в 102 федеральных закона. «Считаю этот закон судьбоносным. И нам предстоит просветительская работа: научить и помочь жить и работать по этому закону. Мы должны дойти до каждого региона, каждого населенного пункта, каждой школы», - заявила она. «Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Поэтому у нас есть еще и прекрасная возможность – разъяснить положения закона на августовских педсоветах», - заметила сенатор.
Выступивший на заседании министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал закон сбалансированным документом, в основу которого заложены основы для дальнейшего развития образования в нашей стране. По его словам, закон в целом обеспечивает доступ к качественному образованию каждому гражданину.
Напомним, что Госдума приняла законопроект в третьем чтении 21 декабря. При этом коммунисты и эсеры документ не поддержали, считая, что он не решает задач по обновлению образования. Напомним также, что законопроект вызвал массу возражений со стороны экспертного сообщества и общественности.
Тем временем, коммунисты выступили с заявлением, в котором отмечается, что депутаты от «Единой России» вместе со «своими верными сателлитами из ЛДПР» заблокировали проект Обращения петербургского Парламента к Президенту Путину с предложением наложить вето на антинародный закон об образовании и отправить в отставку министра образования Дмитрия Ливанова, сообщает сайт петербургского отделения КПРФ. За включение в повестку дня проекта Обращения проголосовало 23 депутата.
В тексте Обращения к Президенту России депутаты отмечают, что после опубликования проекта Закона, «имеющего судьбоносное значение для жизни всей нашей страны», в Государственную Думу поступило более 600 тысяч обращений возмущенных указанным проектом граждан и 40 тысяч коллективных обращений, «однако, несмотря на массовый протест образовательного сообщества, родителей, всех неравнодушных граждан, Государственная Дума приняла проект Закона».
«Четкое и категоричное "нет" проекту Закона сказали представители педагогического сообщества всех ступеней образовательной системы, многие родители и учащиеся, научная, техническая и творческая интеллигенция. Об этом свидетельствуют многочисленные митинги, открытые письма с протестами в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, официальное обсуждение проекта Закона в Интернете, различные дебаты, освещаемые печатными и телевизионными СМИ, в которых представителям Министерства образования и науки Российской Федерации приходилось в одиночку противостоять многочисленным представителям перечисленных социальных групп, по сути бессмысленно "навязывая" обществу предлагаемую концепцию Закона», - говорится в заявлении.
Авторы документа отмечают, что принятый закон несколько улучшился после внесения в него ряда существенных поправок, среди которых есть и предложения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, однако «Государственная Дума упустила уникальный шанс принципиально изменить имеющийся курс образовательной политики, который привел к падению качества нашего образования, особенно за последние 10 лет». «Однако сейчас становится все более очевидным то, что в предлагаемой редакции Закон нуждается в серьезной, подчас кардинальной, переработке с обязательным учетом мнения профессионального научно-педагогического сообщества по ряду положений», - отмечают петербургские парламентарии.
В частности, отмечают они, закон в его нынешнем виде способствует коммерциализации системы образования, что ущемляет интересы значительной массы населения и прежде всего малоимущих; в законе нет положений, устанавливающих конкретные нормативы в отношении финансирования всей системы образования, а также уровня заработных плат и стипендий; начальное профессиональное образование необходимо сохранить, как это и было всегда, в качестве самостоятельной ступени образования, а не включать ее в состав среднего профессионального образования, как это предлагается в законе; надбавки за ученые степени кандидатам и докторам наук в размере 3000 и 7000 рублей соответственно, которые не индексировались с 2007 года, и вовсе перестанут существовать в прежнем виде, так как, в соответствии с законом, будут включены в оклад (эти выплаты следует проиндексировать с учетом инфляции за прошедшие 5 лет и оставить в виде надбавок, считают коммунисты); необоснованным шагом представляется изменение порядка поступления в учебные заведения, влекущее за собой отмену льгот при поступлении в вузы для детей-сирот; наряду с ЕГЭ должны существовать альтернативные формы вступительных экзаменов; существенный недостаток закона – отсутствие стратегии научно-образовательного прорыва.
На основании изложенного, депутаты, обращаясь к Президенту, просят отклонить принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и рассмотреть в соответствии с действующим законодательством вопрос об освобождении от должности министра образования Д.Ливанова «в силу того, что его деятельность не соответствует сложным и масштабным задачам, которые стоят сегодня перед российским образованием».
Обращение составили депутаты А.В.Воронцов, М.Л.Резник, В.Я.Дмитриев, В.О.Нотяг, К.О.Смирнов, И.В.Иванова, И.В.Коровин, Ю.А.Гатчин, М.А.Шишкина, Б.Л.Вишневский, А.А. Кобринский.