Нужно ли убрать из текста воинской присяги слово «клянусь»?

Православные священнослужители о присяге и религиозной свободе

0
906
Время на чтение 4 минуты
Общественная палата рекомендовала Госдуме, Минобороны и администрации Президента исправить текст воинской присяги, заменив в нем слово «клянусь» на «обещаю», пишут «Известия». Рекомендация обосновывается «религиозными взглядами и национальными особенностями значительной части военнослужащих», говорится в тексте обращения ОП, направленного 21 декабря.

Нынешний текст военной присяги выглядит так: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования Воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Автор инициативы, профессор РГГУ, адвокат Анатолий Пчелинцев на слушаниях в ОП отметил, что Евангелие запрещает христианам «клясться вовсе - ни небом, ни землей» (слова Иисуса Христа «не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» содержатся в Мф 5, 34-36). Он также напомнил, что в царской армии православным военнослужащим разрешалось заменить слово «клянусь» на «обещаю» или «клянусь Богом».

В Госдуме инициативу ОП восприняли прохладно. Глава комитета по обороне коммунист Владимир Комоедов отметил, что «клятва Родине все же крепче обещания», а его заместитель, депутат от ЕР Франц Клинцевич, пообещал: «Костьми лягу, но не дам убрать из присяги слово «клянусь».

Напомним, клятва военнослужащего содержится в законе «О воинской обязанности и военной службе». Согласно тексту закона, принимая военную присягу, военнослужащий клянется «свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников» и «достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». Исключение сделано только для военнослужащих-иностранцев - такой гражданин не клянется, а «дает обязательство» «соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг».

«Считаете ли вы, что текст военной присяги нуждается в изменениях? Стесняет ли он религиозную свободу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, полагает, что в нашем воинском деле есть еще немало более важных проблем. Так что «костьми ложиться» уважаемому Францу Клинцевичу еще есть за что, сказал священник.

«Мне кажется, что предложена более правильная формулировка, которая лучше соответствует нашему православному мировоззрению, которое сейчас разделяют не менее 80% - крещеных и позиционирующих себя как православных. Если с этим сейчас посчитаются, то, конечно, это будет хорошо. Но все-таки не любой ценой. Если такие серьезные люди, герои России будут костьми за это ложиться, то уж лучше пока оставить старую формулировку. Хотя "обещаю" и "присягаю" было бы более правильно. Это более соответствует Священному Писанию. Это как с мавзолеем или переименованиями – все это делать нужно, но не любой ценой. В нынешнее неспокойное время спокойствие и стабильность нашего общества все-таки более приоритетны», - заключил о. Александр.

Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, полагает, что это правильное уточнение.

«Если в царской армии был выбор, можно было и так сказать и так, это было более правильно. Ведь самое главное, чтобы это было искренне, по-настоящему. Сейчас же возможна трактовка в смысле безусловного подчинения государству. Однако принцип "Богу Божие, а кесарю – кесарево" имеет для христиан фактически значение заповеди. В этой связи можно вспомнить и первых христианских мучеников – римских воинов, и новомучеников, которые обвинялись в политических преступлениях. Ведь само государство может радикально измениться. История прошлого столетия дает множество примеров. Что же - отдавать сердце государству, которое убивает собственных граждан, разрушает храмы? Клятва – это, конечно, перегиб. А обещание – нормально. В этом есть определенная сдержанность. Все-таки уровень отношения к Богу и уровень отношения к государству это разные уровни. В конечном итоге важно, какой смысл мы в это вкладываем. При этом свобода не может помешать любви к Родине. Для верующего человека обещание это не пустые слова. Но если кто-то хочет произнести "клянусь" - пожалуйста», - заключил о. Илия.

Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, отметил, что «клятва» - это слово, имеющее магический и безусловный характер.

«"Проклятие" и подобные ему слова не случайно являются ему однокоренными. Давший клятву без всяких условий уже как бы обречен и принуждаем какой-то магической силой соблюдать то, что он поклялся сделать. Для христианина это, конечно, неприемлемо, как и для многих верующих. Лучше, конечно, было бы разработать текст присяги для верующих православных христиан, где были бы ясно изложены обязанности христианина-воина по отношению к государству и государства по отношению к христианину. Если государство обязывается защищать нравственные ценности и веру христианскую, христианин и без всякой клятвы будет защищать такое государство. Но если речь идет о защите олигархов и чиновников, чьих-то личных неблагородных интересов, то это не дело христианина», - подчеркнул о. Александр.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, заявил, что слово «клянусь» в воинской присяге предполагает именно твердое словесное обещание верности Родине плюс некую юридическую ответственность за измену.

«Традиционно в значение этого глагола и входят эти две составляющих. "Обещаю" - форма, которая привносит некое ослабление того же самого смысла. В этом традиционном смысле форма «клянусь», по-моему, приемлема. В данной клятве религиозный смысл отсутствует. Потому что человек не клянется ни Богом, ни святынями, но говорит евангельское «да» (имеется в виду Мф. 5 : 37: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» - РНЛ), т.е. "обещаю быть верным Родине". Если так понимать, то замены и не требуется. "Клянусь" как "твердо обещаю и готов нести ответственность" вплоть до ответственности собственной жизнью». Просто "обещаю" какой-то юридической ответственности не предполагает», - заключил о. Мелетий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06