Святейший Патриарх Кирилл встречался как с простыми людьми, так и с местными муфтиями, которые и сами не рады, что именем Аллаха прикрываются преступления. На освещение Предстоятелем Русской Православной Церкви Спасского кафедрального собора в Пятигорске собрался едва не весь город. На праздничные события со всех городов и станиц края приехали десятки священников Ставропольской митрополии. Помимо торжественного события это была еще и редкая возможность встретиться с Его Святейшеством и поговорить о самом наболевшем.
«Кто-то не мытьем, так катаньем пытается разрушить мир», - считает председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ставропольской епархии протоиерей Игорь Подоситников. «Многие люди просто семьями уезжают. Особенно восточные села остаются без прихожан», - рассказал настоятель церкви Святого Александра Невского в г.Благодарный Ставропольского края протоиерей Тимофей Гриценко.
Храм святителя Николая в хуторе Садовый, где живут люди разных национальностей, строили пять лет. Деньги собирали всем миром. Говорят, стало стыдно за безверие, что нет своего храма на хуторе. Хотя в недалеких отсюда восточных районах края мечети, почитай, в каждом селе. «Нужно же тоже самоутверждаться нам. Мы же потерянные вообще. Вот у мусульман все мужчины в мечетях постоянно там. А у нас мужчины доверили это женщинам. Бабушкам вообще», - говорит житель хутора Садовый Сергей Петровский. «Очень опасно становиться быть православными, потому что церковь сейчас наиболее опасное место для посещения в том смысле, что могут быть всякие провокации», - опасается Светлана.
В станице с говорящим названием Иноземцево, что недалеко от Пятигорска, собственно живущих в нем иноземцев почти нет. Но Кавказ – как распахнутые ворота. Заезжают разные. Они называют себя «салафитами» - истинными мусульманами. Привозят из-за рубежа ваххабитскую литературу и заявляют о необходимости создания на Кавказе исламского халифата. Попытки осквернить местный православный храм случались не единожды. На сходе терские казаки приняли решения ночью патрулировать улицы. В бешметах и лохматых папахах. И чтобы в поселке было спокойно, и чтобы защитить православные святыни от поругания. «Поклонные кресты как и по всей России стараются испортить. Стараются попасть в церковь. Осквернить иконы и другие святыни», - рассказывает атаман Сергей Воробьёв.
В стареньком спортивном зале, пережившим еще советский ремонт, казаки занимаются боксом. Изучают боевое самбо. В общем, теперь готовятся ко всем уличным неожиданностям. «На русских ребят в последнее время нападения происходят. Мы идем в зал заниматься, чтобы дать отпор», - говорит житель станицы Иноземцево Владимир Хромов.
Радикальные исламисты пытаются взорвать хрупкий мир в регионе, организуя здесь подпольные джамааты и пытаясь вербовать своих сторонников среди мусульманской молодежи. С представителями традиционного ислама они ведут непримиримую войну. «Есть те, кому не нравится мир и спокойствие. Есть такие люди. Вот они не дают нам спокойно жить», - говорит председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Хаджи Бердиев. По словам председателя организации «Русское единство на Кавказе» Сергея Попова за последние 15 лет на Северном Кавказе было убито около 88 исламских духовных лидеров, и есть все основания опасаться, что теперь противостояние придет на территорию Ставрополья.
О религиозном мире в этом сложном регионе во время своего визита на Ставрополье сказал Патриарх Кирилл. «Нам нужен такой диалог, который будет проникать в глубину сознания наших людей. И православных, и мусульман. Менять наши отношения в принципе. Почему? Потому что мы союзники сегодня перед лицом того, что в мире происходит», - отметил он. Русское присутствие, напомнил Его Святейшество, всегда консолидировало мир на Кавказе. А русская культура обогащала культуры сотен живущих здесь народов, являясь, как сказал Предстоятель, духовной скрепой для различных этносов.