«Вот уже два десятилетия бесплодно ищут национальную идею. Пока остановились на том, что это патриотизм и любовь к Родине. Это, конечно, так, но все же национальная идея вмещает нечто большее. Любые окончательные формулировки быстро становятся общим местом, они всегда ограничены и уязвимы, и почти всегда досадно идеологизированы. Эти формулировки неизбежно меняются в зависимости от государственного строя, но есть вечные и высшие ценности, человеческие качества, такие, как честь, благородство, справедливость, жертвенность, доброта, любовь к людям, любовь к своему народу и верность ему, вера. О них трудно говорить всуе любому, кто страшится фальши и пафосности, но все же именно они составляют главное в нашем национальном характере. По сути, это и есть национальная идея России, но только выраженная не в словах и не на бумаге, а в живых людях. По большому счету народ никогда не формулирует свою национальную идею, но безошибочно определяет ее носителей», – отметил архимандрит Тихон.
По его словам, молодежная политика в России должна строиться на постоянном внимании к людям, которые являются воплощением национальной и идеи, и которые, без преувеличения, являются настоящими героями. Ведь именно на примерах героев происходило воспитание молодежи и в древних цивилизациях, и в недавнем прошлом.
«Позвольте несколько слов сказать о молодежной политике не у нас в России, а том какой она была, скажем, в Древней Греции, или в Древнем Риме. А она там была и была совершенно определенной. Целью молодежной политики в древнем мире была передача базовых ценностей от поколения к поколению. Это была главнейшая задача. В этической основе общества Древней Греции стояли герои. Герои мифические и самые настоящие – живые, например, Александр Македонский. То же самое было и в Древнем Риме, например, Гай Муций Сцевола, который будучи взят в плен, из любви к своей отчизне положил руку на жертвенник, и, смотря на то, как рука горела, он произнес знаменитые слова: "Вот, что может сделать свободный римлянин!". Эти герои были возносимы государством и всем обществом, и являлись величайшим достоянием страны. Муцию Сцеволе, не императору, а обычному гражданину был поставлен памятник. И так было на протяжении всей истории. Византия тоже была цивилизацией героев, только герои были немного иные – они были прославлены в лике святых и стали героями духа. Рыцари Западной Европы – это те же самые герои, которые стояли во главе угла и в системе воспитания, и в системе передачи базовых этических ценностей», – отметил отец Тихон.
Между тем, сказал пастырь, время от времени в обществе происходит такой процесс как де-героизация. «Иногда он даже необходим, потому что отлетает ненужная шелуха. Но когда этот процесс заходит слишком далеко, то происходит то, о чем говорил Президент – размыкаются духовные скрепы. А сейчас в России происходит именно де-героизация всех и вся. Я недавно был в одном из книжных магазинов и увидел, что книга Резуна, где очерняется память Георгия Константиновича Жукова, лежит там на самом видном месте. Понятно, что у этого военачальника была непростая судьба, и он принимал жесткие, а порой и жестокие решения. Но сегодня де-героизации подвергаются практически все, и не только маршалы, но даже наши святые. Сейчас, например, развязана целая компания по очернению личности крупнейшего политического деятеля и угодника Божьего святого благоверного князя Александра Невского. Объявляется, что он был татарским прихвостнем и ничего хорошего он не сделал. И это вкладывается в сердца и умы нашей молодежи», – сказал пастырь.
«Как только начинаешь об этом говорить, наши скептики начинают возражать и спрашивать: "Подождите, а где же взять героев в наше время?" А далее очень часто приводится литературный пример Чацкого, который в известной комедии Грибоедова задавал такой же вопрос: "Где, укажите нам, Отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?" Чацкий, не мог, как мы видим, найти в свое время достойных героев. Но если мы внимательно присмотримся к этому феномену, когда люди не могут найти героев, то можно увидеть немало интересного и поучительного. Чацкий, живя в первой четверти XIX века, не мог найти "отечества отцов", которых следовало бы принять за образцы для подражания. Но ведь в это время творил Карамзин, жили и работали Пушкин, Жуковский, Баратынский. Начинал свою деятельность Гоголь. Беллинсгаузен и Крузенштерн в это время, может быть за два-три года до этого, открывают Антарктиду! В это время в зените славы находятся великие воины, которые не только освободили отечество в 1812 году, но и завоевали Париж! Их что тоже нельзя "принять за образцы"? А Сперанский, Уваров, Чаадаев? Да ведь и те же декабристы, если кто-то хотел бы взять с них пример, тоже были, что называется, под рукой», – отметил архимандрит Тихон.
«Да, мы отдаем честь нашим героям, но, по всей видимости, этого недостаточно. Совсем недавно, в этом году, два человека, два солдата легли своим телом на гранаты, чтобы защитить своих друзей. К сожалению, сегодня уже почти никто не помнит имен этих двух настоящих героев, деяния которых абсолютно ничем не отличаются от подвига Александра Матросова. Я имею в виду Сергея Солнечникова и Евгения Эпова», – посетовал отец Тихон.
По словам священника, необходимо пересмотреть свое отношение к героям. «Герои - это величайшая драгоценность. Это, может быть, самое дорогое, что есть в нашей стране», – заключил отец Тихон.