Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Годовщина Николая Данилевского и старый спор - принадлежит ли Россия Европе?

Сто девяностая годовщина со дня рождения выдающегося русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского в очередной раз всколыхнула старый спор: принадлежит ли Россия Европе или нам суждено идти собственным путём?

Все российские «западники» говорят о том, что мы европейцы, как о вопросе бесспорном и не вызывающем никаких сомнений, - по меньшей мере, со времён Петра Великого. Однако сами европейцы вовсе не спешат признавать нас частью своей многонациональной семьи. Для меня эта проблема со всей очевидностью обнажилась во время августовских событий 2008 года, которые разразились как раз в тот момент, когда я с группой туристов находился  в Польше.

Слова о том, что польская пресса односторонне рассматривала российско-грузинский конфликт, будут звучать слишком мягко. Польские СМИ стенали так, словно русские вторглись  в саму Польшу. На первых полосах, целиком посвящённых кавказской драме, аршинными буквами взывали к праведному гневу заголовки типа «Россия забивает Грузию!», дополненные перекошенными от горя лицами плачущих мужчин и женщин. Наибольшую популярность получила фотография жертвы бомбардировок в Гори, напоминающая знакомую с детства картину Пластова «Фашист пролетел». Сомнений в том, кто «первый начал» и вообще «кто виноват», не высказывалось ни малейших. Общую тональность прессы можно было свести к следующей формуле: «Завзятый рецидивист снова  взялся за своё... Доколе цивилизованное человечество будет терпеть его выходки?!»

Можно было бы списать эту истерию на старые польские обиды, если бы похожие настроения не царили по всей Европе - разве только выраженные в чуть менее острых тонах и с чуть большим налётом объективизма. Подтвердился нетленный тезис Данилевского: то, что европейцы с лёгкостью прощают «своим», они никогда не прощают «чужим».

Больше того: своим прощают даже заведомо неправое дело и чужим не прощают даже заведомо правое. Так было в девятнадцатом веке, когда простили Пруссии и Австрии немотивированную агрессию против беззащитной Дании и не простили России защиту угнетённых балканских славян от Турции. Так происходит и сегодня, когда западные люди прощают США агрессию против Сербии и агрессию против Ирака, но не прощают России защиту осетин в Цхинвале.

Может быть, кто-то скажет, что Россия слишком сильно «согрешила» против «европейских ценностей», приняв коммунистическую доктрину, и теперь нам потребуется время, чтобы «смыть грех» и доказать лояльность Европе своим «примерным поведением». Доказать, что русские стали хорошими, снова стали «своими»... Но почему-то немцам не пришлось ничего доказывать после Второй мировой войны. Для них были распахнуты двери и в ЕОУС, и в Северо-Атлантический блок, для них разрабатывался «план Маршалла», и не чинилось никаких препятствий к перевооружению бундесвера. Немцы были приняты в «Европейский дом» мгновенно, будто не было ни Освенцима, ни Ковентри, ни операции «Гельб».

Здесь бессмысленно что-то доказывать. Свои остаются своими, даже если они серьёзно «проштрафились». Чужие будут чужими, в какие бы поддавки а-ля Ельцин и Козырев они ни играли.

Идеологи отечественного «западничества», которые обласканы в Европе и вроде проходят там за «своих», явно путают персональное восприятие отдельных личностей и коллективное восприятие русских как национальной общности.  Поодиночке многих из нас примут в Европу с радостью, но целиком, как сохранивший свою самобытность народ, - никогда. И если мы не всегда замечаем свою «инаковость» и питаем порой совершенно искренние братские чувства к европейцам, то это отнюдь не значит, что европейцы платят нам той же монетой и не чувствуют незримой черты, отделяющей восточную часть континента от западной... Той самой черты, по одну сторону которой лежит собственно «Европа», а по другую - «Россия», два разных мира, две разные цивилизации.

Порой под напором неотразимых аргументов «западник»  вынужден бывает признать, что политические интересы России и западноевропейских стран не совпадают. Но это, мол, дело правителей и дипломатов, а какое отношение имеют подобные различия  к рядовым гражданам? «Ведь культурно-то, культурно - мы абсолютные европейцы!» А раз культурная основа общая, то нивелировка политической надстройки - дело времени. Примерно так рассуждают и Алексей Арбатов в своём геополитическом манифесте «Уравнение безопасности», и Борис Межуев на круглом столе телеканала «Культура», посвящённом 190-й годовщине Н.Я. Данилевского.

Культурная близость русских с европейцами действительно налицо. Особенно если мы говорим о художественной культуре, которая в нашем сознании нередко заменяет понятие «культура» вообще, хотя фактически является всего лишь наиболее яркой её гранью. В самом деле, наши литература, драма, балет, живопись построены примерно по тем же принципам, что и европейские. Мы с удовольствием читаем европейские книги, а в Европе ценят русских авторов. В какой-то степени можно даже говорить о вторичности русской художественной культуры, о её европейском ученичестве, о байроновских мотивах в творчестве Пушкина и Лермонтова, об итальянской школе в русской живописи и архитектуре и т.д. И хотя ученики нередко превосходили своих учителей, родственная культурная связь, художественное преемство здесь прослеживается бесспорно.

Однако близость вкусов и интенсивный творческий обмен между русскими и европейцами отнюдь не доказывают нашей культурной идентичности. В конце концов, мэтр японского кинематографа Акиро Куросава тоже вдохновлялся сюжетами Шекспира, а классик индийского трагического рассказа Мульк Радж Ананд даже образование получал в Лондоне. Между Японией и Европой, между Индией и Европой существует интенсивный творческий обмен и взаимное признание художественных произведений, - но это не повод говорить о тождестве японской или индийской культуры с европейской.

Думаю, апологеты «западничества» будут обескуражены и даже отчасти возмущены таким вполне логичным выводом, что «русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы, или даже в чуть большей». Да, в конце концов, все мы люди, обитатели планеты Земля, потомки Адама и Евы, создания Божьи, и у нас не может не быть общих культурных ценностей и общих художественных вкусов. Но, выделяя европейцев из всего человечества, мы автоматически вводим критерии, которые не позволяют русским быть безоговорочно выделенными  в той же группе, ибо различия чересчур очевидны.

Даже прямое переложение европейских фабул в русский художественный контекст буквально вопиёт о коренном культурном несовпадении. Не надо далеко ходить за примерами, довольно взглянуть на римейки детских сказок: «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди и «Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Удивительный волшебник страны Оз» Фрэнка Баума и «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Очевидно, что они различаются более радикально, чем известный образец художественного подражания в японско-западных культурных связях: «Семь самураев» и «Великолепная семёрка»! Если «плагиат» русских писателей воспринимается нашими детьми и родителями на ура, то оригиналы зачастую отторгаются, а некоторые их фрагменты кажутся не вполне уместными для детского возраста. Нет ничего удивительного в том, что на российском книжном рынке «Изумрудный город», при всём нашем пиетете перед западной продукцией, безраздельно доминирует над «Страной Оз», а на книжных рынках Западной Европы, где сказка Волкова издаётся в английском и немецком переводе, наблюдается обратная ситуация.

Различия двух миров легко обнаружить не только в детской литературе, но и во вполне взрослой классике. Русская муза не породила ни одного знаменитого героя, подобного сверхпопулярному графу Монте-Кристо. По существу, роман Дюма - это ода всемогуществу денег, с помощью которых оклеветанный герой мстит за отнятую молодость. Метафизическая пропасть между графом Монте-Кристо и князем Мышкиным - яркая иллюстрация культурных различий между Западом и Россией. И даже если признать, что фабула «Идиота» коренным образом отличается от сюжета «Монте-Кристо» (какое уж тут сходство!), то ведь и оказавшийся в весьма схожих с Эдмоном Дантесом обстоятельствах русский мститель Владимир Дубровский ведёт себя совершенно иначе, и роман Пушкина утверждает совсем иные, отличные от Дюма, ценности. «Дубровский» - скорее ода всемогуществу нравственного долга, который, как и в «Евгении Онегине», проявляется вопреки материальным и чувственным мотивам.

Если люди, утверждающие, что русская культура является по сути европейской культурой, обнаружат в отечественной литературе роман, где воспевается месть обидчикам с помощью сказочного богатства - роман, который стал бы бестселлером, а его главный герой - национальным образцом для подражания, - я, пожалуй, признаю их правоту. Но у нас-то национальными героями стали Рахметов, спавший на гвоздях; Дубровский, опустивший пистолет перед лицом обвенчанного  с любимой девушкой соперника;  Тёркин, скромно признающий свою окопную вшивость... Не возникает в русском культурном пространстве обаятельных героев-миллиардеров, даже таких далёких от морального образца, как драйзеровский Каупервуд. Если ключевой фигурой для западного литературы становится Сверхчеловек, возвеличивший сам себя, то для русской - простой человек, возвеличивающийся благодаря своей верности Сверхидее.

В ХХ веке культурные различия двух миров нашли отчётливое политические выражение. Эпоха тоталитаризма породила антагонистические, полярные общественные конструкции в России и в Западной Европе.  Противостояние фашизма и коммунизма - это новая, тоталитарная схизма европейского континента, почти точно повторяющая контуры Великого раскола 1054 года. Нетрудно убедиться, что в борьбе этих идей почти все народы православной традиции склонялись к коммунизму, а народы западнохристианского мира - к фашизму.

Так, русские, восточные украинцы, белорусы, грузины в массе поддерживали разного рода социалистические учения (от большевизма Ленина до анархизма Махно и меньшевизма Церетели), а галичане и народы Балтии вдохновлялись преимущественно идеями нацизма. В Югославии социализм установился без серьёзной помощи извне, а Польше был навязан исключительно силой советских штыков. Греческий социализм не состоялся благодаря аналогичному вмешательству британских штыков. Народы этнокультурного пограничья, связанные одновременно и с Востоком, и с Западом - венгры, румыны, -  проявляли наибольшие колебания, их судьба буквально качалась на весах.

Возможно, православного патриота покоробит такая аналогия. Многие из нас категорически отрицают органическую связь социализма с Православным миром, как европейские либералы категорически отрицают органическую связь фашизма с Западной цивилизацией. И тем, и другим события первой половины ХХ века кажутся неким непредвиденным отклонением от нормы, мутацией национального духа. Тем не менее, подобные отклонения были вполне закономерными. Русский социализм с материалистической грубостью пытался воплощать вековые православно-христианские идеалы: общинности, нестяжательства, соборного единства, послушания, братства народов вокруг некой высшей ценности. И немецкий нацизм, как бы ни отмежёвывались от него западные демократии, весьма педантично следовал старой европейской традиции. Политика Гитлера в отношении славян и евреев отличалась от политики англичан, французов, португальцев и других западных колонизаторов только технологически и организационно. Никаких качественных идейных изменений в принципы европейской колонизации германские фашисты не внесли.

То, что большинство современных европейцев и слышать не хочет о Гитлере (как большинство современных русских - о Ленине), не отменяет пройденного нами исторического этапа, подчеркнувшего мировоззренческую несхожесть двух миров. Вступление наших цивилизаций - России и Европы - в новый исторической возраст выявляет новые закономерные различия.   

Эти различия не стоит абсолютизировать, полагая две части континента извечными непримиримыми антагонистами. Но их также невозможно не учитывать: при планировании внутренних реформ, при строительстве внешних союзов, при формировании собственных представлений о мире. И потому учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторической обособленности России и Европы (взятое не в качестве догмы, а в качестве исходной посылки для размышлений) по сей день остаётся актуальным.

Владимир Тимаков, депутат Тульской городской думы

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

52. Ответ на 27., Владимир Петрович :

Да и в русских сказках бывало отвозили деток в лес, но только один существенный факт- НИКОГДА НЕ ДЕЛАЯ ЭТО ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.

Сказки есть сказки. В них мировоззрение языческое. Мы знаем, в основном, то, что прошло фильтр цензуры (царской и советской), а также то, что востребовано современными представлениями о воспитании детей. А в темноте народного бытия может быть разное. Вот Вам например зачин украинской сказки "Дед и рак": "Жили-были дед да баба; жили они у моря, детей у них не было. Наловит, бывало, дед рыбы, баба нажарит, поедят, да еще и останется. Вот она и жалуется: - Были бы у нас детки, остаточки бы и поели. И пошли они к какой-то бабке, и помогла она им так, что оказалось у них двое деток. А как детки появились, почти перестала рыба ловиться; что дед ни поймает, баба нажарит, детей накормит, сами поедят остаточки, да и сидят голодные. Они опять жаловаться: - Как не было детей, было что и поесть, а теперь сидим голодные. Бог и прибрал детей. А когда прибрал, то и вовсе перестала рыба ловиться." Вроде бы Бог вразумляет. Ан, нет, сказка по-своему поворачивается. Вылавливает дед рака, потом сватает его за царевну, и все в итоге живут счастливо...

Андрей Карпов / 18.12.2012

51. автору

Уважаемый автор! Какими Вы видите взаимоотношения России и Европе на этапе вступления в новый исторический возраст? Судя по всему, возраст этот - старость. Это будут два дружный, заразившихся друг от друга беснованием старичка в моразме или один из них все же уйдет в отшельники и остаток жизни посвятит Богу, а не тому, чтобы выслуживаться и веселить Европу, Японию и Израиль? Считаете ли Вы возможным или необходимым железный занавес с Европой?

РодЕлена / 18.12.2012

50. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Субъект, про сказочных - от короля Артура до Карлсона)

рудовский / 17.12.2012

49. Ответ на 43., Владимир Петрович:

ОФинн стучит ментам о превышении скорости, а я мигаю фарами предупреждая гонщика об опасности. И я и он в чем плохи и в чем-то хороши, но что самое главное- разные.

На самом деле, вы здесь явно нехороши, а финн - прав. Гонщик на дороге общественно опасен. Финн это понимает, а вы - нет. Отчасти (но только отчасти) вас извиняет тот факт, что среди наших ментов слишком много таких, кто занимается вымогательством вместо поддержания безопасности и порядка на дорогах.

Субъект / 17.12.2012

48. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Владимир Петрович, а вообще я не понимаю, о чем тут говорить... В вашем национальном коде нормально, когда родители по прихоти посылают на смерть детей, и нормально, когда люди не сражаются за свободу... Если честно, у меня только один вопрос: что же за национальность это такая?

рудовский / 17.12.2012

47. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Финн стучит ментам о превышении скорости, а я мигаю фарами предупреждая гонщика об опасности. (c) стучит? или, тратя свое личное время и проявляя гражданскую позицию, останавливается у поста и сообщает компетентным органам о том, что на трассе, возможно, находится невменяемый (пьяный? находящийся под действием наркотических веществ?) и уж точно опасный человек (не сбегающий ли преступник?)? И причем тут финны вообще? Что в Финляндии, что в Эстонии ездят очень аккуратно, всегда пропускают пешеходов и (вроде бы) всегда соблюдают скоростной режим. А в Москве? Из-за кортежей так называемых важных лиц огромные проспекты стоят в пробках - весьма показательно. Из-за безалаберности люди ночуют на трассах - снегом завалило. Из-за бешеных представителей "золотой молодежи" в пятницу и субботу по ночам в центре надо ездить очень аккуратно. А уж про количество инцидентов мелкого хамства (подрезал, резко затормозил, нарочно не пропустил, нарочно долго сигналил и пр.) в любое время суток и говорить не приходится. Вот где реально хорошо водят, так это в Сингапуре... Кстати, далеко не православном мегаполисе. А то, что ирландские или немецкие сказочки отличаются от русских, я и так знал, спасибо :)

рудовский / 17.12.2012

46. Ответ на 41., рудовский:

Я не понял: вы про сказочных персонажей или про реальных?

Субъект / 17.12.2012

45. Ответ на 42., Владимир Петрович:

Тогда вопрос, как бы вы поступили если бы золотые яблоки воровали бы у В

Вы продолжение-то помните? Коня и царевну Иван-царевич ворует у совершенно не причастных к делу о Жар-птице царей.

Субъект / 17.12.2012

44. Ответ на 41., рудовский:

Опять комментарий не пропустили...Субъект, я имел в виду, что на каждого плохого героя находился положительный персонаж, причем злые/добрые люди могли быть любого сословия и иногда даже разных национальностей (хотя, естественно, чужеземцы часто изображались как злодеи - что у нас, что в Европе).Поэтому говорить о том, что успешная подлость в Европе одобряется, просто глупо.

Глупо?! Согласитесь-это не аргумент. Наблюдение о особенностях Европейского менталитета на основание созданного им эпоса и сказок, это не мое открытие, но я полностью такое мнение разделяю. Угодно с ним не соглашаться, пожалуйста, но следует иметь ввиду что имеется такое мнение и не одинокое. Я бы даже добавил профессиональное. Отбросив "подлость" если это Вам так неприятно, надо согласиться с тем, что особенность все же имеется (в сюжетах и повествованиях) и это особенность различна у нас и у них. Разница в подходе прослеживается до нашего времени. Финн стучит ментам о превышении скорости, а я мигаю фарами предупреждая гонщика об опасности. И я и он в чем плохи и в чем-то хороши, но что самое главное- разные.

Владимир Петрович / 17.12.2012

43. Ответ на 40., Субъект:

таким образом, любезный субъект, Иван Царевич пытается восстановить справедливость Владимир Петрович, что же это за справедливость такая интересная, что она может быть "восстановлена" путем краж коней и дочерей у совершенно непричастных к делу людей и беззастенчивого обмана?

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. "Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад." Помните как сказка начинается. Тогда вопрос, как бы вы поступили если бы золотые яблоки воровали бы у Вас?

Владимир Петрович / 17.12.2012

42. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Опять комментарий не пропустили... Субъект, я имел в виду, что на каждого плохого героя находился положительный персонаж, причем злые/добрые люди могли быть любого сословия и иногда даже разных национальностей (хотя, естественно, чужеземцы часто изображались как злодеи - что у нас, что в Европе). Поэтому говорить о том, что успешная подлость в Европе одобряется, просто глупо.

рудовский / 17.12.2012

41. Ответ на 39., Владимир Петрович:

таким образом, любезный субъект, Иван Царевич пытается восстановить справедливость

Владимир Петрович, что же это за справедливость такая интересная, что она может быть "восстановлена" путем краж коней и дочерей у совершенно непричастных к делу людей и беззастенчивого обмана?

Субъект / 17.12.2012

40. Ответ на 37., Субъект:

Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке. Иван Царевич пытается украсть сначала Жар-Птицу, потом - коня. Оба раза его ловят. Узнав, что пойманный вор - царевич, чужеземные цари ему говорят: "Что же ты как вор полез? Если бы ты пришел честно, да попросил, я бы из уважения к твоему отцу, отдал бы тебе Жар-Птицу(коня)". Несмотря на 2 таких случая, Иван-царевич в третий раз идет на кражу, на этот раз - царевны. Правда, непосрественно акт кражи совершает Серый Волк, чтобы Иван-царевич не напортачил опять. И что же делает Иван-царевич по отношению к царям, которые его за попытку кражи не наказали, не посадили в темницу, не опозорили? Он этих царей совершенно беззастенчиво обманывает. Вместо царевны и коня он им подсовывает Серого Волка - оборотня, а царевну и коня оставляет себе. Ув. Владимир Петрович, раскройте, пожалуйста, на примере этой типичной сказки, какие подходы к достижению успеха и решения проблем у нас существуют?и характеры которая существует в подходах для решения проблем. И если нас можно обвинить во многом, и в лени и в подчиненности, то в подлости нас обвинить нельзя, а для Европы успешная подлость- это успех и достоинство.

Таким образом, любезный субъект, Иван Царевич пытается восстановить справедливость.Как раз подлости в этом нет никакой. Глупость есть, головотяпство тоже. А вспомните, кто спас от неминуемой смерти самого мальчика спальчика и его сестер и братьев? Здорово же он отблагодарил за это. Короче почти как нас. Я мог бы привести другие сказки и эпос, но задача моя не в том, что бы сказать что одни лучше других. А сказать, что мы разные. Европеоидов раздражает наша тяга к автократии. А как только мы расслабляемся до уровня демократии дают нам в поддых и обирают бессовестным образом. Почитайте переписку Новгорода Великого с Ганзейским союзом. 200 лет просили у Европы право равной торговли (Право чистой воды) равные гарантии от банлитов и что?! Полюбопытствуйте, прошло несколько веков а нрав и цели "наших друзей" не изменились. А чуть у нас беда, так и сразу все готовы прибрать к рукам. "Зато мы конечно Европейцы!", нас тоже тошнит от щей и кваса.

Владимир Петрович / 17.12.2012

39. Ответ на 34., рудовский:

Успешны и подлы были всякие герцоги, лорды и епископы,

Ну, положим, не всякий герцог, лорд и епископ был подл, даже если он был успешен. А другой стороны, у нас среди успешных князей и помещиков тоже встречались не вполне честные люди.

Субъект / 17.12.2012

38. Ответ на 32., Владимир Петрович:

Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке. Иван Царевич пытается украсть сначала Жар-Птицу, потом - коня. Оба раза его ловят. Узнав, что пойманный вор - царевич, чужеземные цари ему говорят: "Что же ты как вор полез? Если бы ты пришел честно, да попросил, я бы из уважения к твоему отцу, отдал бы тебе Жар-Птицу(коня)". Несмотря на 2 таких случая, Иван-царевич в третий раз идет на кражу, на этот раз - царевны. Правда, непосрественно акт кражи совершает Серый Волк, чтобы Иван-царевич не напортачил опять. И что же делает Иван-царевич по отношению к царям, которые его за попытку кражи не наказали, не посадили в темницу, не опозорили? Он этих царей совершенно беззастенчиво обманывает. Вместо царевны и коня он им подсовывает Серого Волка - оборотня, а царевну и коня оставляет себе. Ув. Владимир Петрович, раскройте, пожалуйста, на примере этой типичной сказки, какие подходы к достижению успеха и решения проблем у нас существуют? и характеры которая существует в подходах для решения проблем. И если нас можно обвинить во многом, и в лени и в подчиненности, то в подлости нас обвинить нельзя, а для Европы успешная подлость- это успех и достоинство.

Субъект / 17.12.2012

37. Ответ на 30., Владимир Петрович:

Мужика можно обвинить только в слабости и покорности своей жене Качество плохое, но он скорее вызывает сочувстствии. Ибо любит свою дочку и своими руками должен ее практически убит

Ничего себе "только" слабость: дан приказ убить родную дочь - он ее убивает, вместо того, чтобы защитить. Если это не подлость, то что такое подлость?

Субъект / 17.12.2012

36. Ответ на 30., Владимир Петрович:

Мужика можно обвинить только в слабости и покорности своей жене Качество плохое, но он скорее вызывает сочувстствии. Ибо любит свою дочку и своими руками должен ее практически убит

Ничего себе "только" слабость: дан приказ убить родную дочь - он ее убивает, вместо того, чтобы защитить. Если это не подлость, то что такое подлость?

Субъект / 17.12.2012

35. Ответ на 33., дед пенсионер:

Так не едят же там людей!!!

Угум-с: Змей Горыныч в русских сказках - вегетарианец, в отличие от злобных европейских драконов.

Субъект / 17.12.2012

34. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Владимир Петрович, да ладно? Это когда наши жертвовали свободой? в 1380 году? в 1612? 1812? в 1941, может быть?.. для Европы успешная подлость- это успех и достоинство (с) Разумеется, нет. Успешны и подлы были всякие герцоги, лорды и епископы, на каждого из которого находились в итоге свои ричарды, ланселоты или робин гуды.

рудовский / 16.12.2012

33. 25. Субъект : Ответ на 22., дед пенсионер:

"Вы потеряли нить разговора, любезный. Фраза Бабы-Яги была приведена как контрпример на утверждение, что в русских сказках якобы не едят людей." Так не едят же там людей!!! Я поправлюсь, ты не сказок русских не понимаешь, ты не способен ничего понимать вообще.Элементарно!

дед пенсионер / 16.12.2012

32. Ответ на 31., рудовский:

Владимир Петрович,убийство детей - часть национального кода? На это я могу ответить советским плакатом "Спасибо, НЕТ!"Жертвование свободой? Опять же "Спасибо, НЕТ!"Я не хочу жертвовать свободой, напротив я хочу сражаться за свою свободу, за свободу своих соотечественников.Подлость с большой буквы? По-моему, это несчастье с большой буквы.Впрочем, примеров подлости я вам могу и в русских сказках найти сколько угодно. И в корейских. И в мифах Древней Греции.Если честно, я все еще не понимаю, к чему тут весь этот разговор о сказках и к чему эти бесплодные попытки доказать, что мы особенные? Мы особенные, но отнюдь не из-за того, что мачеха выживает со свету царевну или Иван на печке лежит.

Выь не готовы, а большинство ваших соотечественников готовы жертвовать свободой. Готовы. но им нужно знать для чего и во имя чего эта жертва. Для Русских не личная свобода является главным фетишем. Не свобода действий важна, а свобода души, свобода на свою правду. Именно за эту свободу наши соотечественники шли на смерть. А свобода действий это дело второе, ее жертвует женщина ради детей и семьи, мужчина ради семьи, веры и единого национального плана. Так, что жертвовать свободой действия для нас дело не новое и к рабству не имеет никакого отношения. Я просто хотел на примере типичных сказок показать ту разницу подходов и характеров которая существует в подходах для решения проблем. И если нас можно обвинить во многом, и в лени и в подчиненности, то в подлости нас обвинить нельзя, а для Европы успешная подлость- это успех и достоинство. Важно ли это знать? Я полагаю важно.

Владимир Петрович / 16.12.2012

31. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Владимир Петрович, убийство детей - часть национального кода? На это я могу ответить советским плакатом "Спасибо, НЕТ!" Жертвование свободой? Опять же "Спасибо, НЕТ!" Я не хочу жертвовать свободой, напротив я хочу сражаться за свою свободу, за свободу своих соотечественников. Подлость с большой буквы? По-моему, это несчастье с большой буквы. Впрочем, примеров подлости я вам могу и в русских сказках найти сколько угодно. И в корейских. И в мифах Древней Греции. Если честно, я все еще не понимаю, к чему тут весь этот разговор о сказках и к чему эти бесплодные попытки доказать, что мы особенные? Мы особенные, но отнюдь не из-за того, что мачеха выживает со свету царевну или Иван на печке лежит.

рудовский / 16.12.2012

30. Ответ на 29., рудовский:

Владимир Петрович,царевну в сказке Пушкина отвели именно потому, что у мачехи появилось злобное желание избавиться от нее. Служанка отвела царевну в лес, а что было дальше, вы знаете.Обратите внимание: все это прямо под носом у царя!..

Мужика можно обвинить только в слабости и покорности своей жене Качество плохое, но он скорее вызывает сочувстствии. Ибо любит свою дочку и своими руками должен ее практически убить. Если угодно в этом есть часть нашего национального кода. Мы жертвуем своей свободой в надежде, что отказ от нее позволит сильному руководителю справиться с многочисленными врагами. Мальчик спальчик это ИНОЕ- это подлость с большой

Владимир Петрович / 16.12.2012

29. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Владимир Петрович, царевну в сказке Пушкина отвели именно потому, что у мачехи появилось злобное желание избавиться от нее. Служанка отвела царевну в лес, а что было дальше, вы знаете. Обратите внимание: все это прямо под носом у царя!..

рудовский / 15.12.2012

28. Ответ на 27., Владимир Петрович:

и в русских сказках бывало отвозили деток в лес, но только один существенный факт- НИКОГДА НЕ ДЕЛАЯ ЭТО ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. Что на это скажете Субъект?

Если вы имеете ввиду варианты типа сказки "Морозко", то там мужик отвозит в лес свою родную дочь по приказу своей новой жены, приходящейся девочке мачехой. В доме все достаточно всего, но злая баба хочет извести падчерицу, и мужик покорно исполняет требования жены. Что же это, по-вашему, говорит о нашем "национальный коде"?

Субъект / 15.12.2012

27. Ответ на 26., Субъект:

В русских сказках тоже встречаются ситуации, когда детей в лес отвозят и оставляют. И что это нам говорит о "национальный коде"?Подсказка: у древних славян и германцев национальные коды могли быть очень близкими, так как они когда-то были одним племенем.

Да и в русских сказках бывало отвозили деток в лес, но только один существенный факт- НИКОГДА НЕ ДЕЛАЯ ЭТО ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. Что на это скажете Субъект?

Владимир Петрович / 15.12.2012

26. Ответ на 23., Владимир Петрович:

В русских сказках тоже встречаются ситуации, когда детей в лес отвозят и оставляют. И что это нам говорит о "национальный коде"? Подсказка: у древних славян и германцев национальные коды могли быть очень близкими, так как они когда-то были одним племенем.

Субъект / 15.12.2012

25. Ответ на 22., дед пенсионер:

Вы потеряли нить разговора, любезный. Фраза Бабы-Яги была приведена как контрпример на утверждение, что в русских сказках якобы не едят людей. А про неизбежный конец света здесь как раз вы постоянно рассуждаете.

Субъект / 15.12.2012

24. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Владимир Петрович, вспомните сказку Пушкина "О царе Салтане и сыне его Гвидоне..." В ней вы найдете множество смыслов и отсылок к нашей реальности: мать-одиночка, слабое руководство страны, чиновники-преступники и тп. Приятного, знаете ли, мало...

рудовский / 15.12.2012

23. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Ну уж если говорить о сказках, как о маркере национального кода, тогда вспомните, по какой причине попал мальчик спальчик в лес глухой. Родители его подсчитали прикинули к носу, что содержание деток дорого обходится да и отвезли их в лесок подальше да по темнее. Без грубостей Российских и хамства, а так интеллигентно и очень цивилизованно. Но и мальчик спальчик в скорости доказал что он достойный ученик своих родителей, взял и подставил Людоеда по черному. Борьба есть борьба.

Владимир Петрович / 15.12.2012

22. 17. Субъект :

"А как же Баба-Яга: "Покатаюся, поваляюся, Ивашкиного мясца поевши"?" Ну сказка-то урок кому? Добрым молодцам! Ты не способен воспринимать русские сказки, ты чужой, внешний. Ты не можешь видеть смыслов реальности. Ты раб виртуальности,ты видишь смыслы придуманные, которые не существуют. Эти "смыслы" - всесторонний прогресс,конец истории, самоубийство человечества. Неизбежный конец света. Вывод: ты еще "живой", но для тебя конец света уже наступил. И тебе не страшно - это смерть.Самоуничтожение самосознанием. Свободный выбор.

дед пенсионер / 14.12.2012

21. 4. Андрей Карпов :

"Но с каждым годом в России всё больше людей с европейским культурным кодом. Вернее даже так: зона мутировавшей внутренней культуры в каждом из нас с каждым годом увеличивается." В ком это в нас? Я много общаюсь с людьми из глубинки, людьми наблюдательными. Там вообще происходит чудо. Но если брать тут всех нас,то Вы правы.

дед пенсионер / 14.12.2012

20. Ответ на 18., Солнца Г.И.:

Taк ведь и Мальчик-с-пальчик оставался жив, обхитрив людоеда. С другой стороны, Баба-Яга - "любительница человеченки", кого-то там другого съела вместо Ивана. И Змей-Горыныч съел немало народу, прежде чем его Иван порубал на части.

Субъект / 14.12.2012

19. Ответ на 17., Субъект:

А как же Баба-Яга: "Покатаюся, поваляюся, Ивашкиного мясца поевши"?

Вы,наверное, не заметили, что Ивашка всегда оставался жив. А желание, могло быть, навеяно европейскими подружками.Ведь Баба была выездная. Кстати, и европейские любители человечинки, типа драконы - бывали всегда просто биты (в назидание). А обычные люди, в отличие от европейских, никогда и не мыслили о пожирании себе подобных. Другое дело, они врагов резали на куски, но бросали собакам.

Солнца Г.И. / 14.12.2012

18. Ответ на 17., Субъект:

А как же Баба-Яга: "Покатаюся, поваляюся, Ивашкиного мясца поевши"?

Вы,наверное, не заметили, что Ивашка всегда оставался жив. А желание, могло быть, навеяно европейскими подружками. Кстати, и европейские любители человечинки, типа драконы - бывали всегда биты (в назидание). А обычные люди, в отличие от европейских, никогда и не мыслили о пожирании себе подобных.

Солнца Г.И. / 14.12.2012

17. Ответ на 16., Солнца Г.И.:

А как же Баба-Яга: "Покатаюся, поваляюся, Ивашкиного мясца поевши"?

Субъект / 14.12.2012

16. О СУТИ

Русские – достойны ли европейцев. Европейцы ли достойны русских. На колу мочало – начинай сначала. И такой «круг» будет нескончаем до поры – пока чётко не определят, Что: 1. Культура – это поклонение Свету; 2. Значимость наций, рас и областей их распространения определяется степенью принадлежности и соответствия канонам Света. Автор мог бы добавить, что ни в одной русской сказке с противником не расправлялись путём людоедства. В европейских – людоедство частое явление. Вот одна из причин нашей несхожести и того, почему представители Расеи (Свет сеющие) так противны, так называемым евро-западникам. Ряд черт, отражающих отход европейцев от принципов Света можно продолжать долго к тому списку, что привёл автор. Другое дело, что сегодня в России позатёрли каноны Света и иным уже начинает казаться, что в сумерках совсем неплохо. И "иных" становится всё больше. И забывается что такое естественно для человека, а что искусственно, т.е. что добро, а что зло. И начинается бормотание о цивилизациях… Хорошо сказал Боеприпас: " европа" и Русь борются прямо среди нас. Кто не может терпеть несправедливости, лжи и фальши - тот и Русь. Кто безразличен - тот больше " европа".

Солнца Г.И. / 14.12.2012

15. Ответ на 14., боеприпас:

Да, ну, наверное это неверное сопоставление у меня. Разве Дантес пощадил Данглара? Дантес разорил Данглара полностью, насколько я помню. А главным виновником-инициатором разве не Фернан там был?

Субъект / 13.12.2012

14. Ответ на 13., Субъект:

Возьмите вместо графа Монте-Кристо Жана Вальжана из "Отверженных" В.Гюго. А графа Монте-Кристо сопоставьте, например, с инженером Гариным из романа А.Толстого. Монте-Кристо мстит, но - только своин обидчикам, а к добрых людей он всегда вознаграждает. А Гарин - злодей.

Ув. Субьект. Отчасти вы сами ответили. Монте-Кристо выведен героем, а Гарин был выведен автором как авантбрист и злодей-)) И потом .. Вы не задумывались ? Почему Дантес пощадил самого отвратительного персонажа и главного виновника своего заточения. Барона Данглара ? .. Банкира..В то время , как настоящий русский уж пощадил бы Фернана. Про которого аббат Фариа сказал -" Да. Удар ножом , но не подлость. Это в испанском духе.." Наверное не стоит обращать внимание на пустяковые детали и неудачные обороты , если они не затрагивают серьёзных проблем. Суть автор подметил верно. Только забыл добавить , что " европа" и Русь борются прямо среди нас. Кто не может терпеть несправедливости , лжи и фальши - тот и Русь. Кто безразличен - тот больше " европа" -)))

боеприпас / 13.12.2012

13. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Тенденционзная подборка фактов под сомнительный тезис. Русская культура на тысячелетия моложе индийской и развивалась при постоянном сильном влиянии европейской. Поэтому русская культура гораздо ближе европейской, нежели индийская. Возьмите вместо графа Монте-Кристо Жана Вальжана из "Отверженных" В.Гюго. А графа Монте-Кристо сопоставьте, например, с инженером Гариным из романа А.Толстого. Монте-Кристо мстит, но - только своин обидчикам, а к добрых людей он всегда вознаграждает. А Гарин - злодей.

Субъект / 13.12.2012

12. Ответ на 10., диакон Владимир:

Руссо вспомните и,тогда боле не входите на сей уважаемый портал!

Уважаемый диакон Владимир. А что всё таки , не так у автора ? Упоминание Адама и Евы .. в том смысле , что у всех людей есть общее ( по две руки и ноги ) на Толстовство никак не тянет. Толстовство начинается там , где появляются сомнения в самом фундаменте Православия. Например сомнения в величайшей важности Священства и преемственности Священства от самих Апостолов и Самого Господа через установленые Самим Господом Таинства. Простите. -------------------- Уважаемый автор. Вы упомянули в статье галичан. Несколько легковесно. Прозвучало чуть коньюнктурно. Такие вопросы надо прорабатывать глубже. Много ли вы знаете об польском иге ? Да. Том самом о котором говорил императору Павлу монах Авель. А было оно много тяжелее монгольского. Что знаете о Почаевской лавре , которая расположена точно посреди Галиции? И крест Почаевской лавры очень тяжёл. Легко из тыла рассуждать о передовой и окопах. А Галиция это и есть - окопы. И неотьемлемая часть Удела Богородицы. " ... Многие из нас категорически отрицают органическую связь социализма с Православным миром, ..." конец цитаты. Вот тут вы , к сожалению , правы. Это очень прискорбно. Это просто - беда. Корни такого отношения известны. Их два. С одной стороны постарались гонители Православной Церкви и поджигатели мировой революции, которые и сейчас изо всех сил пытаются увязать свои дела и цели со Сталиным и Сталинским социализмом .. и взвалить на Сталина и на социализм свои грехи. Но в этом мы уже научились разбираться. А с другой стороны " работает" не разоблачённая ложь и фальшь либеральной белоэмигрантской идеологии. В которой разобрались не многие. А кто разобрался - тот помалкивает, потому что говорить об этом - " НЕ ПРИНЯТО". Ну подобно тому , как " не принято" официально говорить о том , что мощи в Дивеево принадлежат другому монаху , а не Преподобному Серафиму. И что настоящие мощи Преподобного Серафима ещё не обретены.

боеприпас / 13.12.2012

11. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Конечно, мы, русские, европейцы. Но некоторые граждане, ассоциируют себя с азиатами. Это у них эпатаж такой.

Ратник / 13.12.2012

10. Да, в конце концов, все мы люди, обитатели планеты Земля, потомки Адама и Евы, создания Божьи, и у нас не может не быть общих культурных ценностей и общих художественных вкусов.

Господин ТИМАКОВ! ВЫ Л.Н.Толстого "вплетите" в Вашу художественно-политическую вязь и все сразу отдохнут! Почему? О зеркалах революций и,оранжевых, особо вспоминаемых сегодня говорим! А Вы как- то теряетесь! Воспряните, долбаните по ПРАВОСЛАВИЮ Толстовством, зеркалом, в которое смотритесь сами! Руссо вспомните и,тогда боле не входите на сей уважаемый портал!

диакон Владимир / 13.12.2012

9. Ответ Ивану Человекову

Дорогой Иван Человеков! Позвольте Вас поправить. Понятия "Запад" и "Восток" вошло в научный обиход в XIX веке. Данилевский - основоположник Культурологии. Сегодня, в учебниках по Культурологии для ВУЗов, в частности, под ред Драч Г.В. даны четкие о обстоятельные определения этих понятий и расскрыты смыслы на примерах мировой культуры. Что касается Русской культуры, в науке она рассматривается как отдельный тип культуры (не Восток и не Запад). Постите за напоминание.

афанасий / 13.12.2012

8. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Хорошая статья, но с дурацким заголовком.

В.М. / 13.12.2012

7. Социализм

Тимаков: "Многие из нас категорически отрицают органическую связь социализма с Православным миром...". Отчего же? "Православие - и есть наш русский социализм", - Ф.М. Достоевский. Одни из последних его строк.

Калужанин / 13.12.2012

6. Нет никакого "Запада".

"Запад", "Европа" - понятия довольно размытые. Почти все их употребляют, но почти никто не даёт чёткого определения, что он под этими понятиями подразумевает. Все эти загадочные "запады", "востоки", "они", которые кому-то прощают, а кому-то нет, и т.д., - всё это не более, чем заезженные стереотипы, результат примитивного упрощения человеческой истории. Всё намного сложнее. Россия - это Россия, Польша - это Польша, Англия – это Англия и т.д. Нечего всех грести под одну гребёнку.

Иван Человеков / 13.12.2012

5. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Жители побережья Чудского озера или верховья Днепра, мягко говоря, отличаются от тех, у кого из окна дома видна Фудзияма или Брахмапутра.

рудовский / 13.12.2012

4. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Россия - не Европа. Наш культурный код отличается от европейского. Но с каждым годом в России всё больше людей с европейским культурным кодом. Вернее даже так: зона мутировавшей внутренней культуры в каждом из нас с каждым годом увеличивается.

Андрей Карпов / 13.12.2012

3. Всё объясняется очень и очень просто

Не так все просто. Греки, румыны, болгары - тоже православные народы. Однако европейцы (почти).

Павел Михайлович / 13.12.2012

2. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Спор о том является ли Россия частью европы или нет довольно старый и на мой взгляд довольно глупый. Россия-это Россия, полностью самобытная сущность. В каком-то анекдоте мыши хотят чувствовать себя ежиками, но только утратившими иголки. Если кому-то приятен такой подход к проблеме, это его право. Ну а скажем, быть просто Россией без примеси европы, что так трагично?!...

Владимир Петрович / 13.12.2012

1. полагая две части континента извечными непримиримыми антагонистами.

Думаю, что всё объясняется очень и очень просто. Мы - Православный народ, а их отец диавол и они "спешат исполнять похоти отца своего". И никогда, никогда между нами не возможно примирение, оно может быть только внешним, а внутренне мы всегда будем антагонистами и это будет проявляться вплоть до кончины мiра.

АРТАБАН / 13.12.2012
Владимир Тимаков:
Пафосно, но не реализуемо
Протоиерей Димитрий Смирнов готов увеличить рождаемость в России на несколько миллионов человек в год
09.10.2019
Нам нужны интеллектуалы, а не массовка
О причинах резкого сокращения миграционного прироста населения России, наименьшего с 2005 года
10.04.2019
Сохранит ли Россия свое лицо?
По сообщению СМИ, в рамках Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы планируется привлечь до 10 млн мигрантов
14.03.2019
Мы переживаем последствия гайдаровских реформ
Для серьезного улучшения демографического положения необходимо делать ставку на трехдетную семью
02.10.2018
Как минимизировать последствия демографической ямы 90-х годов?
Необходимы три меры — повышение пенсионного возраста, привлечение культурно близких мигрантов и переквалификация

26.05.2018
Все статьи автора